13 марта объявили о первом заразившемся коронавирусом казахстанце. Стражи порядка, как и врачи, оказались на передовой в борьбе с вирусом. А это, кроме реальной опасности заразиться, слезы, истерики и драки на блокпостах, люди, умоляющие пустить в Алматы и выпустить из города, несмотря на карантин. Испуганные зараженные, отказывающиеся предоставлять данные тех, с кем контактировали. Tengrinews.kz расскажет, каким видится карантин полицейским и как изменилась их работа из-за коронавируса.
13 марта объявили о первом заразившемся коронавирусом казахстанце. Стражи порядка, как и врачи, оказались на передовой в борьбе с вирусом. А это, кроме реальной опасности заразиться, слезы, истерики и драки на блокпостах, люди, умоляющие пустить в Алматы и выпустить из города, несмотря на карантин. Испуганные зараженные, отказывающиеся предоставлять данные тех, с кем контактировали. Tengrinews.kz расскажет, каким видится карантин полицейским и как изменилась их работа из-за коронавируса.
С 13 марта привычный режим работы отдела по борьбе с киберпреступностью Департамента полиции Алматы стал совсем иным. С этого дня сотрудники с самого утра и до глубокой ночи стали заниматься поиском лиц, контактировавших с зараженными, и иностранцев, которые прибыли из стран с выявленным коронавирусом.
Начальник отдела Игорь Пудовкин вспоминает, что одной из первых среди зараженных в Казахстане оказалась женщина. Она прибыла в Казахстан из Германии. Женщина отказалась предоставлять данные о тех, с кем встречалась, испугавшись новой болезни. Это и стало одним из первых заданий отдела по борьбе с киберпреступлениями.
Игорь Пудовкин
"Нам удалось выяснить, что после прибытия в Казахстан она поехала отмечать день рождения у себя на работе. В офисе находилось около 100 человек, из них 20 человек непосредственно имели с ней контакт. Мы всех выявили, установили их данные поименно. Дальше ими занимались врачи, проводили тесты, помещали на карантин", - вспоминает Пудовкин.
С каждым днем зараженных становилось больше, и контактировавших с ними тоже. Вдобавок ежедневно в Казахстан прибывали рейсы из стран, где уже на тот момент свирепствовала инфекция.
Для проверки пассажиров на коронавирус, а в некоторых случаях и помещения на карантин, нужно было устанавливать их личности. Одних не приходилось даже искать, они обращались к врачам сами. А вот другие, сами того не зная, становились виновниками бессонных ночей полицейских.
Мы тоже люди. Как коронавирус изменил жизнь алматинского врача
"Дольше всего искали иностранцев, которые в основном прилетали из Турции, России и Германии. Также возникали сложности с казахстанцами, которые предоставляли данные о месте жительства, но на самом деле там не проживали. Представляете, человек вышел из аэропорта, поймал такси и уехал. Ни прописки, никаких других данных, кроме имени и фамилии, у нас не было", - рассказывает Игорь.
Вначале полицейские цеплялись за единственную зацепку - камеры аэропорта. Затем по ним отслеживали, куда вышел человек и в какую сел машину.
"По городским видеокамерам отслеживали место высадки пассажира, и так по цепочке. Это очень трудоемкое занятие, сравнимо с поиском иголки в стоге сена. Целыми днями сотрудники ездили по городу, благо, не было пробок", - добавляет начальник отдела по борьбе с киберпреступностью.
Фото: Турар Казангапов
Полицейским приходилось стучаться в квартиры и контактировать с огромным количеством людей, которые уже находились в зоне риска. Дома каждого сотрудника ждала семья, но ради того, чтобы остановить инфекцию, они приходили и объясняли людям, почему им необходимо изолироваться.
"Конечно, был страх, и даже не за себя, а за детей и жену, которых и так видишь только ночью и тем более боишься им навредить. Надевали по четыре-пять обычных масок и заходили. Потом дома сбрасывали одежду в стирку, и чуть ли не мылись этим антисептиком до того, что кожа сгорала на лице и на руках", - рассказывает Игорь.
