Работу скорой помощи в Казахстане разделили на четыре категории. В зависимости от важности вызова бригада медиков может приехать к пациенту за 10 минут или за час. О том, в какую категорию попадет ваш вызов, в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz объяснила вице-министр здравоохранения Лязат Актаева.
Работу скорой помощи в Казахстане разделили на четыре категории. В зависимости от важности вызова бригада медиков может приехать к пациенту за 10 минут или за час. О том, в какую категорию попадет ваш вызов, в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz объяснила вице-министр здравоохранения Лязат Актаева.
"Анализ с 2005 по 2016 год показал, что ежегодно растет количество вызовов на 300 тысяч - это примерно 3,3 процента. В 2016 году прирост составил уже больше 6 процентов, а время доезда до пациента составляет 25 минут. Мы поняли, что надо менять систему", - рассказала Актаева.
Наблюдения показали, что 40 процентов вызовов скорой составляют пациенты с хроническими заболеваниями, которые стоят на диспансерном учете в поликлинике. Они должны обследоваться у своих врачей, но если им приходится постоянно вызывать скорую помощь, значит обследуются они плохо.
"Раньше скорая выезжала к пациенту, потом отправляла сигнальный лист в поликлинику, но поликлиники недостаточно серьезно занимались пациентами. Мы это решили исправить", - заметила вице-министр.
Новый вариант работы скорой разделил все вызовы на четыре категории. Реформа позволила снизить время доезда с 25 до 18 минут.
Пока одного можно спасти, скорая другому мерит давление - Биртанов
Первая категория
Первая категория - это прямая угроза жизни пациента. Пример: человек поперхнулся и не может дышать, или пошла острая реакция на укус насекомого, или остановка дыхания, травмы, сердечный приступ.
Сортировкой занимается диспетчер, он задает вопросы позвонившему - пациенту или тому, кто рядом с ним. В зависимости от ситуации определяет категорию вызова. Всегда индивидуально, причем категория может резко поменяться, если начнется ухудшение.
"Диспетчер спрашивает: "Дышит - не дышит? Температура? Что случилось? Упал? Без сознания?". Все, вопросы исчерпаны, ближайшая машина выехала. Бывает, что не одна. При ДТП до семи машин выезжает. В первой категории машины едут 10 минут. Быстрее, но не дольше 10 минут", - пояснила Актаева.
Вторая категория
Вторая категория - это потенциальная угроза жизни. Скорость приезда бригады составляет до 15 минут.
Примеры - высокая температура у детей, ярко выраженная сыпь, атипичные боли, головная боль у беременных.
"Атипичная боль - это не совсем характерные болевые ощущения, когда можно заподозрить, что у него инфаркт. Инфаркт не всегда идет как боль в сердце, иногда это боль в желудке. Температура у детей выше 38 градусов - это минимум вторая категория", - объяснила вице-министр.
Третья категория
Третья категория - это симптомы, которые могут привести к серьезному нарушению здоровья. Боли в животе, изолированная травма без кровотечения, ограниченные ожоги. В этом случае скорая помощь приедет к пациенту максимум за полчаса.
Четвертая категория
К четвертой категории относятся обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни.
"Если поднялось давление, диспетчер спрашивает: "Что беспокоит? Одышка? Онемели конечности?" Категория сразу меняется в первую или во вторую. Если есть малейшее подозрение на инсульт, на инфаркт, вызов сразу уходит в первую категорию.
Если пациент говорит, что у него давление 200, а рабочее 180 - это другое дело. Есть понятие у больных артериальной гипертензией - рабочее давление, с которым уже адаптировался организм. Здесь видно, что пациент должен наблюдаться у врача поликлиники, выполнять рекомендации врача, принимать лекарства. Значит, активного динамического наблюдения в поликлинике нет, плюс нет самоменеджмента со стороны пациента. Эта категория отправляется в поликлинику. Бригада в поликлинике выезжает точно так же, но прибыть может в течение часа", - объяснила Актаева.
В любой момент пациент или тот, кто рядом с ним, может позвонить в скорую и уточнить состояние больного, и диспетчеры сразу поменяют категорию.
Один из плюсов, по ее словам, заключается в том, что врачи стали точечно работать с пациентами. Теперь они знают, какие пациенты нуждаются во внимании больше, каким нужно изменить рецепт лекарств. Каждый случай отрабатывается в индивидуальном порядке.
"Финансовые средства на четвертую категорию мы передали в поликлиники. И если количество вызовов будет расти, главврач должен увеличивать количество бригад. А это его затраты. То есть врачам выгодно лучше и чаще работать с пациентами, чтобы им не приходилось вызывать скорую", - отметила вице-министр.
Когда пациент звонит, ему не говорят категорию, но говорят время, в течение которого приедет бригада.
"Оборудование и квалификация медработников у скорой и неотложной помощи одинаковые, потому что на месте категория тоже может меняться. Допустим, если пациент недооценил свое состояние", - уточнила Актаева.
Еще один способ снизить количество вызовов скорой помощи четвертой категории - научить пациентов контролировать свои заболевания, отслеживать изменения, вовремя принимать лекарства.
Создан пластырь, отслеживающий артериальное давление
"Пациентов учат самоменеджменту. Это есть в программе управления заболеваниями. В октябре в Послании Президент поручил поднять зарплату участковым врачам и медсестрам, которые обучены и внедряют новые методы управления заболеваниями. Снижается количество не только вызовов скорой помощи, но и посещений врача поликлиники. Потому что пациент знает, когда и как действовать.
Но ни в коему случае медпомощь, как скорая так и от поликлиник, не становится недоступной. Как обращались, так и обращаются. При возникновении осложнений степень меняется", - заверила вице-министр.
Но по ее словам, если поликлиника не готова инфраструктурно оказывать медпомощь пациентам с четвертой категорией, она заключает договор со станцией скорой помощи и возмещает ей деньги за вызовы. Для пациента ничего не изменится, помощь как оказывалась, так и будет оказываться, бесплатно и вовремя.
В сельской местности требования по времени доезда по вызову такие же, как и в городах.
"Мы перенесли диспетчерское управление в региональные центры. То есть из любого села звонок поступает в областной центр. Оператор на своей интерактивной доске видит все машины и отправляет ближайшую к пациенту. Это намного быстрее работает", - рассказала Лязат Актаева.
Бывает, что село расположено на окраине области и станция скорой соседней области находится ближе к пациенту. Чтобы соседние области могли помогать друг другу быстрее выезжать к больным, управления здравоохранения заключают между собой меморандумы. Сейчас этот проект внедряется во всех областях, но еще не завершен окончательно.