ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
02 декабря 2020 | 11:20

Известный журналист показал уникальные кадры погибшего "Бурана"

©Григорий Беденко ©Григорий Беденко

Известный казахстанский тележурналист Григорий Беденко, который более 20 лет занимается темой авиации и космоса, показал уникальные кадры погибшего "Бурана" из своего архива, снятые весной 1999 года, передает корреспондент Tengrinews.kz.


Иконка комментария блок соц сети

Известный казахстанский тележурналист Григорий Беденко, который более 20 лет занимается темой авиации и космоса, показал уникальные кадры погибшего "Бурана" из своего архива, снятые весной 1999 года, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Тогда он находился в командировке на Байконуре, где состоялся первый пуск в рамках нового проекта "Днепр". Это был совместный российско-украинско-казахстанский проект по конверсионному использованию баллистических ракет РС-20 "Воевода", или, как их еще называют натовцы, SS-18 Satan ("Сатана").

"Ракеты, которые снимали с боевого дежурства, планировалось использовать для запуска небольших орбитальных спутников. Пуск был произведен успешно, после него мы остались еще на пару дней на Байконуре, и нам выдалась уникальная возможность побывать на 112-й площадке, где находились две практически собранные ракеты "Энергия" и единственный побывавший в космосе корабль "Буран". К тому времени появилось совместное предприятие "Аэлита", его задача была брать на баланс те объекты и то имущество Байконура, которые выводились из состава арендуемых Россией. Казахстан принимал их в свою собственность, задача была поддерживать все это бывшее советское добро в том состоянии, которое не позволяло ему заржаветь и развалиться окончательно. Все объекты, связанные с программой  "Энергия-Буран", передавались как раз в тот момент Казахстану. С момента закрытия проекта прошло семь лет, в 92-м году он закрылся официально, и за это время комплекс находился уже в полузаброшенном состоянии", - рассказал он.

©Григорий Беденко

"Энергия-Буран" был последним советским мегапроектом, - продолжает рассказ Григорий. - Можете себе представить, что в конце 80-х годов население Байконура достигало 200 тысяч человек вместе со специалистами, их семьями, людьми, которые поддерживали не просто нормальную, а очень даже комфортную по советским меркам, жизнь в городе. Для сравнения, сейчас на Байконуре проживают около 70 тысяч".

©Григорий Беденко

"112-я площадка представляла собой гигантский, просто циклопических размеров ангар высотой примерно с 20-этажное здание и площадью в шесть футбольных полей. Монтажно-испытательный комплекс состоял из трех секций. В центральной был главный сборочный комплекс так называемого пакета, то есть это ракета "Энергия", четыре боковых разгонных блока к ней, а сверху на специальных консолях крепился космический корабль "Буран". Конструкция была зафиксирована на специальных стендах. Тот самый, который в 1988 году совершил единственный в рамках проекта полет в космос. Секции ангара были разделены обитаемыми помещениями высотой примерно в 16 этажей. Это очень напоминало жилой дом с длинными балконами, где работали инженеры и технический персонал. В боковых секциях МИКа находилась еще одна собранная в пакет ракета "Энергия", различные стенды для испытаний и отдельно лежащие боковые блоки. Все это было сегментировано - двигатели отдельно, головные обтекатели отдельно", - отметил он.

©Григорий Беденко

По словам журналиста, в то время ангар уже выполнял функцию неофициального музея, что вызывало невероятный интерес у иностранцев со всего мира.

"Во время посещения 112-й площадки нам разрешили там свободно ходить и даже подняться на крановую панель, чтобы получше снять космический корабль "Буран" и ракету "Энергия". Никому до этого не разрешали подняться на верхние этажи, а мы залезли на сам кран. С высоты гигантские размеры конструкции настолько впечатляли и поражали воображение, что мы просто стояли там с открытым ртом. Это было своего рода наглядное подтверждение, какую мы все-таки великую страну потеряли. Какое колоссальное количество интеллекта, денег было вложено в этот мощнейший проект. И горечь от понимания, что это все никогда не получит своего продолжения. Это была наша первая и последняя съемка космической системы. Буквально через три года произошла чрезвычайная ситуация, при которой "Буран" и "Энергия" были уничтожены, от них вообще ничего не осталось. Бесславный конец - на 112-й площадке во время ремонта в 2002 году обвалилась кровля, похоронив под собой то, что осталось от крупнейшего достижения мировой космонавтики.", - рассказал Беденко.

