Поездка одного пассажира на горных маршрутах обходится бюджету Алматы в 500 тенге
Маслихат Алматы утвердил выделение субсидий из городского бюджета на обслуживание нерентабельных горных маршрутов, передает корреспондент Tengrinews.kz. Прогнозируемый объем составил 643,8 миллиона тенге за 2017 год, а за три года почти 2 миллиарда тенге. Такое решение приняли депутаты городского маслихата.
Маслихат Алматы утвердил выделение субсидий из городского бюджета на обслуживание нерентабельных горных маршрутов, передает корреспондент Tengrinews.kz. Прогнозируемый объем составил 643,8 миллиона тенге за 2017 год, а за три года почти 2 миллиарда тенге. Такое решение приняли депутаты городского маслихата.
Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы (УПТиАД) разработало 10 маршрутов по просьбам жителей присоединенных к городу поселков. Планируется, что их обслуживать будут 60 автобусов.
"На сегодняшний день эти маршруты практически не обслуживаются в связи с отсутствием автобусов, соответствующих требованиям работы в горной местности и суженной проезжей части. Существующий очень низкий пассажирооборот этих маршрутов не позволяет частным перевозчикам приобрести новые автобусы. В целях достижения определенных результатов по Программе развития транспорта-2020, путем увеличения уставного капитала ТОО "Алматыэлектротранс" приобретаются 60 автобусов малой и средней вместимости, которые далее будут переданы в лизинг частным перевозчикам на конкурсной основе. (...) Однако в связи с тем, что все эти 10 маршрутов в дальнейшем будут нерентабельными, перевозчики будут нести убытки. В связи с этим Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы считает необходимым рассмотреть вопрос субсидирования этих маршрутов. По предварительным расчетам, на второе полугодие текущего года сумма субсидирования составит порядка 218,2 миллиона тенге", - говорится в пояснительной записке депутатам руководителя УПТиАД Алматы Максута Исахова.
Депутаты маслихата Алматы решили согласиться с акиматом и выделили субсидии из городского бюджета. Ежегодно из городского бюджета на обслуживание горных маршрутов планируется выделение 643,8 миллиона тенге в течение трех лет. Сумма будет меняться в зависимости от фактического проезда пассажиров.
К примеру, поездка одного пассажира на маршруте № 14 "Карагайлы - Барыс" обойдется бюджету в 61 тенге, а общая стоимость проезда 140,7 тенге. Самым дорогим маршрутом оказался № 108 "Алма-Арасан - школа № 190": себестоимость проезда составляет 593,28 тенге. На разницу между существующим тарифом и себестоимостью из бюджета будут выделять 513 тенге за каждого пассажира.
Для увеличения кликнуть:
"Четыре-пять месяцев назад вычислением расчетов занималась специальная комиссия, которая состояла из представителей Департамента государственных доходов, УПТиАД, депутатов. Мы посчитали реальную стоимость проезда. Но деньги из бюджета будут выделяться по факту поездки каждого пассажира по системе "Онай". Это не окончательная сумма, возможно, меньше будет", - пояснил секретарь маслихата VI созыва Калдыбай Казанбаев.
Отметим, что на горные маршруты свои автобусы начал выпускать новый муниципальный автопарк ТОО "Алматыэлектротранс". 45 новых "ГАЗель Next", которые были куплены на деньги из городского бюджета, УПТиАД не стало передавать в лизинг частным перевозчикам и отдало ТОО "Алматыэлектространс".
Автобусы, обслуживающие горные маршруты. Фото предоставлено пресс-службой акима Алматы
Частные перевозчики продолжают требовать у местных властей выделения субсидий для нормализации работы общественного транспорта. По их данным, существующий тариф в 80 тенге не покрывает все расходы перевозчиков. Себестоимость одной поездки алматинца в автобусе - 149 тенге. Также они напомнили, что, согласно пункту 6 статьи 124-4 Предпринимательского кодекса РК, если установленный тариф не обеспечивает рентабельность перевозок пассажиров, местные исполнительные органы должны субсидировать убытки перевозчиков. На сегодняшний день кредиторская задолженность у автопарков составляет более одного миллиарда тенге. Без дотаций перевозчики не смогут предоставить отличное качество обслуживания пассажиров и обновить автобусы. Автопарки даже обращались к прокурору Алматы.
В Управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы сообщили, что сейчас они решили провести эксперимент: будут субсидировать 12 маршрутов, затем посмотрят эффект.
"При положительном результате работы этих маршрутов (соблюдение графиков, повышение качества обслуживания, работа в вечернее время и так далее) будет рассматриваться вопрос субсидирования и других социальных маршрутов. Однако на сегодняшний день при решении субсидирования всех маршрутов перевозчики не могут предоставить гарантии повышения качества обслуживания пассажиров и обновления автобусов", - сообщил заместитель руководителя Управления пассажирских перевозок и автомобильных дорог Алматы Бекзат Бекишев.
В Алматы планируется внедрение дифференцированного тарифа: стоимость проезда при оплате наличными возрастет до 150 тенге, а при оплате картами "Онай", SMS, банковской картой - 80 тенге. Сейчас проект проходит согласование в городском общественном совете.
Ранее сообщалось, что почти четыре миллиарда тенге планируют выделить из городского бюджета на субсидии перевозчикам пригородных ж/д маршрутов сообщением Капшагай - Алматы - Капшагай и Узынагаш - Алматы.