Минувшие события взбудоражили жителей нашей страны, а особенно алматинцев. Оказавшись в информационном вакууме в первые дни террора, одни пытались связаться с родными в Казахстане и за рубежом, другие подсчитывали запасы продуктов на ближайшие дни, третьи торопились обналичить средства в поисках неразбитых банкоматов. TengriMIX поговорил с алматинцами - очевидцами событий, записав их эмоции и переживания.
Минувшие события взбудоражили жителей нашей страны, а особенно алматинцев. Оказавшись в информационном вакууме в первые дни террора, одни пытались связаться с родными в Казахстане и за рубежом, другие подсчитывали запасы продуктов на ближайшие дни, третьи торопились обналичить средства в поисках неразбитых банкоматов. TengriMIX поговорил с алматинцами - очевидцами событий, записав их эмоции и переживания.
Без госномеров и "добыча углеводородов"
Вечером 4 января и в ночь на 5 января многие не могли попасть к себе домой. Так, житель микрорайона Аккент (район недалеко от "Алматы Арены") Руслан Мурзалин рассказал, что вечером 4 января не добрался до дома, так как все проезды в микрорайон были перекрыты.
"Связь работала с перебоями, особенно в нашем районе, и сообщить домашним о своем местонахождении получилось с трудом - через соседей. Поехал ночевать к другу. Всю ночь на 5 января гремели светошумовые гранаты, долго не мог уснуть, и переживания о нашем будущем усиливались с каждым взрывом. Замечу, что изначально не было информации о том, что это светошумовые гранаты, и создавалось впечатление, что стреляют из танков.
Информационный вакуум и отсутствие связи с родными в тот момент нагоняли исключительно негативные мысли. Утром сразу поехал на работу, поэтому домой попал только вечером 5 января.
По пути с работы домой видел около 15 сожженных автомобилей (некоторые из них были перевернуты), множество сгоревших покрышек и первые следы противостояния террористов и силовиков. Все это было в квадрате Яссауи, Толе би, Утеген батыра, Рыскулова. Обратил внимание, что часть автотранспорта уже передвигается без госномеров.
Утром 6 января поехал на работу и заметил большую очередь авто на АЗС Hellios и V-Oil напротив супермаркета Small на проспекте Райымбека. Удивился, так как по слухам АЗС в городе уже не работали, но, присмотревшись, увидел, что эти заправки действительно не работают, просто автомобилисты-"энтузиасты" вскрыли шахты с топливом и "ведерным методом" занимаются добычей углеводородов. Мне стало смешно и грустно, так как затея заведомо глупая и опасная, а печаль в том, что понял, что начинается мародерство. Позже проходил мимо этих заправок и видел, что они полностью разграблены и разломаны", - рассказал Руслан.
Еще одна алматинка - Гульшат Жумагулова - рассказала о своей жизни в эти дни и ситуации в районе проспекта Абая и улицы Розыбакиева.
"5 января в 06.40 утра проснулась от взрывов и звука выстрелов. Шум был продолжительное время. Открыла окно, чтобы посмотреть обстановку на улице, и сразу же почувствовала, что першит в горле и не могу дышать, это был слезоточивый газ или последствия светошумовой гранаты. После этого долго кашляла.
В обед мы с мужем вышли из дома за продуктами и в поисках банкоматов. В районе улицы Толе би людей было очень много. Они шли в сторону площади. Люди были неадекватными и агрессивными. У некоторых в руках были полицейские щиты. Чуть позже мы видели людей, которые шли группами по пять-шесть человек. Все были достаточно молодые. У некоторых в руках были дубинки и огнестрельное оружие.
В округе (Абая - Розыбакиева - Сатпаева - Толе би) практически все банкоматы были с разбитыми экранами, магазины и отделения банков были разграблены, возле них валялись коробки, вещи. На улице Розыбакиева видели, как люди снимали госномера со своих машин.
6 января в 04.00 утра снова проснулась от взрыва. В эти дни мы выходили на улицу только за продуктами и снимать деньги", - рассказала Жумагулова.
Выезжали на "без сознания" и "огнестрелы"
Своей историей поделилась и фельдшер скорой помощи Алматы Диана. Она рассказала, что 5 января поступало множество вызовов по поводу огнестрельных ранений и в самой скорой помощи была непростая обстановка.
"Все началось 4 января в 21.00 по времени Алматы. На смену заступила 5 января. Утром, пока ехала на работу, родные звонили и спрашивали о ситуации, я еще не была в курсе. На работе уже ввели в курс всех дел. Дежурила два дня, уехала с работы только 7 января в 20.00.
Практически все вызовы были по поводу огнестрельных ранений. Мы пытались отсеивать несрочные вызовы. Бригады скорой помощи консультировали их по телефону. В основном ездили на такие вызовы, как "без сознания", "огнестрелы", "сердечные".
Диспетчеры переживали, плакали, так как на наши бригады уже не раз нападали. Это было отчасти оттого, что скорые помощи в Алматы не охранялись. Вокруг были взрывы и выстрелы. Но к нам, к счастью, никто не вламывался", - рассказала сотрудница скорой помощи.
IT-специалист Антон Ашихин, работающий в компании, которая обслуживает информационные системы на станциях скорой помощи по всему Казахстану, находится на связи с их работниками из многих регионов страны. По его словам, в последние дни в самых горячих регионах работать бригадам было непросто.
"Неимоверное количество вызовов, работали без перерывов и отдыха, при этом бригадам было страшно, так как по непонятным причинам часть митингующих была агрессивно настроена к сотрудникам скорой помощи. Точно знаю, что в Кызылординской и Алматинской областях были перебои со связью по линии 103 и бригады в какой-то момент и вовсе боялись выезжать на вызовы из-за большого накала страстей в эпицентрах событий. В Кызылординской области в ночь с 5 на 6 января станция СМП не работала с часу ночи до шести утра.
А в Алматинской области директор областной скорой помощи (главврач) Савелий Геннадьевич Пак, чтобы поддержать своих сотрудников, сам ездит и обслуживает вызовы как рядовой линейный врач уже несколько дней. Другие сотрудники администрации скорой помощи, кто имеет медицинское образование, тоже вышли на линию и ездят по вызовам. Кто не имеет медицинского образования, вышли на линию в качестве санитаров. Я отлично знаю этих ребят, близко знаком со многими из них.
Про сотрудников скорой можно говорить очень много, нагрузка усилилась не только на бригады, но и на диспетчеров, так как из-за отсутствия мобильного интернета бригадам не приходят автоматические уведомления о новых вызовах, все приходится передавать по телефонам и рациям, а это сложно, особенно когда дозвониться получается только с третьего-четвертого раза. Я уверен, что у сотрудников других экстренных служб историй не меньше, и, выезжая на вызовы, отваги они проявляют не меньше медиков. Спасибо им всем, их заслуги сложно переоценить", - сказал Ашихин.
В Талдыкоргане добровольные дружины безвозмездно охраняют больницы и станции скорой помощи от мародеров, а владельцы общепитов угощают полицию, дружинников и сотрудников скорой помощи горячими обедами, чаем и донерами.
Несмотря на трагичные события, обычные горожане в эти дни не озлобились, а, наоборот, сплотились: делились продуктами, советами, как настроить телевидение без интернета, где обменять наличку и достать лекарства.
Показать комментарии