Журналист отметил, что второй оставшийся летный экземпляр "Бурана" еще можно восстановить, несмотря на его непригодное состояние.

"Он, наверное, в ужасающем состоянии, уже более 30 лет стоит на заброшенном заправочном комплексе. Вероятно, уже все разъела коррозия. Если и дальше корабль будет там стоять, от него просто ничего не останется. Поэтому, может быть, предложение главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина поступило весьма вовремя. Однако, если Россия выкупит корабль, что она потом с ним дальше будет делать, непонятно. Лично я за то, чтобы "Буран" оставался на Байконуре. Его нужно восстановить, вытащить из этого помещения, реставрировать и по возможности открыть музей истории проекта "Энергия-Буран". Почему он должен оставаться на Байконуре, да потому что на самом деле это наша совместная история. "Энергия-Буран" - советский проект, и Казахстан сегодня имеет на него такое же право, как и Россия, потому что мы жили в составе одного государства", - считает он.

©Григорий Беденко

При этом Беденко предлагает создать музей с отдельным ангаром для "Бурана", ведь без него аппарат быстро разрушится, учитывая особенности климата в Кызылординской области.

"Тот "Буран", который на всех фотографиях, сделанных в музее на "Гагаринском старте", - это не корабль, это так называемый динамический макет. Он был создан для испытаний самолета "Мрия". Внутри него расположена экспозиция – что-то типа музейной комнаты.  Единственное, что на сегодня от проекта "Энергия - Буран" осталось живое, - самый большой в мире транспортный самолет Ан-225 "Мрия". Он был создан специально для перевозки "Бурана" с завода на Байконур. Корабль крепился на внешних консолях в верхней части фюзеляжа "Мрии". Было специально разработано двухкилевое хвостовое оперение, чтобы сохранить аэродинамику. Сейчас "Мрия" используется как перевозчик крупногабаритных грузов. Самолет принадлежит Украине", - рассказал он.

©Григорий Беденко 

Система "Энергия-Буран" де-факто опередила свое время на многие десятилетия вперед. Беденко предположил, что, возможно, поэтому она и оказалась никому не нужной. Отметим, что до настоящего времени создать настоящий многоразовый орбитальный самолет, который мог бы летать сразу в двух средах - в космосе и в атмосфере, и совершать посадку на взлетно-посадочную полосу аэродрома в автоматическом режиме, больше никто в развитых странах мира даже не пытался.

"Оставшийся "Буран" надо сохранить, - настаивает Беденко - Это было высшее техническое достижение СССР перед распадом. Это была вершина всего. Сейчас мировая космонавтика пошла по пути минимализма, экономии средств и решения узкоспецифических задач. Космос становится частным. Например, проекты Илона Маска - эти его суперсовременные ракеты семейства Falcon и корабли Dragon - не что иное как продукт модного увлечения миллиардеров, возникшего в последние 10-15 лет - космический туризм.  В отличие от других его сподвижников, Илону сильно повезло – его компания Space X получила государственное финансирование, пока в рамках проекта Международной космической станции. Но, по сути, при всех современных наворотах - всех этих огромных тачскринах в внутри Dragon-2, возвращаемые на Землю узлы, агрегаты, остаются системой, которая использует те же принципы полета в космическое пространство, что и самые первые аппараты, разработанные в 60-х годах. А вот если человек когда-нибудь решит высадиться на поверхность планет, где есть атмосфера - Марс, например, - вот там как раз орбитальные космолеты и потребуются. Возможно, тогда о "Буране" и вспомнят", - завершил журналист.

 

Самые важные новости вместе с фото и видео! Доставляем прямо на твой телефон. Подпишись на Telegram-канал Tengrinews.kz!

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети