Нефть есть - были бы маршруты: почему Казахстан так зависит от КТК

Елизавета Аксенова
Елизавета Аксенова Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нефть есть - были бы маршруты: почему Казахстан так зависит от КТК Фото: cpc.ru

Терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), через который Казахстан экспортирует нефть, недавно подвергся очередной атаке беспилотников, сильно повредившей выносное причальное устройство. Возможно ли отказаться от КТК и какие существуют альтернативные маршруты, выясняла корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), через который Казахстан экспортирует нефть, недавно подвергся очередной атаке беспилотников, сильно повредившей выносное причальное устройство. Возможно ли отказаться от КТК и какие существуют альтернативные маршруты, выясняла корреспондент Tengrinews.kz.

Что произошло

29 ноября в 06:06 по времени Астаны морскую инфраструктуру КТК в порту Новороссийска атаковали беспилотные катера. Был сильно повреждён выносной причал ВПУ-2, его работа остановлена до окончания ремонта.

Справка: Каспийский трубопроводный консорциум объединяет крупнейшие предприятия топливно-энергетического комплекса России, США, Казахстана и ряда стран Западной Европы. В частности, КТК обеспечивает транспортировку нефти с трёх крупных казахстанских месторождений: Тенгиз, Кашаган, Карачаганак.

КТК – это основной экспортный маршрут для казахстанской нефти. Каждый год страна отправляет по нему минимум 60 миллионов тонн нефти.

Например: в 2024 году мы продали за рубеж в общем 68,6 миллионов тонн нефти, и которых 63 миллиона ушли именно через эту нефтяную артерию.

И сейчас Казахстан сильно завязан на КТК, так как это самый дешёвый, мощный и отлаженный маршрут. Из-за этого около 80 процентов всей казахстанской нефти, которая попадает в Европу каждый год, идёт по КТК.

Есть ли у Казахстана альтернативные маршруты для экспорта нефти, насколько они используются и возможно ли полностью отказаться от КТК? Об этом Tengrinews.kz рассказал исполнительный директор фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов.

Какие альтернативные маршруты есть у Казахстана

Помимо КТК у Казахстана есть 4 дополнительных экспортных маршрута. Нурлан Жумагулов нарисовал их на карте:

маршруты экспорта нефтиАльтернативные маршруты для экспорта нефти из Казахстана

1. Атырау – Самара (Россия)

Нурлан Жумагулов сказал, что по этому маршруту можно прокачивать до 17 миллионов тонн нефти в год. Сейчас проходит около 12 миллионов, смешанной с российской Urals. Эту нефть можно продавать как KEBCO.

Справка: KEBCO - бренд, введённый в 2022 году, чтобы отделить казахстанскую нефть от российской Urals и избежать санкционных рисков.

Теоретически, по словам эксперта, на маршруте можно добавить ещё до 6 миллионов тонн в год.

"Готовы ли западные компании качать нефть по трубе Транснефти – вопрос риторический. Хотя нефть Кашагана и Карачаганака уже идёт по "Дружбе" в Германию", – отметил Жумагулов.

2. Казахстан – Китай (трубопровод Атасу – Алашанькоу)

Пропускная способность этого маршрута - до 20 миллионов тонн в год. Из которой Казахстан перекачивает не более 1,5 миллиона тонн ("Роснефть" перекачивает 10 миллионов).

"Но данная труба имеет "узкое горлышко" по направлению Атырау – Кенкияк – Кумколь. Исторически мы с юга страны направляли нефть на запад, но в связи с истощением нефтедобычи в Кызылординской области был проведён обратный реверс трубы для обеспечения поставок нефти на НПЗ (Павлодар и Шымкент) и частично в Китай (в среднем всего 1,2 миллиона тонн в год)", – объяснил эксперт.

3. Морской порт Актау

Потенциальная пропускная способность - до 5 миллионов т/год. Основные направления: Актау – Баку, Актау – Махачкала.

"По маршруту Актау — Махачкала сейчас больше нефти доставляется танкерами (далее – трубой до Новороссийска). Возможны своповые операции с Ираном (был опыт до 2-х миллионов тонн в год)", – объяснил Жумагулов.

Справка: Своповые операции — это торгово-финансовые сделки, при которых две стороны на заранее оговоренный срок обмениваются активами (например, валютами, процентными ставками, ценными бумагами или товарами).

4. Железная дорога до Баку

По железной дороге до Баку можно отправлять до 5 миллионов тонн в год: маршрут Актау — Баку — Батуми.

Есть ещё трубопровод Баку – Супса, который сейчас не используется. По нему тоже можно перевозить до 5 миллионов тонн в год, но часть трассы проходит через Южную Осетию.

"В общей сложности гипотетически можно перенаправить до 20 миллионов тонн в год по дополнительным маршрутам против 60 миллионов тонн в год по КТК", – резюмировал Нурлан Жумагулов.

Почему Казахстан в основном использует КТК и не переходит полностью на другие маршруты

Нурлан Жумагулов объяснил, что сейчас КТК остаётся крупнейшим и самым выгодным маршрутом для экспорта нефти – стоимость перевозки составляет около 38 долларов за тонну. К тому же нефть по КТК продают под собственной маркой CPC Blend.

"Со-акционерами являются американские и европейские компании, которые сделали ставку на расширение трубы: мощность прокачки увеличена до 72,5 миллиона тонн казахстанской нефти. Главное – это сами грузоотправители выбирают для себя оптимальный маршрут. Кроме КТК есть ряд маршрутов по суше (о них было сказано выше), но все эти маршруты обходятся дороже КТК", – пояснил эксперт.

Есть ли альтернатива КТК

По словам эксперта, полноценной альтернативы КТК для Казахстана сейчас нет:

"По КТК мы уже прокачиваем от 60 миллионов тонн в год. Нет альтернативы КТК. Максимум мы сможем прокачать лишь до 20 миллионов дополнительно в обход КТК".

В среднесрочной перспективе в Казахстане нет и, возможно, не будет альтернативных маршрутов – будут лишь дополнительные, отметил Жумагулов.

Сейчас рабочая группа обсуждает, как использовать до 20 миллионов тонн нефти через маршрут Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД). В частности, планируется построить новую трубу из Атырау до Курык в Мангистау.

"Далее есть 2 варианта: проложить трубу до Баку, либо мощный перевалочный порт для танкеров. Есть ещё основная проблема – Каспийское море мелеет и необходимо проводить дноуглубительные работы, а также использовать танкеры средней мощности – с грузоподъёмностью всего до 8 тысяч тонн (против супертанкеров Afromax и Suezmax мощностью 100 тысяч тонн на открытых морях)", – пояснил он.

Другие маршруты не готовы к переброске нефти?

Tengrinews.kz уточнили у эксперта: насколько технически и экономически эти маршруты готовы к масштабному перенаправлению нефти?

Нурлан Жумагулов сказал, что для расширения участка Атырау – Кенкияк – Кумколь до 15–20 миллионов тонн потребуется замена 455 километров труб и строительство нескольких новых насосных станций. В 2022 году нацкомпания "КазМунайГаз" совместно с СНПС-Актобемунайгаз обсуждали такие планы, но они так и остались планами.

Также существует и ограничение на приём казахстанской нефти на бакинском терминале Сангачал – всего 2,5 миллиона тонн. Баку готов увеличить приём, но требует долгосрочный контракт по схеме "отгрузил или заплатил".

"Сейчас прокачка нефти из Атырау до Босфора обходится до 120 долларов за тонну нефти против 38 долларов у КТК", – подчеркнул Жумагулов.

Об экономических рисках

Нурлан Жумагулов также рассказал, что переход на дополнительные маршруты нефти влечёт дополнительные экономические риски и затраты. Например:

  1. По трубопроводу в Китай нефть продаётся дешевле Brent на 4–5 долларов за тонну.
  2. По маршруту Атырау – Самара казахстанская нефть смешается с российской, и её тоже придётся продавать с дисконтом.
  3. По маршруту БТД бакинская нефть стоит чуть дороже Brent, но сернистая нефть Кашагана и Тенгиза ухудшит качество Azeri Lights, и Азербайджан потребует компенсации за это.
  4. Кроме того, "КазМунайГаз" получает с доли в КТК (21 процент) до 200 миллионов долларов дивидендов в год.

Инциденты на КТК

29 ноября на морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) была совершена очередная атака, в результате чего значительные повреждения получило выносное причальное устройство. После этого в Министерстве энергетики Казахстана сообщили, что нефть перенаправят на альтернативные маршруты.

Заявление после атаки на КТК сделала компания Chevron.

25 ноября в результате ночного удара беспилотников повреждения получил административный корпус Морского терминала КТК под Новороссийском.

Подробности читайте в материале: Новую атаку беспилотников на КТК прокомментировали в Минэнерго Казахстана

Ранее беспилотники атаковали "Шесхарис" – крупный нефтеперевалочный комплекс в Новороссийске, через который в том числе идёт перевалка казахстанской нефти. В частности, сообщалось о повреждении нефтебазы и береговой инфраструктуры комплекса. Тогда в Минэнерго Казахстана заявили, что приём и транспортировка казахстанской нефти осуществляются в штатном режиме и без ограничений.

Инцидент также прокомментировал министр энергетики Ерлан Аккенженов.

В феврале атаке украинских беспилотников подверглась станция "Кропоткинская" Каспийского трубопроводного консорциума, через который также осуществляются поставки казахстанской нефти. Это привело к ограничению её транспортировки. Дроны атаковали "Кропоткинскую" и в марте. Спустя некоторое время появилась информация, что Украина и Россия договорились не наносить удары по КТК.

В Министерстве иностранных дел Казахстана заявили, что они "довели свою озабоченность до Украины" в связи с атакой на КТК.

Читайте также: "Предлагают терпеть удары". Украинские СМИ давят на Казахстан - мнение

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 500.6  course up  583.17  course up  6.51  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 2
Астана -2
Актау 2
Актобе -2
Атырау 3
Б
Балхаш -7
Ж
Жезказган -3
К
Караганда 0
Кокшетау 0
Костанай -4
Кызылорда 0
П
Павлодар 0
Петропавловск -2
С
Семей 1
Т
Талдыкорган 6
Тараз 4
Туркестан 0
У
Уральск -1
Усть-Каменогорск 6
Ш
Шымкент -5

 

Редакция Реклама
Социальные сети