Эксперты рассказали, пострадают ли имидж и экономика Казахстана от ухода знаменитой франшизы McDonald's, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Эксперты рассказали, пострадают ли имидж и экономика Казахстана от ухода знаменитой франшизы McDonald's, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Экономист Андрей Чеботарев отметил, что само наличие на рынке такого бренда, как McDonald’s - это определенная "галочка" среди прочих экономических показателей. Сам по себе бизнес этой сети в стране также нельзя назвать совсем незначительным, ведь он давал около 1000 рабочих мест и только за прошлый год принес в казну 1,1 миллиарда тенге налогов. Это не столь большая сумма, но и не очень маленькая. В Казахстане McDonald’s появился относительно недавно в сравнении с Россией и Украиной, где эта сеть существует с 90-х годов. К примеру, в Киеве ресторан сети одно время был самым посещаемым в мире. В Казахстане также имелись перспективы для развития этой компании.
"У нас McDonald’s был не так сильно развит, как в других странах постсоветского пространства, где он присутствовал, так что значимого экономического эффекта от ухода самого предприятия не будет. При этом намного важнее его значение для международного престижа, это был маркер страны и если этого бренда нет, то это вызывает определенные вопросы у тех же самых иностранных туристов. Не думаю, что это серьезно скажется на инвестиционной привлекательности страны, но присутствие McDonald’s на рынке, безусловно, ей способствовало. У нас есть и другие крупные международные бренды на рынке быстрого питания. Могу также отметить, что в Казахстане, к примеру, никогда официально не считали "индекс бигмака", что также показывает, что это не было значимым экономическим показателем", - отметил Чеботарев.
При этом экономист также отметил, что причина ухода McDonald’s с рынка Казахстана и принципы, по которым осуществлялась его работа здесь, для нашей страны "позорны". Из широкого перечня продуктов, которые употребляются при производстве продукции McDonald’s, в Казахстане смогли наладить только выпуск булочек и нарезку готовых салатов, а также яблок. Вся остальная продукция агропромышленного комплекса страны не соответствовала требованиям компании. По мнению экономиста, это показывает неэффективность многомиллиардных субсидий государства на развитие этой сферы.
"Дело не только в самом качестве продукции, но в возможности бесперебойно и в течение долгого времени поддерживать это качество и обеспечивать постоянные поставки. Это куда сложнее, чем единично выпустить какой-то качественный продукт. Для McDonald’s было необходимо бесперебойное снабжение мясом одного и того же качества, и в этом и была его фишка. В любой стране, где есть эта сеть, вы знаете, что есть высокотехнологичное производство, продукцией которого, к примеру, очень малый шанс отравиться. В этом была своеобразная "магия". Вы могли еще 20 лет назад впервые попробовать гамбургер из McDonald’s в другой стране и спустя годы попробовать его, когда он появился здесь, и вкус был одинаковый. Вам он может нравиться или не нравиться, но это показатель качества производства. Это позор для нашей агропромышленности, что мы не смогли обеспечить такое же качество продукции, и очень жаль", - добавил Андрей Чеботарев.
Эксперт в сфере общепита и ресторатор Юрий Негодюк отметил, что McDonald’s не оказывал большого влияние на рынок общепита в стране. По его словам, он пришел на рынок достаточно поздно, когда на рынке уже были крупные международные сетевые игроки. На рынке уже были международные стандарты.
"McDonald’s работал в Казахстане по принципу сборки, то есть основные ингредиенты они импортировали и в Казахстане они их лишь собирали. Вот если бы они открыли тут в стране производство по переработке мяса и других продуктов для своих ресторанов, то, возможно, это оказало бы влияние на продуктовую отрасль", - отметил Негодюк.
При этом ресторатор отметил, что внедрение высоких стандартов работы для сотрудников в сети играло положительную роль на рынке. Он добавил, что можно по-разному относиться к продукции McDonald’s, но в целом присутствие такого бренда - это определений имидж и популяризация Казахстана в мире как страны, которая интегрирована в мировую экономику и в которой можно строить свой бизнес.
