Рестораны Казахстана могут пострадать от внедрения санитарных рейтингов. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz сообщила директор Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов Рашида Шайкенова. Она считает, что предложение присваивать звезды за чистоту, которое озвучил глава Агентства по защите прав потребителей Болатбек Куандыков, в итоге только выльется в дополнительные затраты и не принесет ожидаемой пользы потребителям.
Рестораны Казахстана могут пострадать от внедрения санитарных рейтингов. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz сообщила директор Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов Рашида Шайкенова. Она считает, что предложение присваивать звезды за чистоту, которое озвучил глава Агентства по защите прав потребителей Болатбек Куандыков, в итоге только выльется в дополнительные затраты и не принесет ожидаемой пользы потребителям.
Напомним, по его мнению, в случае, если рестораны Казахстана будут получать звезды в зависимости от уровня санитарно-гигиенической чистоты, у клиентов появится более широкий выбор. "Мы иногда идем и не знаем, хорошая там кухня или нет. Ну, давайте, мы на правовом поле сделаем так, и будет понятно: ресторан, имеющий санитарно-гигиеническую чистоту в 5 звезд - это означает, что там все чисто, что там нет никаких побочных вещей, которые связаны с нарушением", - рассказал руководитель агентства.
Как отметила Шайкенова, в случае, если рестораны Казахстана будут получать санитарные рейтинги, может появиться еще один "бизнес над бизнесом". Она рассказала о похожей ситуации с гостиницами. "Компании, чаще всего, не имея специалистов в сфере гостиничного бизнеса, брали на себя полномочия сертифицировать. А потом еще приходили через 2-3 месяца с инспекционной проверкой, за которую им нужно было снова платить", - сказала Шайкенова. Оспаривает она и заявление о том, что клиенты смогут на основе санитарных рейтингов сделать более информированный выбор. "Каким образом может повлиять звезда за чистоту на качество еды, на качество услуги? Каким образом это может повлиять на конкурентоспособность предприятия? Сегодня потребители сами выставляют оценки предприятиям. Достаточно проехаться по нашим ресторанам и увидеть: где готовят вкусно - там люди. А где не готовят вкусно - при контроле СЭС, пожарных - они пустуют. И они не конкурентоспособны", - прокомментировала Шайкенова.
Отметим, в Нью-Йорке санитарные рейтинги, которые могут получить рестораны Казахстана, действуют с 2010 года. Наивысшей оценкой является А - ее имеют 88 процентов из 24 тысяч мест питания. Более низкие оценки заведение получает за выявленные нарушения. Их нужно устранить до следующей проверки, иначе минимальный штраф может составить как минимум 400 долларов. Как сообщает New York Times, власти города заявили о снижении количества случаев сальмонеллеза на 14 процентов с момента внедрения санитарных рейтингов. По данным портала Mikebloomberg.com, благодаря санитарным рейтингам доходы ресторанов выросли на 9 процентов - это около 800 миллионов долларов. По данным портала, 88 процентов клиентов основывают свой выбор ресторана на санитарном рейтинге.
Также сообщается, что благодаря рейтингам количество заведений, которые ни разу за год не штрафовали, увеличивалось в два раза - с 19 процентов до 41 процента. При этом, как сообщает WNYC News, только 5 процентов рестораторов Нью-Йорка поддерживают санитарные рейтинги. Представители городского совета также критикуют систему и проверяющие органы. Профессор Стэнфордского университета Дэниел Хо, в свою очередь, считает, что такой подход уводит внимание контролирующих органов от самых злостных нарушителей. По его словам, значительное количество проверок посвящают недобравшим высшие баллы ресторанам для получения лучшего результата.