Укрепление позиций "Исламского государства" (ИГ) усиливает "курдский фактор", таким мнением с корреспондентом Tengrinews.kz поделился политолог Досым Сатпаев. Отметим, что на приграничных территориях Турции и Сирии проходят бои - боевики группировки "Исламское государство" пытаются захватить сирийский город Кобани, населенный курдами.
Укрепление позиций "Исламского государства" (ИГ) усиливает "курдский фактор", таким мнением с корреспондентом Tengrinews.kz поделился политолог Досым Сатпаев. Отметим, что на приграничных территориях Турции и Сирии проходят бои - боевики группировки "Исламское государство" пытаются захватить сирийский город Кобани, населенный курдами.
По словам Сатпаева, Кобани является важным стратегическим пунктом в регионе и захват города боевиками ИГ даст им контроль над существенным участком границы. Политолог предположил, что своими действиями радикалы пытаются достичь сразу несколько целей - дестабилизировать обстановку в регионе, открыть пути к новым территориям и перекрыть поставку гуманитарной помощи вооруженным формированиям, воюющим против ИГ.
Также эксперт считает, что ситуация вокруг приграничного города показывает, что терроризм в любом его виде является порождением геополитики и необдуманных действий отдельных государств. "Турция сейчас напоминает человека, который в свое время пытался приручить дракона, и теперь этот дракон кусает его самого. Я думаю, что Турция совершила две существенные ошибки - первая состоит в том, что она пыталась затеять свою геополитическую игру вместе с США и некоторыми арабскими странами, стремясь сместить режим Башара Асада, тем самым вызвав дестабилизацию обстановки не только в Сирии, но и во всем регионе. Когда дестабилизируется целый регион, это, естественно, порождает большое количество побочных явлений, в том числе активизацию старых и новых радикальных организаций", - отметил Сатпаев.
Вторая ошибка турецкий властей, по мнению Сатпаева, заключалась в использовании незаконных вооруженных формирований на территории Сирии. При этом, отмечает политолог, Турция не заметила, как внутри этих сил в виде "троянских коней" начали появляться сторонники "Аль-Каиды", а затем и другие радикальные группы, в том числе "Исламское государство".
Также он увидел проблему в том, что Западу пришлось обратиться за поддержкой к курдским вооруженным формированиям. "По сути сейчас усиливается "курдский фактор" - курды становятся серьезным игроком, которых поддерживает США и Европейский союз и, естественно, Турции придется в будущем с этим считаться", - рассказал Сатпаев. При этом, по словам эксперта, уже сейчас курды начинают активно действовать внутри Турции, устраивая акции протеста, которые усиливают напряженность внутри страны.
Как известно, власти Турции ввели комендантский час в связи с беспорядками, которые организовали местные курды в шести провинциях. Причиной волнений стало недовольство политикой невмешательства страны в конфликт в Сирии, где боевики группировки "Исламское государство" штурмуют город Кобани. Жертвами беспорядков стали уже 15 человек, еще несколько десятков пострадали.
С мнением об усилении "курдского фактора" также согласился политолог Расул Жумалы. "Происходит парадоксальная ситуация - если раньше официальные власти Сирии и Турции не сильно поддерживали, а наоборот, пытались усмирить курдских активистов, то сейчас они оказались в ситуации выбора наименьшего из зол и больше поддерживают курдов, чтобы те устояли под натиском исламистов", - сказал эксперт.
"Есть много государств, которые заинтересованы в том, чтобы если не исключить, то подорвать растущее влияние "Исламского государства" - это и силы западной коалиции, и собственно Турция и Ирак. Но по факту у них мало что получается сделать. Запад пока ограничен только воздушными налетами и ракетно-бомбовыми ударами. О наземной операции против ИГ со стороны НАТО речи не идет. Турция также напрямую не вовлечена в конфликт, а лишь поддерживает вооружением, техникой и финансами курдские формирования", - сказал Жумалы. Он добавил, что в случае захвата боевиками города Кобани возрастает вероятность того, что страны Ближнего Востока и Запад начнут более активные боевые действия.
В свою очередь, Сатпаев добавил, что у "Исламского государства" есть и еще одна цель, которую боевики преследуют в своих попытках захватить новые города. Политолог считает, что это часть информационной компании, в которую также включены громкие акции по убийству иностранных заложников. По его мнению, успехи группировки "Исламское государство", которые организация афиширует в свете заявлений Запада о проведении антитеррористических операций, способствуют укреплению морального духа радикальных групп во всем мире.
Политолог обратил внимание на последние новости о том, что радикалы Узбекистана заявили о своей солидарности с идеологией "Исламского государства" и готовности присоединиться к группировке. Сатпаев отметил, что казахстанские эксперты давно говорили об угрозе появления собственного аналога ИГ на территории Афганистана, который, объединившись с некоторыми радикальным центральноазиатскими группами, может представлять угрозу для всего региона.
"Некоторые эксперты уже указывали на туркмено-афганскую границу, как на один из самых слабых участков. Если этот прорыв произойдет в туркменском направлении, то, как отмечали эксперты, это откроет дорогу и в западные, нефтегазовые регионы Казахстана", - добавил Сатпаев. При этом политолог отметил, что по одиночке страны Центральной Азии не смогут эффективно бороться с радикалами группировки "Исламское государство". "Нам необходимо объединить усилия всех стран Центральной Азии, потому что в отличие правоохранительных структур нашего региона террористические организации более склонны к консолидации и взаимопомощи", - заключил эксперт.