Балуйтесь, ребята айфонами. "Вы этого достойны!"

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Доцент кафедры физики Северо-Казахстанского государственного университета, научный руководитель по нескольким направлениям исследований в обсерватории Петропавловска Андрей Солодовник рассуждает о современной фантастике. Астрофизик в своем блоге высказывает мнение о голливудских блокбастерах и рассказывает, почему это кино не имеет ничего общего с классической научной фантастикой.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Доцент кафедры физики Северо-Казахстанского государственного университета, научный руководитель по нескольким направлениям исследований в обсерватории Петропавловска Андрей Солодовник рассуждает о современной фантастике. Астрофизик в своем блоге высказывает мнение о голливудских блокбастерах и рассказывает, почему это кино не имеет ничего общего с классической научной фантастикой.

Меня не то что удивляет, скорее, удручает драматичность судьбы фантастического жанра. Не будем касаться оценок простой и прямолинейной романтической фантастики XIX века - это детство жанра. Его зрелость и блеск приходятся на вторую половину прошлого века. И взятые им вершины пока что не освоены не только в практике социума, но и в кинематографе. Это касается книг и таких великих писателей и мыслителей, как наши Стругацкие и Лем, и западных классиков жанра (Брэдбери, Шекли, Воннегут и так далее).

Миры книг ранних Стругацких - апофеоз беспредельности интеллектуальных и нравственных сил человечества. Образно и полно выписанные персонажи живут на острие прогресса цивилизации и человека. При этом никого не завоевывают: их противники - слепые силы природы и собственные сомнения и слабости. Не поучают морализаторски. Живут на острие порыва человечества по вертикали. И гибнут, если не сложилось победить, но не поучая (как в "Далекой радуге"). Но мы-то практически видим их, мы их любим, почти сразу, едва погрузившись в текст! Они поселяются в нас - Быков, Жилин и другие. А затем они перешли к человеку и социуму. Новый виток творчества. Кант сказал: "Есть две вещи, которые не перестанут изумлять человека: вид звездного неба над головой и нравственный закон внутри нас". Исследование космоса человеческого духа - вторая и монументальная часть творчества этих писателей. Результат многопланов и сложен, анализ его... Да и зачем он, анализ. Просто нужно читая вочеловечиваться!

Лем не менее значителен. Тот же великолепный фон нравственно здоровой цивилизации, где первое, что востребовано, - талант, творчество, труд и порыв на фоне решения грандиозной задачи расширения ойкумены. Героика космических будней нигде не глупа и не жестока. Ведь наша цивилизация экстравертна по природе, мы не можем выжить как разумные существа, не освоив космос! Лем это доказывает не только как фантаст, но и как незаурядный философ: "Сумма технологий" и "Солярис" в этом убеждают

Путешествия в мир души человека столь же незаурядны. Не случайно гениального Лема лучше многих других (но по-своему) понял гениальный Тарковский. Его фильм "Солярис" - лучшее, что есть в жанре полноразмерной фантастики. А ведь ракет и космоса там не много. Но не в иллюминаторы станции мы глядим потрясенные, а в души героев. А они такие разные - от мелочных до великих. При этом у каждого всегда рядом непростой нравственный выбор.

В конце XX века поток высокой фантастики сильно иссяк, а ныне есть ли она вообще? Вопрос не праздный. Движущей силой жанра всегда была реальность воплощения самых предельных и запредельных проектов интеллекта плюс реальная политическая воля государств поддержать эти усилия. Вспомним космическую гонку 60-70 годов. Сегодня нет ни того, ни другого. Будущее в принципе принесено в жертву сомнительной современности, навязанным девизом которой стали "удобства и неограниченность развлечений". Кто навязал? Понятно, что правящие классы, так неуместно именуемые элитой. Пример реального уничтожения перспектив реализации фантастики - разрушение СССР. 

То, что имеет жанр в итоге: слабые перепевки прошлого, убогий мистицизм, социальный пессимизм и не более. Заметьте, у большинства современных повествований попросту нет финала. Да и зачем он, если все пишется лишь для того: купил, почитал, выбросил.

Кстати, хорошую научно-фантастическую литературу торпедировало примитивное кино (искусством назвать его не могу) в стиле экшен, а кино, в свою очередь, не то что прогнулось, а просто легло под компьютерные игры. Вот и блокбастеры Голливуда представляют собой просто иллюстрации к таким играм. Иллюстрации не развивающие человека, а прокатывающиеся по мозгу катком сумбурных эмоций.

Возрождение жанра научной (именно научной) фантастики без реальной перемены социальной парадигмы цивилизации (отказ от рыночной модели в пользу разумно планируемого будущего) мне представляется нереальным.

К чему может привести рыночная модель, если она будет развиваться по заданному сценарию? Ответ на этот вопрос содержит изрядную долю очевидности, другими словами - аргументированного мнения многих видных мыслителей (например, Александра Зиновьева, Папы Франциска, а раннее Эскривы Балагера и многих, многих других - наших и западных - но все же "наших" людей). Очевидность в посыле рыночной экономической модели - ее эгоистическом базисе (см. от К. Маркса и далее) - прибыль любой ценой. Отсюда легко объясняется не случайность, а целенаправленность современной практики расчеловечивания людей. Откровенно об этом высказался когда-то (сам слышал) российский министр (и разрушитель) образования Фурсенко: "Задача современного образования не подготовка созидателя, а формирование потребителя". Вполне конкретно - морду в корыто и помалкивай. А чего стоит рекламный слоган рыночников: "Ты этого достойна!" "Этим" может быть все что угодно, но всегда почти по смыслу - мусор. Ужасно то, что с годами "достойных этого" становится все больше. Фантасты не раз и не два тоже описывали предел падения пресыщенного "этим счастьем" человечества. Навязывание потребления выходит далеко за пределы пищи, одежды, роскоши. Предлагается потреблять порочные удовольствия. Последствия очевидны, и это не только пресловутые гей-парады. Не за горами и потребление жизни и смерти (торговля органами). Да уже и сообщали всем нам о миллиардере, поставившем себе шестое или седьмое сердце - вот тарантул. Предел ощущается? Да, это элитарное фашизированное общество.

Второй (но не последний) минус рыночной модели - бездумное транжирство ресурсов планеты. Многое из того, что навязывается, уже преизбыточно. Особенно возмущает производство предметов роскоши и суперроскоши. Ведь это бессмысленно затраченный труд многих людей. Бессмысленно израсходованные энергетические и вещественные ресурсы. А как же экология? А как же совесть? Бессмысленна по большей части и сфера труда в области виртуальных технологий. Убивающие душу и разум фильмы и игры - это зачем? Впрочем, ответ смотри выше.

В итоге не теоретически, а на деле рыночная экономика в ее всемирно-криминальном воплощении несовместима с овладением космосом. Он ей просто не нужен. Да и не отпустит она потребителей на Марс (Брэдбери "Марсианские хроники") или в систему Альфа Центавра! Балуйтесь, ребята, айфонами. "Вы этого достойны!"

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 507  course down  572.27  course down  6.37  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 28
Астана 22
Актау 19
Актобе 15
Атырау 22
Б
Балхаш 28
Ж
Жезказган 26
К
Караганда 18
Кокшетау 17
Костанай 30
Кызылорда 25
П
Павлодар 23
Петропавловск 28
С
Семей 30
Т
Талдыкорган 32
Тараз 34
Туркестан 23
У
Уральск 28
Усть-Каменогорск 33
Ш
Шымкент 28

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer