ПОДЕЛИТЬСЯ
12 декабря 2016 | 13:33
Как сокращение добычи нефти скажется на экономике Казахстана - эксперты
Казахстан согласился сократить добычу нефти на 20 тысяч баррелей в сутки, при этом, как сообщил министр энергетики страны Канат Бозумбаев, обозначенные объемы будут достигаться не за счет Кашагана. Корреспондент Tengrinews.kz попросил экспертов прокомментировать данное решение с позиции того, насколько оно выполнимо и какой эффект окажет на экономику.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Казахстан согласился сократить добычу нефти на 20 тысяч баррелей в сутки, при этом, как сообщил министр энергетики страны Канат Бозумбаев, обозначенные объемы будут достигаться не за счет Кашагана. Корреспондент Tengrinews.kz попросил экспертов прокомментировать данное решение с позиции того, насколько оно выполнимо и какой эффект окажет на экономику.
Как отметил экономист "Astana Best Consulting Group" Арман Байганов, 20 тысяч баррелей в сутки представляет для Казахстана немного более одного процента добычи нефти на территории республики. Для сравнения, Россия взяла на себя обязательство о сокращении добычи в пределах трех процентов, что составляет заявленные ею 300 тысяч баррелей в сутки. Однако именно Казахстану, по словам эксперта, придется сложнее.
"Казахстану очень трудно будет даваться выполнение данного обязательства, ведь последние годы объемы добычи нефти в РК сокращались и, с учетом запуска Кашагана, с уровня добычи 75 тысяч баррелей в ближайшее время планируется доведение до 180 тысяч баррелей в сутки, а в последующие годы возможно доведение до полной проектной мощности. России легче дастся выполнение обязательств, так как последние годы она только наращивала добычу нефти. Для того чтобы сократить объемы добычи нефти с учетом роста добычи по проекту Кашаган, необходимо по другим месторождениям существенно сократить, вопрос стоит, насколько это возможно без проведения сокращения персонала и интересов компаний", - заметил эксперт.
В то же время, по его словам, в конечном итоге бюджет Казахстана и компаний в большей степени выиграет за счет более высоких цен, нежели если бы они находились на уровне 40 долларов. Но республике важно задуматься о более эффективном развитии нефтехимической отрасли с производством конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, особенно если соглашение стран ОПЕК и не ОПЕК будет пролонгировано в следующем году.
"Если все страны будут строго придерживаться данного соглашения и в мировой экономике будет сохраняться восстановительный последовательный процесс развития, то цена в 2017 году закрепится на уровне выше 60 долларов за баррель нефти марки Brent", - резюмировал Байганов.
В свою очередь эксперт в нефтегазовой сфере Сергей Смирнов считает, что достичь урезания объема добычи на 20 тысяч баррелей в сутки Казахстан сможет только за счет старых месторождений, которые принадлежат АО "КазМунайГаз".
"В принципе, 20 тысяч баррелей - объемы небольшие. И вполне возможно, что они будут достигнуты за счет старых месторождений, где уже прошли добычи и дорогая себестоимость. Во всяком случае в России собираются сделать именно так. А такие крупные месторождения, как Тенгиз, Карачаганак и тем более Кашаган - они работают по СРП (соглашение о разделе продукции). Наши власти там сокращать добычу заставить компании не могут. А что касается Карачаганака, там вообще нефтегазоконденсатное месторождение, а соглашение касается сокращения добычи нефти. Так что конденсат находится за пределами договоренностей", - прокомментировал Смирнов.
Отвечая на вопрос, как решение о временном сокращении объемов нефтедобычи отразится на экономике Казахстана, эксперт обратил внимание на то, что соглашение пока подписано только на полгода и многое будет зависеть от того, будет ли оно пролонгировано. Во многом это будет зависеть от того, что будет происходить в первые месяцы.
"Ближайшие полгода экономика рассчитывает на повышение цен. Среднегодовая цена на следующий год прогнозируется на уровне около 60 долларов за баррель. Вполне возможны скачки в ту и в другую сторону. Но нужно учитывать и фактор США, которые не участвуют в соглашении. Высокие цены от 50 долларов и выше провоцируют добычу на сланцевых месторождениях. И еще начнется президентство Трампа, а он обещал всякие льготы нефтяникам и снятие разных запретов. Это все сыграет против ОПЕК. Поэтому они не подписывают соглашение надолго. Так что высокие цены на нефть не факт, что будут держаться", - поделился мнением Смирнов.
"С 2000 года квоты ОПЕК соблюдались всего лишь пять месяцев. То есть внутри организации очень низкая исполнительская дисциплина. И потом, трудно контролировать действительный уровень добычи. Особенно если речь идет о странах с большим количеством месторождений, как, например, Россия", - завершил мысль эксперт в нефтегазовой сфере.
Еще один аналитик, генеральный директор BRB INVEST Галим Хусаинов, высказался о решении Казахстана снизить объемы нефтедобычи на своей страничке в Facebook. Он также пришел к тому, что сделать это будет возможным только за счет месторождений КМГ и прочих мелких недропользователей. Однако в таком случае, по его мнению, в теории республике придется идти на "крутые меры".
"Все консорциональные проекты будут работать, а значит, сократить добычу на 15 миллионов тонн в следующем году возможно только за счет других проектов. Учитывая там еще проекты Китая, которые миллионов 10-15 добывают у нас, то надежда только на Казмунайгаз и прочих мелких казахстанских недропользователей. Правда, это нужно будет закрыть половину всех месторождений в Казахстане, а также попутно закрыть все НПЗ, так как консорциональная нефть на заводы не идет, еще девальвировать тенге, так как бюджет страны нечем будет формировать, ну и придумать программу по созданию новых рабочих мест для нефтяных рабочих", - размышляет Хусаинов.
Ранее снижение добычи нефти в Казахстане прокомментировал министр энергетики РК Канат Бозумбаев. Он назвал снижение символическим. "С учетом того, что в ноябре суточная добыча Казахстана составляла 1,7 миллиона тонн, 20 тысяч тонн - это такое символическое, на самом деле, снижение", - пояснил Бозумбаев.
Напомним, ранее экономист Astana Best Consulting Group Арман Байганов прогнозировал, что цены на нефть могут достигнуть 54-66 долларов за баррель уже во втором полугодии этого года.
Показать комментарии
Читайте также