Несколько лет назад алматинский акимат заключил договор на реконструкцию транспортного моста через реку Есентай и строительство двух велопешеходных мостов за 2 миллиарда тенге. Однако не все объекты построены вовремя. В конце ноября на сессии маслихата депутаты потребовали объяснить, почему стройка так затянулась. Корреспондент Tengrinews.kz узнала детали и выяснила, планируют ли привлечь подрядчика к ответственности за срыв сроков.
Вопросы депутата
На внеочередной сессии маслихата Алматы депутат Салтанат Серикова спросила у руководителя управления развития дорожной инфраструктуры Сагындыка Телибаева, когда завершат строительство пешеходных мостов через реку Есентай.
Серикова напомнила, что, по данным портала госзакупок с 2021 года на реконструкцию объекта последовательно выделяют и перераспределяют крупные суммы.
Кроме того, в 2023 году управление заключило договор по реконструкции транспортного моста и строительство двух велопешеходных мостов на сумму свыше 2 миллиардов тенге. По её словам, подрядчиком выступала компания "Golden City DS".
"По реконструкции транспортной части объекта работы я увидела, в целом, выполненные. Увидела усиление опоры, замену пролётных плит и укладку нового покрытия по верхней стороне Аль-Фараби. Однако ключевой для всех горожан элемент — безопасные велопешеходные мосты на проспекте Аль-Фараби, по состоянию на конец 2025 года остается незавершенным. Жители по-прежнему не получили обещанную безопасную пешеходную и велосипедную инфраструктуру через реку Есентай на проспекте Аль-Фараби", – сказала тогда Салтанат Серикова.
Эскиз пресс-службы акимата Алматы
Она подчеркнула, что сроки сдачи объекта меняли несколько раз: сначала — конец 2023 года, затем — декабрь 2024 года, после – май и июнь 2025 года.
"25-метровый мост (речь идёт о двух велопешеходных мостах – прим. Ред.) в течение трёх лет ваше управление не может сделать. Горожане жалуются на неудобный проход. Я считаю, что данный мост — аварийный. Это уже третья моя сессия, на которой поднимаю этот вопрос", – отметила депутат.
Руководитель управления Сагындык Телибаев пояснил, что проект включает три части: реконструкцию основного моста и строительство двух отдельных пешеходных переходов.
По его словам, основной мост восстановили и движение по Аль-Фараби открыли.
Он также рассказал, какие проблемы возникли с пешеходными мостами. Исходный проект предполагал два отдельных моста, однако после выезда на место с общественниками и обсуждения вопроса вырубки зелёных насаждений управление решило внести изменения. Обновлённый проект сейчас проходит госэкспертизу.
"По южной части ведется строительство моста. До конца года он для пешеходов будет открыт", – заверил глава управления.
Однако на северной стороне работы задерживаются. По словам Телибаева, причина также связана с водопроводом, который проходит под рекой Есентай.
"В связи с погодными условиями вынос водопровода в этом году невозможен. Строительство моста с северной стороны закончим в мае 2026 года", – сказал тогда Телибаев.
Будут ли кого-то наказывать
Tengrinews.kz запросил комментарий по ситуации у пресс-службы акимата, намерены ли городские власти привлекать подрядчика к ответственности за неоднократный срыв сроков.
В акимате уверяют, что задержки произошли не по вине подрядчика.
"Меры приниматься не будут, поскольку вины подрядчика здесь нет", – коротко ответили в акимате.
На официальный запрос редакции в управлении развития дорожной инфраструктуры нам также сообщили, что подрядчиком по строительству велопешеходных мостов выступает ТОО "Golden City DS". По их данным, задержка связана с "корректировкой проектно-сметной документации".
"Задержка со строительством пешеходного и веломостов связана с тем, что первоначальное проектное решение предусматривало снос 183 деревьев, что вызвало справедливое недовольство жителей. В связи с этим принято решение изменить проект, сместить мосты ближе к существующему автодорожному и повторно пройти государственную экспертизу. В результате удалось сохранить 153 дерева, однако корректировка проекта и новые согласования привели к объективной задержке сроков", – ответили в управлении.
Как уверяют в управлении, южный пешеходный мост уже достроили. Сейчас идут работы по благоустройству прилегающей территории. Ориентировочная дата завершения строительства – июнь 2026 года.
Отмечается, что "в случае отставания от графика подрядчика заказчик примет меры в соответствии с условиями договора о госзакупках".
Еще один подряд с затянувшимися сроками
К слову, ТОО "Golden City DS", выполняющее эти работы, также строит транспортно-остановочный комплекс "Саяхат". Это подтвердили в управлении развития дорожной инфраструктуры в ответе на официальный запрос.
В конце ноября корреспонденты Tengrinews.kz побывали на стройке, которую планировали завершить в третьем квартале 2025 года.
Транспортно-остановочный комплекс "Автовокзал "Саяхат" / Фото: Tengrinews.kz / Болат Айтмолда
Транспортно-остановочный комплекс "Автовокзал "Саяхат" / Фото: Tengrinews.kz / Болат Айтмолда
На момент визита комплекс только начинали возводить: на площадке установлены балки, работают строители, а основная часть территории пока не готова. Срок сдачи объекта по паспорту – 31 декабря 2025 года.
Транспортно-остановочный комплекс "Автовокзал "Саяхат" / Фото: Tengrinews.kz / Болат Айтмолда
Хронология строительства мостов
Реконструкция моста через реку Есентай на проспекте Аль-Фараби началась 6 июня 2023 года. По проекту планировалось расширить основной мост до восьми полос движения и построить два велопешеходных моста.
В июле 2023 года акимат Алматы опубликовал пресс-релиз, в котором Сагындык Телибаев объяснил причины реконструкции. Ранее на мосту часто образовывались пробки, а обследование 2022 года показало, что сооружение находится в аварийном состоянии. Эксперты отмечали, что выявленные дефекты снижали грузоподъёмность и безопасность сооружения.
Фото: gov.kz / 11 июля 2023 год
Планировалось усиление ригеля, обновление плит пролетного строения, замена 96 балок и укладка асфальтобетонного покрытия.
Реконструкция предусматривала увеличение количества полос движения с шести до восьми – по четыре в каждом направлении. Первоначально планировалось завершить работы до 1 сентября 2023 года.
Эскиз пресс-службы акимата Алматы
По итогам осмотра аким Алматы ещё 17 июля 2023 года поручил открыть транспортный мост к 1 сентября, а строительство пешеходных мостов завершить к середине октября того же, 2023 года.
Позже, 1 сентября 2023 года акимат отчитался об открытии моста с 8-полосным движением через реку Есентай на проспекте Аль-Фараби в срок, однако строительство велопешеходных мостов остаётся спустя годы незавершённым.
Редакция продолжит следить за развитием событий.
Читайте:
- “Забетонировали и снова ломают“: ремонт набережной реки Есентай возмутил алматинцев
- “Бетон вместо травы“: реконструкция реки Есентай возмутила алматинцев