Нацбанк Казахстана готовится объявить решение по базовой ставке. Мы решили узнать у экономистов, как необходимо менять базовую ставку и как это может отразиться на курсе тенге и инфляции, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Нацбанк Казахстана готовится объявить решение по базовой ставке. Мы решили узнать у экономистов, как необходимо менять базовую ставку и как это может отразиться на курсе тенге и инфляции, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Отметим, что базовая ставка напрямую влияет на стоимость денег в финансовой системе, а также стоимость кредитов и депозитов. Чем выше будет ставка, тем больше будет процент по кредитам и выше проценты по депозитам. Считается, что она также косвенно оказывает влияние на курс валюты.
4 октября Нацбанк объявил, что плановое решение Комитета по денежно-кредитной политике по базовой ставке будет объявлено 26 октября в 14:00 по времени Астаны.
Независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарев считает, что прошлое решение Нацбанка по сохранению базовой ставки на уровне 14,5 процента было правильным и теперь финрегулятору необходимо переходить к постепенному снижению базовой ставки. При этом, по словам эксперта, главной проблемой денежно-кредитной политики Нацбанка является отсутствие стабильности в принятии решений.
"Предсказуемость не значит, что ставка всегда должна быть одна, это значит, что денежно-кредитная политика Нацбанка должна быть максимально предсказуемой. В одном из своих интервью глава Нацбанка сказал, что они не собираются комментировать или анонсировать движения по ставке. На самом деле это абсолютно ошибочная позиция. Тот же глава ФРС (финансовый регулятор США) Джером Пауэлл анонсирует движения по базовой ставке на 2-3 года вперед и объясняет, что и как будет. Ставка - это основной элемент рынка, и рынок должен понимать, как он будет меняться. Минфин под эту ставку занимает деньги для нашего бюджета. Допустим, он сегодня занимает под один процент, и если он знает, что базовая ставка не будет расти, то продолжит занимать и дальше. Если там будут знать, что она будет расти, то можно перестать занимать или занять больше, чтобы в дальнейшем не раздувать долги. Самое важное - это предсказуемость политики в этом отношении", - отметил эксперт.
По словам Андрея Чеботарева, снижение базовой ставки не должно резко отразиться на изменении курса тенге. Как отметил эксперт, ставка работает неправильно, когда через нее пытаются управлять курсом валюты. Для управления курсами у Нацбанка есть другие инструменты, так как он является самым большим участником валютных торгов в стране, который меняет деньги Нацфонда и, кроме того, присматривает за тем, чтобы компании квазигоссектора производили конвертацию заработанной иностранной валюты.
По поводу возможного влияния изменения базовой ставки на уровень инфляции (прим.: считается, что при высокой инфляции необходимо поднимать базовую ставку) Чеботарев отметил, что уровень инфляции в 17 процентов за год, конечно, является плохим фактором, но сейчас инфляция бьет рекорды по всему миру. Казахстан, по мнению эксперта, в этом отношении находится даже в более выигрышной позиции по сравнению в развитыми странами, так как мы привыкли к высокой инфляции. В США такого уровня инфляции не было уже 50 лет, в странах Европы такой инфляции не наблюдали последние 50-60 лет. При этом в Казахстане инфляция на таком уровне была всего шесть лет назад.
"Конечно, рост инфляции - это плохо как для экономики, так и для людей, но это происходит во всем мире. Мы в этом отношении ничем не уникальны, но наша уникальность заключается в том, что наши люди работают при такой инфляции, зарабатывают и развиваются, а вместе с этим растет и экономика. Это наше преимущество", - отметил независимый финансовый аналитик.
Старший аналитик департамента прикладных исследований AERC Евгения Пак не согласна с предыдущим спикером и считает, что в складывающихся экономических обстоятельствах, а именно в условиях ускорения инфляции в Казахстане до 17,7 процента в сентябре в годовом выражении, понижать базовую ставку нельзя. В текущих условиях необходимо повышение базовой ставки.
"Чем дольше мы сейчас сохраняем базовую ставку на уровне уже значительно ниже инфляции (14,5 процента), тем выше придется впоследствии повышать ее для обуздания темпов прироста общего уровня цен в стране. На мой взгляд, сохранение базовой ставки Национальным банком при наблюдаемом ускорении инфляции и росте денежной массы в стране является демонстрацией оказываемого на монетарный орган давления - демонстрацией неполной независимости Нацбанка. На проблему "ограниченной" независимости НБ РК указывает и S&P Global в своей записке от 2 сентября 2022 года о причинах снижения прогноза по суверенному кредитному рейтингу Казахстана", - отметила эксперт.
По словам Евгении Пак, ни одно из международных агентств сейчас не прогнозирует спад для экономики Казахстана. Более того, в краткосрочной перспективе с начала года по сентябрь можно наблюдать рост выпуска в базовых отраслях экономики (сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь) на 3,5 процента, по сравнению с таким же периодом прошлого года. Эти данные говорят о том, что у Нацбанка сейчас есть пространство для маневра по ужесточению денежно-кредитной политики, не вызывая спада в экономике. Однако в государстве сейчас экономический рост поставлен выше проблемы инфляции, и его снижение хотя бы на полпроцента рассматривается у нас уже как трагедия, при этом двухзначный рост инфляции игнорируется. По мнению Евгении, такая инфляция сейчас нивелирует практически полностью выгоды от экономического роста, поскольку при такой высокой инфляции результаты экономического роста распределяются неравномерно среди населения.
