"Чабан или табунщик?" Как казахи заботились о малыше

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

В очередной главе моей книги "Қарашаңырақ" поговорим о том,

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

В очередной главе моей книги "Қарашаңырақ" поговорим о том,

Как казахи заботились о малыше

После лошадей и женщин казахи больше всего любили детей.

Хотя нет.

Больше всего казахи любили детей, а потом уже лошадей. А потом уже женщин.

Хотя нет.

Скорее всего, казахи все-таки больше всего любили своих лошадей, а потому уже женщин…

Или нет...

К сожалению, ученым так и не удалось определить, кого казахи любили больше всех. Однако в результате долгих исследований удалось таки выяснить, что для настоящего казаха дети - это все. Или почти все.

Хотя нет.

Точнее будет сказать, что ради детей казах пойдет на все. Особенно – в наше время. Иначе почему, вы думаете, у нас в стране невозможно победить коррупцию? Потому что у всех - у коррупционеров и у тех, кто борется с коррупцией - имеются дети. Они есть даже у тех, кто сохраняет нейтралитет в этой бескомпромиссной и ожесточенной борьбе. Поэтому наличием детей настоящий казах готов оправдать любой свой проступок, любое преступление, любое злодеяние и любое молчание. Это возвеличивает родительскую любовь и одновременно придает всякому действию или бездействию оттенок благородной жертвенности. И это чисто казахская национальная традиция. Можно сказать, что это даже не традиция, а ноу-хау. Находка. Изобретение. Очень удобное, надо сказать, весьма живучее и фантастически функциональное. Оттого не случайно у нас в народе бытует несметное количество пословиц и поговорок о детях. Говорят: "Бала – көңілдің гүлі, көздің нұры". "Дети – это цветочки души и свет очей".

А еще: "Балалы үй – базар, баласыз үй – мазар" – "Дом с детьми - это Эдем, а без детей – Кенсай".

И еще: "Үйің үй-ақ екен, ішінде ойнайтын баласы болса" – "Дом можно считать домом, если в нем играют дети, а если в нем дети не играют, то это уже не дом".

Все эти мудрости дошли до нас из глубины веков. Из той же глубины дошла до нас и другая информация. О ней сегодня разговор.

Как только по степной сети разносилась новость, что у "Паленбаевых" или "Тугенбаевых" родился ребенок, задавался вопрос: "Чабан или табунщик?" Потому что не принято было напрямую спрашивать – мальчик родился или девочка (это считалось проявлением бестактности и могло вызвать ненужный интерес со стороны темных сил). Если отвечали: "Чабан", значит родился мальчик. А если говорили: "Табунщик", значит родилась девочка.

В чем разница? А разница существенная.

"Чабан" – это пастух. Фигура пассивная. В данном случае он просто пасет чей-то скот.


Фото ©Турар Казангапов

Что касается табунщика, то он пасет не только свой собственный скот, но еще и пригоняет какую-нибудь живность со стороны, тем самым приумножая состояние. Поэтому табунщик предпочтительнее. Вернее, выгоднее.

Объясню.

Калым за невесту раньше считали в лошадях: 9, 17, 27, 37 и 47 голов. Отсюда и экономический прирост в связи с рождением табунщика. То есть девочки.

Как вариант в случае рождения девочки говорили еще: "Қырық жеті туды". То есть буквально: "Родилось сорок семь". Это не означало, что молодая мать побила мировой рекорд и попала в Книгу рекордов Гиннесса. Тут имелись в виду опять же лошади. Сорок семь голов – это самый большой первоначальный взнос за невесту. Приличный косяк. Целое состояние.

Как только ребенок появлялся на свет, на него надевали, вернее, его заворачивали в… "собачью рубашку" – ит көйлек. Эта "рубашка" не была в полном смысле собачьей рубашкой, а скорее напоминала халатик свободного кроя. В нем удобно, ничего не мешает и не цепляет. Такую же я видел в прошлом году в Милане на показе последних работ Эмилио Пуччи. Надо полагать, Эмилио тупо стыбзил у нас детский фасон ит койлека и пошил его на взрослых. Ситуация насколько тривиальная, настолько и привычная. Казахи давно уже смирились с тем, что весь мир у нас что-нибудь да ворует, а потом выдает за свое. Все давно уже в курсе, что все самое красивое и самое важное в этом мире придумали когда-то мы, казахи. Все остальные только и могут, что глупо повторять. И с этим не нужно спорить.

Младенец "носил" ит койлек в течение сорока дней. Потом эту рубашку снимали, заворачивали в нее сладости и вешали на шею настоящей собаки. Собака в ужасе пускалась бежать по аулу, за ней с криками гнались дети, отбирали сладости, а рубашку уносила какая-нибудь женщина, которая не могла забеременеть. Такой вот был замечательный обычай.

