ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
19 октября 2018 | 14:16

Приступ или температура. Как быстро к вам приедет скорая помощь

Мейирим Смайыл
Мейирим Смайыл руководитель спецпроектов Tengrinews.kz
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Иллюстративное фото: pixabay.com Иллюстративное фото: pixabay.com

Работу скорой помощи в Казахстане разделили на четыре категории. В зависимости от важности вызова бригада медиков может приехать к пациенту за 10 минут или за час. О том, в какую категорию попадет ваш вызов, в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz объяснила вице-министр здравоохранения Лязат Актаева.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Работу скорой помощи в Казахстане разделили на четыре категории. В зависимости от важности вызова бригада медиков может приехать к пациенту за 10 минут или за час. О том, в какую категорию попадет ваш вызов, в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz объяснила вице-министр здравоохранения Лязат Актаева.

Продолжение

"Анализ с 2005 по 2016 год показал, что ежегодно растет количество вызовов на 300 тысяч - это примерно 3,3 процента. В 2016 году прирост составил уже больше 6 процентов, а время доезда до пациента составляет 25 минут. Мы поняли, что надо менять систему", - рассказала Актаева.

Наблюдения показали, что 40 процентов вызовов скорой составляют пациенты с хроническими заболеваниями, которые стоят на диспансерном учете в поликлинике. Они должны обследоваться у своих врачей, но если им приходится постоянно вызывать скорую помощь, значит обследуются они плохо.

"Раньше скорая выезжала к пациенту, потом отправляла сигнальный лист в поликлинику, но поликлиники недостаточно серьезно занимались пациентами. Мы это решили исправить", - заметила вице-министр.

Новый вариант работы скорой разделил все вызовы на четыре категории. Реформа позволила снизить время доезда с 25 до 18 минут.

Пока одного можно спасти, скорая другому мерит давление - Биртанов

Первая категория

Первая категория - это прямая угроза жизни пациента. Пример: человек поперхнулся и не может дышать, или пошла острая реакция на укус насекомого, или остановка дыхания, травмы, сердечный приступ.

Сортировкой занимается диспетчер, он задает вопросы позвонившему - пациенту или тому, кто рядом с ним. В зависимости от ситуации определяет категорию вызова. Всегда индивидуально, причем категория может резко поменяться, если начнется ухудшение.

"Диспетчер спрашивает: "Дышит - не дышит? Температура? Что случилось? Упал? Без сознания?". Все, вопросы исчерпаны, ближайшая машина выехала. Бывает, что не одна. При ДТП до семи машин выезжает. В первой категории машины едут 10 минут. Быстрее, но не дольше 10 минут", - пояснила Актаева.

Вторая категория

Вторая категория - это потенциальная угроза жизни. Скорость приезда бригады составляет до 15 минут.

Примеры - высокая температура у детей, ярко выраженная сыпь, атипичные боли, головная боль у беременных.

"Атипичная боль - это не совсем характерные болевые ощущения, когда можно заподозрить, что у него инфаркт. Инфаркт не всегда идет как боль в сердце, иногда это боль в желудке. Температура у детей выше 38 градусов - это минимум вторая категория", - объяснила вице-министр.

Третья категория

Третья категория - это симптомы, которые могут привести к серьезному нарушению здоровья. Боли в животе, изолированная травма без кровотечения, ограниченные ожоги. В этом случае скорая помощь приедет к пациенту максимум за полчаса.

Четвертая категория

К четвертой категории относятся обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни.

"Если поднялось давление, диспетчер спрашивает: "Что беспокоит? Одышка? Онемели конечности?" Категория сразу меняется в первую или во вторую. Если есть малейшее подозрение на инсульт, на инфаркт, вызов сразу уходит в первую категорию.

Если пациент говорит, что у него давление 200, а рабочее 180 - это другое дело. Есть понятие у больных артериальной гипертензией - рабочее давление, с которым уже адаптировался организм. Здесь видно, что пациент должен наблюдаться у врача поликлиники, выполнять рекомендации врача, принимать лекарства. Значит, активного динамического наблюдения в поликлинике нет, плюс нет самоменеджмента со стороны пациента. Эта категория отправляется в поликлинику. Бригада в поликлинике выезжает точно так же, но прибыть может в течение часа", - объяснила Актаева.

В любой момент пациент или тот, кто рядом с ним, может позвонить в скорую и уточнить состояние больного, и диспетчеры сразу поменяют категорию.

Один из плюсов, по ее словам, заключается в том, что врачи стали точечно работать с пациентами. Теперь они знают, какие пациенты нуждаются во внимании больше, каким нужно изменить рецепт лекарств. Каждый случай отрабатывается в индивидуальном порядке. 

"Финансовые средства на четвертую категорию мы передали в поликлиники. И если количество вызовов будет расти, главврач должен увеличивать количество бригад. А это его затраты. То есть врачам выгодно лучше и чаще работать с пациентами, чтобы им не приходилось вызывать скорую", - отметила вице-министр. 

Когда пациент звонит, ему не говорят категорию, но говорят время, в течение которого приедет бригада. 

"Оборудование и квалификация медработников у скорой и неотложной помощи одинаковые, потому что на месте категория тоже может меняться. Допустим, если пациент недооценил свое состояние", - уточнила Актаева. 

Еще один способ снизить количество вызовов скорой помощи четвертой категории - научить пациентов контролировать свои заболевания, отслеживать изменения, вовремя принимать лекарства. 

Создан пластырь, отслеживающий артериальное давление

"Пациентов учат самоменеджменту. Это есть в программе управления заболеваниями. В октябре в Послании Президент поручил поднять зарплату участковым врачам и медсестрам, которые обучены и внедряют новые методы управления заболеваниями. Снижается количество не только вызовов скорой помощи, но и посещений врача поликлиники. Потому что пациент знает, когда и как действовать.

Но ни в коему случае медпомощь, как скорая так и от поликлиник, не становится недоступной. Как обращались, так и обращаются. При возникновении осложнений степень меняется", - заверила вице-министр.

Но по ее словам, если поликлиника не готова инфраструктурно оказывать медпомощь пациентам с четвертой категорией, она заключает договор со станцией скорой помощи и возмещает ей деньги за вызовы. Для пациента ничего не изменится, помощь как оказывалась, так и будет оказываться, бесплатно и вовремя.

В сельской местности требования по времени доезда по вызову такие же, как и в городах. 

"Мы перенесли диспетчерское управление в региональные центры. То есть из любого села звонок поступает в областной центр. Оператор на своей интерактивной доске видит все машины и отправляет ближайшую к пациенту. Это намного быстрее работает", - рассказала Лязат Актаева.  

Бывает, что село расположено на окраине области и станция скорой соседней области находится ближе к пациенту. Чтобы соседние области могли помогать друг другу быстрее выезжать к больным, управления здравоохранения заключают между собой меморандумы. Сейчас этот проект внедряется во всех областях, но еще не завершен окончательно. 

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.36  course up  546.44  course up  5.14  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer