• facebook
  • twitter
  • telegram
  • whatsapp
поделились

Без райдера и билетов: как прошел концерт Виктора Цоя в Алма-Ате в 1987 году

24 августа 2022 12:09
Image
8

В декабре 1987 года, 35 лет назад, в алматинском политехе прошел концерт уже на тот момент легендарной рок-звезды по имени Солнце - Виктора Цоя. До недавних времен об этом событии рассказывали только истории очевидцев - но, к счастью, в этом году, как будто специально к 60-летию лидера группы "Кино", в Алматы всплыла запись того самого концерта. Музыкант и журналист Олег Белов не только нашел, но и обработал пленку, и у поклонников Цоя есть уникальная возможность услышать лучшие отрывки выступления в эфире Ретро FMЧасовая программа, посвященная воспоминаниям об Алматы конца 80-х и советском рок-движении, состоится 24 августа 2022 года в 19:00. В программе состоится интервью с современником Виктора Цоя - режиссером культового фильма "Игла" Рашидом Нугмановым. 

Слушайте Ретро FM на волнах 107,5 FM в Алматы или 104,5 FM в Нур-Султане и других городах страны.

Режиссер Рашид Нугманов, а также организатор концерта Цоя в Алматы, являющийся на тот момент преподавателем Казахского политехнического института, Урал Аманжолов поделились воспоминаниями о том дне и эпохе в целом - специально для Tengri Lifestyle.

По словам Рашида Мусаевича, если бы не съемки "Иглы", проходившие в том же 1987 году в Алматы, концерты наверняка не состоялись бы - ни уже упомянутый, в помещении КазПТИ, ни другие два выступления перед учениками Архимеда Искакова в школе № 56. Все эти сольные концерты состоялись благодаря энтузиазму тех немногих, кто знал творчество группы "Кино" по самиздатовским кассетам. Фанаты Цоя обращались к Нугманову - а он в свою очередь договаривался с Виктором.

"Я видел многие выступления Виктора, и с группой "Кино", и сольные. Лично для меня самыми эмоциональными были именно сольные квартирники в кругу друзей, на сцене КазПТИ или оперного театра во время съемок "Иглы". Для людей, которые никогда не видели живьем группу, годами закрытую для широкой публики, концерт во Дворце спорта в феврале 1989 года стал выдающимся событием. Эмоции и ажиотаж достигли не меньшего накала, чем современные шоу раскрученных суперзвезд, а легендарность группы "Кино" недостижима для большинства этих суперзвезд по сей день", - уверен Нугманов.

Виктор Цой на концерте. Фото из архива группы "КИНО"

При этом Виктор Робертович выступал без всяких гонораров, да и билетов на эти выступления купить было нельзя: их попросту не существовало в природе.

"Концерт в политехе и в оперном театре в 1987 году - другая история. Здесь Виктор выступал один, без группы, и аккомпанировал себе на акустической гитаре. Ни о каком райдере, продаже билетов или рекламе не было и речи, а Виктор еще не был народным кумиром, каким его сделали "Асса" и "Игла" годом позже.  Организаторы его концертов, в политехническом институте - преподаватель Урал Аманжолов, а в оперном театре - его директор, композитор Толеген Мухамеджанов, действовали на свой страх и риск", - рассказывает Рашид Мусаевич.

При этом Виктор Цой действительно полюбил Алма-Ату и прожил у Нугманова несколько месяцев, здесь же встретил и новый 1988 год. Цой уважал своих поклонников, и уговаривать его не приходилось - а публика любила его в ответ. Так, все семь анонсированных, официальных концертов со 2 по 5 февраля 1989 года прошли во Дворце спорта при полных аншлагах.

"Для меня концерт в политехе был далеко не первым выступлением группы "Кино" за те 4-5 лет, которые я провел в близкой дружбе и сотрудничестве с Виктором. Это незабываемая часть жизни, наполненная таким количеством эмоций и воспоминаний, которые не изложить в одном интервью. В материальном плане с этого концерта у меня ничего не хранится, а в духовном - чувство огромной радости, что наше сотрудничество принесло свои плоды для широкой популярности Виктора. И мы оба ощутили это в полной мере. За что глубоко благодарны алматинцам", - заключает Рашид Нугманов.

Нугманов и Цой. Фото из личного архива режиссера.

Уже упомянутый режиссером "Иглы" участник событий Урал Сарсенович Аманжолов в 1987 году работал в КазПТИ проректором по культуре. В институте тогда часто проводили встречи с художниками, поэтами и другими известными людьми. Ну а к музыке прикасались в процессе обмена пластинками - энтузиасты встречались то в парке культуры, то в полях за микрорайонами по воскресеньям, чтобы поговорить об известных и новых группах и поменять, а то и купить новые диски. Еще были встречи в Союзе композиторов, где участники клуба филофонистов слушали доклады - как о роке, так и о классике. Например, сам Аманжолов делал доклад о британском певце Томе Джонсе.

Когда будущий музыкальный критик и потомственный музыкант Евгений Бычков познакомил преподавателя с советской рок-музыкой, идея провести концерт Цоя в политехе возникла сама собой. Как позже напишет Урал Сарсенович, в середине 80-х в обществе появились какие-то новые настроения, людям действительно хотелось перемен. И песня Бориса Гребенщикова "Электрический пес" достаточно точно отражала дух того времени. 

"Слушая песни полузапрещенных тогда рок-групп, я чувствовал: вот то, что мы хотим сказать вслух, но не можем. В один из ноябрьских дней 1987 года позвонил Евгений Бычков и сказал, что в Алма-Ату на съемки фильма "Игла" приезжает Виктор Цой - лидер ленинградской группы "Кино". У Бычкова возникла идея организовать сольный концерт Виктора. Только где его провести? В Казахском политехническом институте, как и в других вузах, функционировали университеты культуры, которые работали по вечерам, туда приглашались известные поэты, писатели, композиторы, искусствоведы, проводились беседы, лекции, просмотры и прослушивания…

Виктор Цой. Киев, 1 апреля 1990 года. Фото – Феликс Розенштейн. (с) flibusta.site

Я работал преподавателем на кафедре "Техническая кибернетика" и был проректором этого университета по культуре. То есть возможность организовать этот концерт у меня была. Конечно, имелось опасение, что руководство вуза не разрешит проводить концерт Виктора Цоя в актовом зале. Кто-то боялся, осторожничал, кто-то говорил, что все будет нормально. Но тем не менее на свой страх и риск мы назначили дату выступления и разместили объявления.

Тогда Виктор Цой еще не был кумиром всей советской и тем более алматинской молодежи, поэтому за час до объявленного концерта пришли в основном самые продвинутые студенты факультетов "Автоматизация и системы управления" и "Электроника и вычислительная техника". В зале было не больше 200 человек, среди них и наша институтская рок-группа "Балаклава". Возбужденная публика нервно шумела, не веря, что концерт состоится. Немного задержавшись, Виктор пришел вместе с кинорежиссером Рашидом Нугмановым и Евгением Бычковым. Я сильно переживал, как пройдет концерт, как будет реагировать аудитория и разрешит ли Виктор делать запись концерта.

Цой принес с собой акустическую гитару, сел на стул, удивленно посмотрел на наш кассетный магнитофон, но ничего не сказал и стал петь.

Виктор Цой в ДК железнодорожников. Ленинград, 25 апреля 1988 года. Фото - Дмитрий Защеринский. (с) flibusta.site

Удивительно: какую бы песню ни запел Виктор - все они быстро подхватывались студентами. Заводилой подпевок была, конечно, группа "Балаклава". До сих пор помню, как весь зал сажал "алюминиевые огурцы на брезентовом поле...". После песен воодушевленный Виктор давал оригинальные ответы на записки, которых оказалось большое количество. Зрители долго не отпускали его, заказывая все новые и новые песни", - записал в своих воспоминаниях Урал Аманжолов.

Послушать запись исторического концерта и подробнее узнать о том времени можно в передаче с участием Рашида Нугманова на Ретро FM 24 августа в 19:00.




ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
"Мать драконов": казахстанка рассказала о воспитании тройни
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Трендовый танец друзей жениха на тое стал хитом соцсетей

Похожие новости

counter.yadro.ru