Директор департамента животноводства "Атамекен Арго" Арсен Исламов отметил, что к рынку Казахстана всегда был невысокий интерес со стороны международных инвесторов, особенно в несырьевой и продовольственной сферах. Связано это в основном с небольшим населением страны и невысокой платежеспособностью. Заманить такого инвестора на казахстанский рынок и раньше было проблематично, но после ухода с рынка одного из немногих транснациональных брендов - McDonald’s, возможно, станет еще сложнее.
"В этом нет нашей вины, мы не виноваты, что в нашей стране маленькое население и нет большого рынка. Казахстан в основном может быть интересен для пищевых компаний только как производственная площадка, для экспорта на более привлекательны рынки соседних стран – России и Китая. Такие планы действительно были, к примеру, рассматривался вариант запуска здесь производства американской транснациональной пищевой корпорации Tyson Foods. Думаю, потери от того, что это производство у нас так и не появилось, более серьезные, чем от ухода с рынка McDonald’s, однако и это также фактор негативный", - отметил Арсен Исламов.
По словам спикера, McDonald’s в Казахстане оказывал влияние не на мясное производство, а скорее на логистический бизнес, так как специально для них был построен большой транспортный хаб и налажены маршруты доставки продуктов. Также франшиза закупала казахстанские овощи, таким образом влияя на повышение качества их производства. В целом от присутствия международной компании имелся мультипликативный эффект, хотя работали они у нас по франшизе. Большое влияние компании имелось на стандарты транспорта, логистики и рынка труда.
"Наверное, самые большие потери от ухода McDonald’s для рынка труда. Они внедряли мировые принципы и стандарты разделения труда, его оплаты, обучали сотрудников. Что особенно важно - у них работала в основном молодежь, часто без опыта работы в других местах. То есть человек получал неплохой опыт, и даже если проработал в их ресторане три месяца, о нем можно было сказать, что это стрессоустойчивый сотрудник, хорошо понимающий, как работать на выделенном участке. Видя такую отметку в резюме, я нанял бы такого сотрудника. У нас имеется большая проблема с работой для молодежи. Выпускаясь из университета или школы, в приличные и хорошие места они не могут устроиться без опыта работы. Они вынуждены работать в маргинализированной среде, водителями, курьерами с плохими условиями труда. Начиная работу в McDonald’s, молодежь проходила своеобразный рабочий университет, работая в прозрачной структуре, получая ценный опыт и проходя обучение", - отметил Исламов.
Специалист считает, что локализовать производство котлет для McDonald’s в Казахстане было практически невозможно, так как для этого необходимо схождение сразу нескольких факторов. Во-первых, дешевого мяса, так как компания стремится максимально снизить себестоимость продукции. Зачастую в производстве таких изделий применяется мясо молочных коров, тогда как в Казахстане в основном распространено мясное животноводство и себестоимость килограмма такой говядины намного выше. Другой момент - наличие технологий и стандартов, контроля качества и безопасности продукции, который ни одно из наших производств не проходило. Чтобы пройти такую сертификацию, нужны дополнительные расходы на оборудование. Последний и самый важный фактор - большой рынок сбыта. По словам Арсена Исламова, необходимое число потребителей должно превышать 20 миллионов человек, чтобы окупить наличие такого производства. Такой рынок могли бы обеспечить все страны Средней Азии, но, кроме Казахстана, в остальных странах слишком низкая платежеспособность и вряд ли в ближайшее время там было бы выгодно открывать филиалы McDonald’s.
"Наличие McDonald’s, по сути, выделяло нас среди соседних стран. Это своеобразный "значок" о принадлежности к современным, цивилизованным странам. Жаль, конечно, что теперь у нас его нет, но тут все было завязано на наличие McDonald’s в России и повлиять на это мы никак не можем", - добавил Арсен Исламов.
5 января стало известно, что сеть ресторанов прекращает работу под брендом McDonald’s в Казахстане из-за ограничений в поставках мясной продукции из России.
6 января в сети появились видео демонтажа вывесок McDonald's.
Позже ситуацию прокомментировал премьер Казахстана.
Заместитель премьер-министра - министр торговли и интеграции Серик Жумангарин заявил, что уход сети ресторанов быстрого питания McDonald's вскрыл проблемы мясоперерабатывающей отрасли Казахстана,
Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!