Четыре коридора и Жемчужное ожерелье

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Каждый раз, когда говорят о присутствии Китая в казахстанской нефтегазовой отрасли, упускается один серьезный момент - у нас не говорят, что это значит для Китая, какую часть в стратегии Китая занимает его продвижение в Казахстан и в регион Центральной Азии в целом.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Каждый раз, когда говорят о присутствии Китая в казахстанской нефтегазовой отрасли, упускается один серьезный момент - у нас не говорят, что это значит для Китая, какую часть в стратегии Китая занимает его продвижение в Казахстан и в регион Центральной Азии в целом.

В настоящее время Китай импортирует около 55,2 процента необходимой ему нефти - это около 240 миллионов тонн. По расчетам исследователя Института проблем транспорта при Комитете по национальному развитию и реформе Ло Пина, к 2015 году доля импортной нефти в Китае повысится до 65 процентов. Страна будет импортировать 370 миллионов тонн нефти, или 7,4 миллиона баррелей в сутки, при прогнозируемом потреблении 570 миллионов тонн. Основное количество импортной нефти приходит из стран Персидского залива и Ирана, то есть района Индийского океана. Получается, кто контролирует пути доставки нефти в Китай в Индийском океане, тот и контролирует сам Китай, так как может в любое время перекрыть поставки.
 
Разумеется, китайцы недовольны таким положением дел и предпринимают 4 выхода из него:
1) строительство в ближайшее время около 30 АЭС, что позволит внедрять общественный электротранспорт в городах и сократить потребление бензина;
2) строительство нефтебаз в портах и на границах;
3) диверсификация коридоров доставки нефти и газа или так называемая "Стратегия четырех коридоров;
4) обеспечение безопасности маршрутов через Индийский океан или стратегия "Жемчужное ожерелье".
 
Если со строительством АЭС все ясно - это прекрасно для Казахстана, так как открывает рынок для его ядерного топлива и в целом повышает стоимость урана, то строительство нефтебаз - крайне интересный проект. Нефтебазы строятся в три очереди, и сейчас идет вторая очередь строительства. Нефть и нефтепродукты будут храниться в портах Восточного побережья, в стратегически важных районах и около терминалов нефтепроводов, по которым поставляется нефть. Каждая база имеет емкость не меньше 5,4 миллиона кубометров, или 4,6 миллиона тонн нефти. Одна такая база будет построена около Алашанькоу, и ее емкость будет около 8-10 миллионов тонн нефти. Всего Китай хочет иметь резерв нефти на 100 дней потребления, то есть около 100 миллионов тонн. То есть шантажировать Китай кратковременным отключением того или иного нефтепровода бесполезно - при условии, если наше правительство захочет это сделать. 
"Стратегия четырех коридоров" предусматривает организацию 4 маршрутов поставок углеводородов из разных стран:
1. Северо-восточный коридор - поставки из России по трубопроводу ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан). Ежегодный объем поставок в Китай по отводу от данного трубопровода - 15 миллионов тонн. Срок поставок - 20 лет. Завершается трубопровод в Дацине.
2. Северо-западный коридор - поставки из Казахстана и Средней Азии. Поставки включают в себя как нефть, так и газ. Нефть идет по трубопроводу Атасу - Алашанькоу (казахстанская и российская). Ежегодный объем поставок нефти 8-10,9 миллиона тонн, в течение 2012 года ежегодная пропускная способность будет доведена до 13 миллионов тонн. Также по газопроводу "Центральная Азия - Китай" будут идти поставки газа из Туркменистана - в объеме 30 миллиардов кубометров (пропускная мощность сейчас - 40 миллиардов кубометров, но 10 из них идут на казахстанские нужды). К 2015 году планируется построить вторую очередь и довести объемы экспорта до 50-60 миллиардов кубометров.
3. Юго-западный коридор - поставки нефти и газа из Мьянмы и ее портов. Трубопроводы будут запущены в 2013 году, их мощность составит 22 миллиона тонн нефти и 12 миллиардов кубометров газа в год. Он крайне важен для бурно развивающегося Южного Китая и помогает еще крепче привязать Мьянму к Китаю. Данный коридор поможет избежать прохода танкеров через Малаккский пролив.
4. Юго-восточный коридор - морские поставки сжиженного газа из Австралии и стран Персидского залива. Поставки направлены решить дефицит газа в Юго-Восточном Китае.
 
Для защиты действующего и основного маршрута поставок нефти и сжиженного газа  (85 процентов от импорта примерно) из стран Персидского залива Китай применяет стратегию "Жемчужное ожерелье", то есть строит военно-морские и инфраструктурные базы по всему этому маршруту. Список баз следующий:
1. Остров Хайнань (КНР) - глубоководная китайская военно-морская база, которая способна принимать крупные авианосцы. В ней пост­роены 4 входных туннеля в под­земное хранилище, где могут раз­мещаться подводные лодки с бал­листическими ракетами на борту. 
2. Острова Коко (Мьянма) - база с радарной системой слежения за прохождением судов.
3. Остров Мадей (Мьянма) - нефтяной порт.
4. Читтангонг (Бангладеш) - контейнерный порт.
5. Порт Марао (Мальдивские острова) - военно-морская база.
6. Порт Гвадар (Пакистан) - многоцелевой порт и военно-морская база. От него идет шоссе через Каракорум в Синьцзян.
7. Порт Пасни (Пакистан) -  военная база. Связан с Гвадаром скоростной дорогой.
Чтобы обеспечить господство на море, Китай уже построил один авианосец (бывший авианосный крейсер Украины "Варяг"), на котором он отрабатывает управление и строительство уже собственных авианосцев.
Таким образом, Китай использует многоцелевую и разностороннюю стратегию по обеспечению собственной энергетической безопасности, потому что она является ключевой для него. 
Казахстан же, получается, задействован в китайских планах по обеспечению энергетической безопасности следующим образом:
1. Поставщик ядерного топлива - пока в виде закиси урана.
2. Поставщик нефти.
3. Транзитное государство для поставок газа.
 
В этом и состоит основа сотрудничества КНР и Казахстана (и никаких других тем там нет) - то, что нужно на самом деле китайцам. Это достаточно четкая позиция, которая нуждается в дальнейшем осмыслении со стороны Казахстана и построении на этом нашей внешнеполитической стратегии. 
Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 522.13  course up  593.24  course up  6.42  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 8
Астана 16
Актау 16
Актобе 13
Атырау 16
Б
Балхаш 14
Ж
Жезказган 14
К
Караганда 17
Кокшетау 16
Костанай 16
Кызылорда 17
П
Павлодар 9
Петропавловск 13
С
Семей 6
Т
Талдыкорган 13
Тараз 15
Туркестан 16
У
Уральск 8
Усть-Каменогорск 14
Ш
Шымкент 5

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer