Искусство бесценно, но у каждой картины есть цена, которую заплатил художник, трудясь над полотном, и которую готов заплатить за нее ценитель прекрасного. Эксперт в области казахстанского изобразительного искусства рассказал TengriMIX, как искусство становится ценным и сколько стоят картины отечественных художников.
Искусство бесценно, но у каждой картины есть цена, которую заплатил художник, трудясь над полотном, и которую готов заплатить за нее ценитель прекрасного. Эксперт в области казахстанского изобразительного искусства рассказал TengriMIX, как искусство становится ценным и сколько стоят картины отечественных художников.
"Слова "искусство" и "художник" имеют широкое значение. Художник может быть уличным, салонным, профессиональным. Есть народные, мастера декоративно-прикладного творчества и сувениров, есть заслуженные, есть с международными регалиями", - поделился Юрий Маркович, директор арт-агентства и галереи "Улар" в Алматы.
По словам Марковича, ценность искусства определяется его возрастом и любому искусству для подорожания нужно время.
"Хочешь, чтобы твое искусство стало ценным и ликвидным, - действуй по правилам мирового арт-бизнеса. Если этого не делать, то будет все регионально, как сейчас. Есть только несколько имен в Казахстане, которые можно предложить за рубежом, но этого очень мало".
Среди имен, которые интересны зарубежным ценителям, директор арт-агентства отмечает таких художников, как Салихитдин Айтбаев, Жанатай Шарденов, Николай Хлудов, Абылхан Кастеев, Абрам Черкасский, Сергей Калмыков, Евгений Сидоркин, а также художников авангарда 90-х годов и Contemporary Art.
Так, по данным аукционного дома BonArt в Алматы, картина "Джайляу" Салихитдина Айтбаева оценивается от 45 до 60 тысяч долларов.
Максимальная стоимость картины "Вечер в степи" Жанатая Шарденова на сегодняшний день оценивается в 45 тысяч долларов.
Максимальная стоимость полотна "На реке Или" Абылхана Кастеева равна 45 тысячам долларов.
За работу "Портрет пожилого мужчины" Абрама Черкасского запрашивают до 17 тысяч долларов.
"Девушка, расчесывающая волосы" Сергея Калмыкова оценивается в 60 тысяч долларов.
Картина "Семья" Евгения Сидоркина оценивается в 10 тысяч долларов.
"В арт-бизнесе все придумано и определено - есть система: профессиональный рейтинг в котором определены статус художника и его ценообразование. Участие его картин в художественных аукционах и музейных, знаковых выставках, особенно за рубежом, только добавляет баллов. Ценность - это когда в единственном экземпляре, качественно и профессионально".
Примечание: Профессиональный статус варьируется от художника с мировым именем, чьи работы проверены столетием, до художника, который только учится. Мировая известность выставочных залов, где экспонировались полотна, тоже влияет на стоимость картин. У казахстанских художников имеется свой статус, который с каждым годом растет.
В то время как статус художника влияет на ценность работ, известность влияет на стоимость полотен. По словам Юрия Эдуардовича, каждый художник мечтает стать известным, начиная с городского уровня вплоть до международного, поскольку именно так котируется участие в выставках. Участие в международных выставках - это не только признание профессиональным сообществом, но и обязательное условие для вступления в Союз художников Казахстана.
"Вот, например, история с великим мастером - народным художником Жанатаем Шарденовым. Даже в советское время он оставался творческим человеком и рисовал картины, непонятые чиновниками, которые тут же браковали их на выставочных комиссиях. Чтобы выжить, ему приходилось писать социалистические сюжеты, но все равно он делал это по своему - дерзко, красиво, интересно. Это можно оценить и в производственных пейзажах и в портретных композициях и других работах. Итог - это всеобщее признание и получение звания "народный художник", хотя это случилось уже в период независимости. Из всех картин, предложенных в подарок американскому художнику Рокуэллу Кенту, который был в Казахстане в советское время, он выбрал картину Шарденова и потом долго дружил с автором. Это о чем-то говорит".
"Писал картины в горах камчой". Как мальчик-пастух стал казахским Ван Гогом
По достоинству оценить наследие художника-живописца Жанатая Шарденова можно в Алматы на выставке в галерее "Улар" в онлайн- и офлайн-форматах вплоть до 5 апреля.
Эксперт отмечает, что главное преимущество казахстанских художников - в национальной школе, национальном колорите, азиатской эмоциональности, сохранении традиций и истории. Казахстанские художники используют темы истории и достижений родной страны. В своих работах мастера не стесняются выражать собственные чувства и раскрывать душу. Однако техническая подкованность и креативный подход также играют немаловажную роль в работе над картинами.
"В плане конкуренции казахстанские художники всегда были на высоте. Есть мастера серьезного международного уровня, например, художники Contemporary Art уже давно сотрудничают с зарубежными галереями и коллекционерами, поскольку в Казахстане этот вид искусства еще не получил должного развития".
Однако стиль полотна не столь влияет на его ценность, поскольку именно мода задает тренды на популярность того или иного течения в искусстве. По словам Марковича, приблизительный период смены моды и направлений - 5-10 лет. Выбор полотна в определенном стиле зависит от предпочтений коллекционера, поскольку в каждом направлении есть достойные художники, работы которых дорого оцениваются.
"Работы Сергея Калмыкова стоили в начале 1990-х 100-300 долларов США, в 2000-х - уже 1000 и более, сейчас несколько тысяч, а то и десятки тысяч. Существуют свои бренды в изобразительном искусстве, их надо отслеживать и вовремя реагировать на них. В любой кризис можно пополнить казну, продав произведение искусства, - это происходит во время революций, войн, катастроф. Главное, чтобы было что предложить покупателю".
Юрий Эдуардович отмечает, что в кризис стоит приобретать произведения искусства, если имеется возможность. Однако инвестиции в искусство требуют тщательного изучения рынка искусства и наблюдения за предложениями галерей. К тому же искусство должно быть ликвидным. На сегодняшний день ликвидностью обладают антикварные произведения казахстанского искусства начала ХХ века, а также периода СССР.
"Естественно, что каждый хочет продать подороже, а купить подешевле. Основная стратегия коллекционера именно такая", - поделился эксперт.
Однако в период пандемии мало кто задумывается об инвестициях в искусство. Продажи картин не только снизились, но и практически остановились. Доступ к искусству был практически закрыт из-за введенных ограничений на проведение культурно-массовых мероприятий. По словам директора арт-агенства, сейчас остро стоит вопрос важности и ценности культуры, поскольку Интернет и дистанционный формат не подходят искусству, а служат исключительно в качестве способа продвижения.
Показать комментарии