Фото: Алихан Сариев
В итоге за две недели только одному отделу удалось найти больше 1000 контактных и около 40 прилетевших из других стран, о которых не было никаких данных.
"Запомнился случай, когда искали одного гражданина Турции трое суток, а он со своей спутницей был в одной из квартир и ничего не подозревал. Был гражданин России, которого искали неделю. Благо, он никуда не выехал из страны, проверили на тест, оказался не зараженный", - вспоминает Пудовкин.
В то время как отдел по борьбе с киберпреступностью искал людей, сотрудники местной полицейской службы с утра до вечера стояли на блокпостах и им тоже пришлось нелегко.
О работе на блокпостах в интервью Tengrinews.kz рассказал участковый инспектор отдела местной полицейской службы Кайрат Ибрагимов. С 19 марта он находился на границе между Алматы и областью на Кульджинской трассе. Там полицейский работал без выходных с 8 утра до 8 вечера.
Кайрат Ибрагимов
Инспектор отдела местной полицейской службы вспоминает, что когда алматинцам и жителям области дали 72 часа на то, чтобы вернуться в город или уехать из него, многие не восприняли это всерьез.
"С самого первого дня мы объясняли это горожанам. Но люди не осознавали или не хотели осознавать, что Алматы закроют. Думали, что придумают обходные пути или "договорятся". Поэтому, когда 22 марта город полностью закрыли, у многих был шок", - вспоминает полицейский.
Фото: Алихан Сариев
В тот день дорогу перекрыли и без специального разрешения от акимата через границу уже никого не впускали. Мало кто воспринял это известие спокойно. Большинство набрасывались с обвинениями и угрозами на полицейских.
"Нам угрожали, снимали нас на сотовый телефон и обещали выставить ролики в социальные сети. Многие оказывали сопротивление, бывали и драки. Часто люди устраивали скандалы и истерики. Конечно, неприятно видеть, как люди не доверяют", - поясняет Ибрагимов.
Канат Ибрагимов признается, каждый день от людей, умоляющих пройти через блокпост, полицейские выслушивали огромное количество историй и жалоб. Но сделать с этим ничего не могли.
Фото: Алихан Сариев
"Эмоционально очень тяжело было на это все смотреть и думать об этом после. Многие жаловались, что в городе осталась работа, а в области дом, где живет семья, которую надо кормить. У кого-то в области остались дети с бабушкой и дедушкой, а теперь родители решили забрать их обратно в город, но уже карантин.
Были моменты, когда человек, допустим, работает вахтовым методом, приезжает в город, а его не впускают. Он не может ни на работу вернуться, ни домой заехать, получается, остается на улице. Некоторым и вовсе нужно было пересечь блокпост из-за похорон… И так тысячи просьб и историй... Это действительно тяжелая ситуация для нас всех", - признался полицейский.
"Будьте альтруистами, оставайтесь дома". Медсестра показала лицо с синяками от защитной маски
Фото: Турар Казангапов
Напоследок стражи порядка призвали горожан не скрывать данные о контактных лицах и не пытаться прорваться через блокпосты, а, напротив, помочь стражам порядка и врачам в борьбе с коронавирусом.
"Мы понимаем тяжесть сложившейся ситуации. Но эта работа ведется для вашей же безопасности и здоровья. Никто не хочет, чтобы увеличивалось количество зараженных коронавирусом и инфекция распространилась. Поэтому прошу по возможности оставаться дома и никуда не выходить", - сказал Ибрагимов.
"Главное сейчас - это следить за своим здоровьем, выполнять все меры предосторожности и помогать бабушкам, дедушкам, ведь они находятся в зоне риска. Нам нужно перетерпеть этот трудный период, и все встанет на свои места. Это пройдет, и все будет хорошо - будьте уверены", - заключил Пудовкин.
Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram