Известный политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов считает, что Послание Президента Касым-Жомарта Токаева "оправдало ожидания" и ориентировано на будущее "как самого Казахстана, так и самого Президента", передаёт Tengrinews.kz.
В Послании Президент предложил вынести на референдум в 2027 году парламентскую реформу — переход к однопалатному парламенту с отказом от Сената.
"Сенат, по словам Президента, сыграл свою историческую роль в стабилизации политической системы первых десятилетий молодого государства, можно дальше без него: Цезарь сделал своё дело, может уходить. Токаев признаётся: "Мне нелегко об этом говорить", - напоминая, что Сенат был частью его жизни, он 10 лет был его председателем, и вся страна хорошо помнит, что именно с этой позиции он пересел в кресло и.о. Президента в 2019 году", - пишет Дубнов.
Эксперт отмечает, что тогда в стране ещё никому в голову не приходило, что ушедшее время назовут "Старым Казахстаном" - после "кровавого Кантара" 2022-го, получения Токаевым полновесного президентского мандата по исправленной Конституции, но только на один срок, пусть и увеличенный до 7-ми лет.
"Это была идея самого Токаева - в случае своей победы на выборах он готов был настойчиво утверждать политическую парадигму Нового Казахстана, где не будет места непотии, пожизненному вождизму, манипулированию конституционными поправками во имя сохранения власти. Мне множество раз приходилось отвечать на один и тот же вопрос: неужели я верю, что Токаев не поддастся искушению продлить своё президентство, обнулив конституционные сроки, как это было, что называется, "в один клик" сделано в России, или оформить его фактически пожизненным, как в Таджикистане… Это же привычный азиатский стиль правления, говорили мне, чем Токаев отличается от своих соседей по региону, от соседа с севера, наконец... "Отличается, - отвечал я постоянно и одинаково, – поэтому не верю". Я тогда определил, что появился "Токаев 2.0". Азиатский стиль правления - не догма, а личностная характеристика. Я до сих считаю, что азиатчина, если переходить на личности, не идёт Токаеву", - говорит эксперт.
Цитируя Касым-Жомарта Токаева, который называет настоящее время "турбулентным", когда рушатся "коренные геополитические парадигмы и наступает новый миропорядок", политолог отмечает, что "спорить с этими выводами было бы несерьёзно" - так же, как и подвергать сомнению политическое кредо казахстанского президента, сформулированное им в Послании: "Обеспечить стабильность социально-экономического развития и безопасности Казахстана" в эти кризисные времена.
Аркадий Дубнов
"Поэтому я искренне полагаю, что опыт Токаева, искушённого дипломата и политического деятеля мирового уровня, должен оказаться востребован и после истечения его президентского срока в 2029 году. Исходя из этого понимания, я и оцениваю перспективу и целесообразность анонсированной парламентской реформы, пик проведения которой должен наступить в 2027 году. Создание однопалатного Парламента в Казахстане, полностью избираемого по партийным спискам, на первый взгляд, кажется опережающим по отношению к уровню зрелости политической партийной системы, если хотите, это некоторый ей аванс… Сможет ли, успеет ли эта система сформироваться при очевидном уровне авторитаризма, который сегодня характерен для Казахстана? Сомневающимся в этом можно привести в пример Турцию", - отмечает Аркадий Дубнов.
Токаев предложил провести референдум по парламентской реформе
Эксперт предполагает: если предложенная Токаевым реформа удастся и будет утверждена референдумом, то ничего не мешает нынешнему Президенту, объявившему ранее себя беспартийным, снова вернуться в партию, победившую на выборах Аmanat, чтобы возглавить её фракцию в Парламенте и стать его председателем, обеспечив себе к этому моменту статус национального лидера.
"При этом не исключено возникновение некоего властного дуумвирата в лице преемника Токаева, избранного Президентом в 2029 году, и самого Токаева на посту председателя Парламента. Подобная система может показаться сродни тому, что сложилось в соседнем Туркменистане, но я бы постарался уберечься от сравнений… Выше уже говорил, что склонность к непотической деспотии Казахстану нынче противопоказана", - продолжает он.
Говоря о других разделах Послания, Дубнов приходит к выводу, что заявлена чрезвычайно амбициозная программа встраивания Казахстана в мировой тренд развития, реализовать который будет под силу только поколению миллениалов, родившихся во времена расцвета цифровых технологий. Политолог отмечает: кажется, что только на общий язык с ними рассчитывает Токаев, упоминая о необходимости работы с "большими массивами данных". Именно им придётся разрабатывать цифровые платформы на основе искусственного интеллекта чуть ли не во всех сферах промышленности, инфраструктурных проектах и даже в сельском хозяйстве, внедрять цифровой тенге и бороться с онлайн-мошенничеством и киберпреступностью.
"А ещё удивительно обнаружить в Послании настоятельные рекомендации приглашать к партнёрству иностранных специалистов и пользоваться услугами иностранных компетенций. Полностью отсутствует навязчивое стремление к импортозамещению везде, где это возможно, что характерно для наставлений российского руководства отечественным промышленникам и предпринимателям… И ещё важное: Токаев – и тут он очевидно выступает в качестве отца-наставника нации – призывает казахстанских женщин избавиться от дурных привычек, не красящих прекрасный пол, от "грубости, нецензурщины, драк, склонности к скандалам"… Тут, впрочем, ИИ не поможет справиться с этими пороками, как-то иначе придётся заботиться о чести страны", – заключил эксперт по Центральной Азии.
Напомним: 8 сентября на совместном заседании палат Парламента в Астане Президент Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием народу Казахстана "Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую трансформацию".
Что ждёт Казахстан завтра: ключевые тезисы Послания-2025
Читайте также: “Стоит присмотреться к опыту Казахстана“ - российский политолог о Послании Токаева