31 января был опубликован текст очередного послания Президента Казахстана к народу, в котором Нурсултан Назарбаев выделил пять основных приоритетов Третьей модернизации страны. Корреспондент Tengrinews.kz обратился к экспертам и попросил их выделить наиболее сложные задачи, поставленные Главой государства.
31 января был опубликован текст очередного послания Президента Казахстана к народу, в котором Нурсултан Назарбаев выделил пять основных приоритетов Третьей модернизации страны. Корреспондент Tengrinews.kz обратился к экспертам и попросил их выделить наиболее сложные задачи, поставленные Главой государства.
Самый трудновыполнимый в ближайшей перспективе пункт, который выделяет экономист Алмас Чукин, касается обеспечения темпов роста экономики Казахстана "выше среднемировых". Эксперт исходит из того, что средние темпы роста экономики Европы составляют около 2 процентов, США - ближе к трем. При этом в Казахстане темпы роста выше 5 процентов считаются высокими, от 2,5 до 5 - средними, а ниже этого уровня - слабыми.
"Если в послании под выражением "выше среднемировых" имеется в виду выше пяти, то это самая тяжелая задача. Потому что по всем прогнозам, которые я видел, нам ближайшие пять лет в лучшем случае светит 2-3 процента. Если действительно ставится задача удвоить темпы роста экономики, то это прямо сейчас, наверное, близко к невозможному", - считает Чукин.
Следующий пункт, также вызывающий сомнения у экономиста, касается существенного повышения производительности труда. Это очень серьезная и действительно важная задача, отмечает эксперт, но при этом, согласно тексту послания, этого предполагается достичь за счет автоматизации, роботизации, искусственного интеллекта и обмена большими объемами данных, что смотрится трудновыполнимым при отсутствии развитой промышленности.
Далее Чукин остановился на пункте, в котором говорится, что аграрный сектор должен стать новым драйвером экономики за счет изменения субсидий, перехода на страхование продукции, создания фермерских кооперативов.
"Хорошие в целом задачи, но вопрос, как все это сделать. Больше всего сомнения вызывает, как загнать 500 тысяч домашних хозяйств в кооперативы. Что-что, а такая работа пока у нас не получается. Также одной из задач ставится увеличение площади орошаемых земель на 40 процентов. Это, конечно, очень много и потребуются гигантские деньги. Надо будет поворачивать реки, строить водохранилища, рыть каналы", - оценил объем работы экономист.
Последнее, на что обратил внимание эксперт, выделяя трудновыполнимые пункты, касается задач, поставленных перед Нацбанком РК. Это с одной стороны снижение инфляции до 3-4 процентов, что достаточно амбициозно, а с другой - призыв обеспечивать рост экономики, работая в связке с правительством.
Изучил текст послания и независимый эксперт, имевший опыт работы в Национальном Банке Казахстана Александр Юрин. В силу ряда своих профессиональных интересов эксперт как раз обратил внимание на пункты, касающиеся финрегулятора. В целом же, говоря о документе, Юрин указал на то, что он изложен в "концептуально-обобщенном" стиле, который допускает различные интерпретации.
"То, как госорганы интерпретируют отдельные моменты в рамках этого документа, будет определять подходы к выполнению тех или иных задач. Поэтому рассуждать о том, насколько реальна реализация многих из поставленных задач, до появления конкретных планов их реализации будет преждевременным", - пояснил эксперт в самом начале.
В то же время, по его словам, постановка некоторых задач может предполагать несколько подходов к их реализации в зависимости от интерпретации госорганами. В частности, тезис о необходимости перехода регулятора "от формализованного подхода к риск-ориентированному".
"С точки зрения международного опыта риск-ориентированный надзор предполагает предупреждение возникновения "нештатных ситуаций" в финансовых организациях путем формирования соответствующей регуляторной базы и совершенствования надзорных механизмов. Банковский надзор может быть эффективным только в том случае, если в рамках соответствующей нормативной базы урегулированы все ключевые аспекты банковской деятельности, а сам надзорный процесс является максимально транспарентным. Однако в казахстанской регуляторной базе в настоящее время имеется целый ряд зияющих пробелов, связанных, например, с отражением рисков в отчетности и начислением провизий. Причем эти пробелы существуют уже довольно длительный промежуток времени, и, судя по всему, никаких действий для их устранения не предпринималось. До того момента, пока эти пробелы не будут удалены, ни о каком риск-ориентированном надзоре речь идти не может", - убежден Юрин.
Также эксперт отмечает, что призыв "принимать меры воздействия к банкам, не дожидаясь формального нарушения с их стороны", может быть воспринят регулятором слишком буквально. Тогда есть риск столкнуться с тем, что вместо действий в правовом поле Нацбанк будет полагаться на собственные суждения и экспертные оценки своих специалистов.
"В условиях низкой транспарентности надзорного процесса это вполне может создать серьезную почву для различных злоупотреблений", - предупреждает Юрин.
Своими мыслями о трудновыполнимых задачах из послания поделился и финансовый директор ТОО "Эковатт" Саян Комбаров. Он обратил внимание на упоминание важности цифровых и IT-технологий. Эксперт отмечает, что IT- и мобильные приложения важны для снижения затрат и времени, для ускорения обмена информацией, обменов товарами и услугами, но не являются жизненно необходимыми услугами по сравнению с базовыми потребностями человека в энергии, пище и воде, жилье и транспорте.
Исходя из этого, Комбаров подводит к выводу, что IT должно помочь снизить административные барьеры перед бизнесом, опираясь на решения частного сектора и предпринимателей, но создавать на деньги частного сектора громоздкие госкорпорации и агентства - это неэффективно.
Развивая мысль, Комбаров отмечает, что, согласно модели "Диамонд Портера", наиболее конкурентоспособные сектора определяются природно-географическими условиями, рынками сбыта, ресурсами и наличием факторов производства, позволяющими конвертировать их с наименьшими затратами и наибольшей производительностью в готовые услуги и товары. Именно их и необходимо Казахстану развивать, двигаясь от простого к сложному, создавая из сырья массовые продукты с более высокой добавленной стоимостью.
"Например, вместо создания отверточных автосборочных предприятий нам следовало бы сначала научиться производить несложные компоненты, где можно добиться большой производительности и экономии", - уверен эксперт.
Также Комбаров обратил внимание на то, что трудно будет исполнить поручение Нацбанку РК снизить ставки кредитования и сделать кредит более дешевым. Как объяснил свою позицию эксперт, это невозможно будет сделать, если не увеличить производство товаров и услуг.
"При всем желании Нацбанк не может создать кредит. Кредит создается производством и предложением сбережений, а не печатным станком и монетарной политикой. Чтобы иметь низкую ставку кредита, нужно больше производить полезных товаров и услуг, нужно стимулировать сбережение и капиталовложение в средства производства, человеческие ресурсы, исследования. А у нас научные центры в большинстве либо выживают, либо оторваны от жизни и производства", - высказался по этому вопросу Комбаров, добавив, что если искусственно понижать ставку кредитования и увеличивать монетизацию экономики, то это приведет к росту цен, а в след за этим будет падать покупательская способность тенге, расти курс доллара и обесцениваться сбережения.
"Кредитование без роста сбережений и доходов приведет к росту плохих долгов и проблемам банков, - продолжил финансовый эксперт. - Разумеется, при этом не может идти речь ни о макроэкономической стабильности, ни о сохранении сбережений, выполнении социальных обязательств и привлечении иностранных инвестиций. Казахстан должен научиться создавать стоимость для массового потребителя в виде дешевых и качественных товаров".