А "собачьей" рубашку называли из-за того, что собака считалась одним из семи богатств степняка. "Жеті қазына", помните?

Ну и как же без тоя! Их было несколько. Отмечали первый, третий, пятый, седьмой и сороковой дни.

Первый в очереди стоял праздник шілдехана. На него шли без звонков и без приглашений. Шли все кому не лень. Разделить радость и отметить событие.


Фото ©Турар Казангапов

Во время празднования шілдехана принято было проводить обряд шілде су.

В чашу или пиалушку наливали чистую родниковую воду. Затем в нее опускали серебряные монеты. Кто-то из уважаемых женщин обмакивал пальцы в эту воду и протирал ею лицо, глаза, попку и подмышки младенца. Другие женщины не имели на это права. Они могли лишь слегка дотронуться до ребенка, а не тискать его и не целовать. У нас вообще не принято было целовать. Никого и ничего. Принято было нюхать. И все.

Монеты раздавались затем всем присутствовавшим.

На третий день проводили бесік той. На него съезжалась вся родня. Хотя нет. Бесік той считался все-таки больше женским праздником, и на него собирались в основном женщины. Мужиков туда не звали. Мать молодой мамаши дарила бесік (люльку) и все принадлежности к ней. Помимо люльки, родственники со стороны невестки привозили с собой подарки. Их должно было быть обязательно девять. Этот обряд назывался "тоғыз апару". Буквально – "задарить девятку" (только не "Ладу", пожалуйста!).

Затем младенца устраивали в его кроватку – бесікке салу. Это происходило на пятый день. И опять же это было целое представление, в которой главную роль играла кіндік шеше – крестная. Вначале она "очищала" бесік. Огнем и дымом. Затем укладывала туда младенца. Помимо самого ребенка, в люльку клали семь вещей: одеяло, халатик, кебенек (это такая бурка), шубу, уздечку, плетку и нож. Это если мальчик. Плетка и нож могли ему пригодиться в том случае, если ему придется отбиваться от злых духов (а они бы обязательно явились). Ну и чтобы вырос настоящим мужчиной.

А если в люльке была девочка, то вместо ножа и плетки прятали там зеркало и расческу. Чтоб красивой была и умной, и чтоб в огонь могла пойти, и коня на скаку остановить...

Да, чуть не забыл. Кое-где существовал еще такой обряд.

Как только колыбель была готова, а ее обычно заказывали у мастеров-ремесленников, то на нее верхом, как на коня, садилась уважаемая всеми женщина, брала в руки плетку и с криком: "Баланы сатамыз! Баланы!" "отправлялась в путь-дорожку". Обычно она "мчалась" таким образом в Коканд. На базар.

Это она так обманывала злых духов, имитируя куплю-продажу ребенка. Чтоб они все рванули на кокандский рынок…

В общем, покончив со всеми нечистыми силами, ребенка укладывали с песнями и пожеланиями в его кроватку. Пели колыбельную – бесік жыры. Заодно проводили обряд, который назывался "тыштыма". Буквально переводится как "покакал или еще не покакал". Кстати, для этого серьезного дела в люльке имелась специальная дырочка – шумек. Этот шумек вел в тубек. То есть в горшок. В самом начале в этот самый тубек прятали разные сладости, а потом в нужный момент доставали. Как раз между основным текстом и припевом бесік жыры. Сладости раздавали всем присутствующим. На удачу.

На седьмой день также устраивались застолья. На них кіндік шеше должна была подчистую обглодать шейную кость барашка, насадить ее на палку и закрепить под потолком юрты. Причем на женской стороне. Делалось это с тем расчетом, чтобы у ребенка как можно быстрее окрепла шея.

Между прочим, казахский национальный бесік - это вам не просто детская кроватка. Это древняя колыбель, в которой выросли сотни поколений кочевников, и это настоящее произведение столярного искусства с хитроумными инженерными решениями. Ее изготовляли вручную большие мастера, испросив разрешения у духов предков. Они учитывали все физиологические и психологические особенности младенца и мастерили бесік таким образом, чтобы в нем было всегда тепло, уютно и спокойно.

Как этого добивались?

Об этом читайте в следующей главе.

Да, еще!

Бесік нельзя было дарить. Его можно было только передавать по наследству.

Другие главы книги "Қарашаңырақ"

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 510.9  course up  579.38  course up  6.4  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 15
Астана 11
Актау 17
Актобе 10
Атырау 17
Б
Балхаш 13
Ж
Жезказган 12
К
Караганда 8
Кокшетау 6
Костанай 14
Кызылорда 14
П
Павлодар 7
Петропавловск 17
С
Семей 16
Т
Талдыкорган 14
Тараз 15
Туркестан 11
У
Уральск 20
Усть-Каменогорск 15
Ш
Шымкент 16

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer