Управление государственной инспекции труда и миграции Алматы предупредило городские автопарки о наказаниях за работу кондукторов без трудовых договоров, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Управление государственной инспекции труда и миграции Алматы предупредило городские автопарки о наказаниях за работу кондукторов без трудовых договоров, передает корреспондент Tengrinews.kz.
"Согласно данным управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы (...) с автоперевозчиками проведены разъяснительные работы по вопросу соблюдения трудового законодательства РК в части заключения трудовых договоров с работниками. При этом во всех организациях в штате отсутствует позиция "кондуктор", - сообщили в Министерстве труда и социальной защиты РК в ответе на запрос Tengrinews.kz.
Сообщается, что согласно письму директора ТОО "ДуманТранс.com" (обслуживает маршруты № 11, 20, 21, 17, 27, 111, 133) с момента внедрения электронного билетирования были расторгнуты договоры с кондукторами. В ТОО "Адылет Авто" (обслуживает маршруты № 52, 60, 103) отметили, что пассажиры оплачиают проезд картами "Онай", поэтому в штате нет кондукторов. С остальными автопарками проведены разъяснительные работы.
В письме инспекции труда Алматы в адрес одного из перевозчиков, которое предоставили в министерстве, сообщается, что госорган обеспокоен ситуацией с кондукторами, и в целях предупреждения и профилактики правонарушений сотрудники ведомства разъяснили применение трудового законодательства. Подчеркивается, что все отношения с работником должны быть оформлены официально.
"В случае отсутствия и (или) неоформления надлежащим образом трудового договора по вине работодателя работодатель несет ответственность в порядке, установленном законами РК. В этом случае трудовые отношения считаются возникшими с того дня, когда работник приступил к работе. (...) Уведомляем о необходимости при допуске к работе лица соблюдения требований трудового законодательства РК", - говорится в письме.
Отметим, что в статье 86 Трудового кодекса говорится, что если не оформлен трудовой договор, то должностное лицо наказывается штрафом в размере 30 МРП (71 150 тенге). На субъектов малого предпринимательства налагается штраф в размере 60 МРП (144 300 тенге), на субъектов среднего предпринимательства - в размере 100 МРП (240 500 тенге), на субъектов крупного предпринимательства - в размере 150 МРП (360 750 тенге). В случае повторения правонарушения штрафы увеличиваются.
В ОЮЛ "Ассоциация предприятий пассажирских перевозок города Алматы" объяснили, почему кондукторы работают без трудовых договоров.
"Кондукторы сегодня есть, и без них невозможно. Потому что уровень сознательности граждан еще не достиг того уровня, как в Европе, когда пассажиры заходят в автобус и в обязательном порядке оплачивают проезд. Согласно договору об электронном билетировании деньги не должен собирать водитель, полноту сбора обеспечивает оператор. Недавно один блогер писал, что водитель обилечивал пассажира и сбил его жену насмерть. (…) Кондуктор сегодня представляет собой родственника - помощника водителя. Официально его принять на работу у парка нет средств. Налогов не платит, относится к самозанятым. Это плохо", - сказали в ассоциации.
В ассоциации объяснили, как кондукторы получают зарплату:
"Зарплату они из кассы вытягивают. Он может дважды один билет продать, может не выдать билет, некоторые пассажиры говорят: оставь себе билет. С этим все смирились. Поэтому у нас 15 процентов в тени. Водитель, если не будет брать кондуктора, пассажиры платить не будут. Мы требуем выполнения договора с оператором электронного билетирования, а они отказываются".
16 января на тот момент министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова пообещала лично разобраться с ситуацией нелегально работающих кондукторов в городских автобусах Алматы, отметив, что этот вопрос поднимался на уровне правительства. По ее словам, при проведении опроса выяснилось, что кондукторы получают зарплату в конверте, отчисления не делают. Но чтобы проверить организацию, необходимо обращение самих граждан.
"Нам совместно с инспекцией труда нужно будет еще раз уведомить самих работодателей, что незаключение индивидуальных трудовых договоров приведет к адмштрафам и даже к уголовным делам", - пояснила тогда Дуйсенова.
Ранее депутат маслихата Алматы Роза Бадаева высказалась о хамстве кондукторов в автобусах Алматы, предположив, что в автопарках работают "случайные люди, которые ищут временный заработок". Депутат заявила, что все кондукторы обязаны пройти курсы по обслуживанию пассажиров и легализоваться как работники.