"Повышение базовой ставки при прочих равных приводит к увеличению привлекательности тенговых активов и, как следствие, к укреплению национальной валюты. Тем не менее здесь важно отметить предпосылку "при прочих равных", то есть если остальные факторы останутся неизменными. Но в текущих обстоятельствах никакие факторы не остаются неизменными: цены на нефть крайне волатильны, что также оказывает влияние на курс национальной валюты. Повышение базовой ставки в Казахстане в текущих условиях с учетом воздействия цен на нефть и удорожания самого доллара США может не привести к очевидному укреплению тенге, но как минимум сдержит темпы обесценения национальной валюты к дорожающему доллару", - отметила Евгения Пак.
Старший аналитик AERC объяснила, что высокий уровень инфляции "ощущается" по-разному для различных по доходам групп населения. Большее давление инфляция оказывает на социально уязвимые слои населения, меньшее - на относительно зажиточные категории населения. Однако даже более зажиточные группы населения при такой высокой инфляции вынуждены, так или иначе, ухудшать качество своего потребления.
"Ответ на вопрос, на сколько нужно поднять базовую ставку, можно давать, только основываясь на результатах построенных макроэкономических прогнозных моделей. Такие модели есть в исследовательском арсенале Национального банка. Исходя из текущих инфляционных ожиданий населения, уровня инфляции у нас и в мире, Национальный банк и определяет по моделям шаг повышения базовой ставки. Но, на мой взгляд, повышения на 25 базисных пунктов будет уже недостаточно", - добавила аналитик.
Пак считает, что у Нацбанка в условиях инфляционного таргетирования при плавающем курсе валюты есть только один инструмент для сдерживания инфляции, и это базовая ставка. Она является главным и наиболее гибким инструментом в политике инфляционного таргетирования. Косвенно Нацбанк также может повлиять на инфляцию через информационную политику. Политика центрального банка должна пользоваться доверием у населения, для того чтобы заякоривание инфляционных ожиданий удалось. Чем ниже уровень доверия населения к проводимой монетарной политике, тем на более сильное ужесточение политики ЦБ придется идти для обуздания инфляционных ожиданий и инфляции.
По мнению аналитика, у правительства также нет рыночных инструментов по сдерживанию уровня цен. Есть возможность нерыночного регулирования цен, например, установление потолка цен. Но подобные механизмы могут оказывать только краткосрочное воздействие. Однако оно своими действиями может косвенно влиять на инфляцию. К примеру, ипотечные жилищные программы уже привели к разгону цен на рынке жилья. Аналогично рост социальных расходов, рост расходов государства на льготное кредитование потребителей приводит к разгону потребительского спроса и, как следствие, к более высокой инфляции. Напротив, сдерживание государственных расходов в текущих условиях позволило бы постепенно снизить темпы инфляции в стране. Именно поэтому сейчас для сдерживания инфляции важно принять бюджетное правило, которые бы ограничило рост расходов госбюджета.
Евгения Пак добавила, что на курс тенге, помимо чисто внутренних факторов, таких как базовая ставка, влияет и множество внешних. Это изменение стоимости самого доллара ввиду политики ФРС, это цены на нефть, которые очень волатильны, так как инвесторы оценивают то сторону спроса, то сторону предложения на нефть. Спрос на нефть может снижаться из-за замедления роста мировой экономики, в то же время предложение сильно ограничено действиями альянса ОПЕК+. Одновременно Казахстан демонстрирует небывалый рост экспорта по сравнению с импортом (экспорт вырос на 56,8 процента за первое полугодие 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021-го), в результате чего счет текущих операций в Казахстане впервые с 2014 года складывается с профицитом, это оказывает поддержку курсу национальной валюты.
"Еще раз повторюсь, что рост базовой ставки при прочих равных приводит к укреплению национальной валюты. Воздействие внешних факторов может как усилить, так и нивелировать эффект роста базовой ставки. К примеру, резкий рост цен на нефть может усилить эффект от базовой ставки, приведя к еще большему укреплению тенге. Однако повышение ставки ФРС в ноябре вместе со снижением цен на нефть приведет, в противовес росту базовой ставки, к ослаблению национальной валюты. Какие эффекты в итоге будут преобладать – зависит от внешних факторов, которые пока складываются очень непредсказуемо", - подчеркивает представитель AERC.
Напомним, что с начала 2022 года Нацбанк повышал базовую ставку четыре раза. 24 января - с 9,75 до 10,25 процента, 24 февраля - до 13,5 процента годовых, 25 апреля - до 14 процентов годовых, 25 июля - до 14,5 процента.
5 сентября впервые в этом году Комитет по денежно-кредитной политике Национального Банка Республики Казахстан принял решение сохранить базовую ставку на том же уровне.
При этом председатель Национального банка Галымжан Пирматов заявил, что пик инфляции в Казахстане еще впереди, до конца 2022 года инфляция ожидается на уровне 16-18 процентов.
Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!