Что, зачем или что - за чем?
Ну и правильно. Не надо усложнять. В Казахстане доктор экономических наук предложила новую методику обучения истории в школе:
Тогда и подробностями Великой Отечественной не стоит детям голову забивать. Причина - следствие. Началась в 1941-м, закончилась в 1945-м. СССР победил, Германия проиграла. Достаточно? Ну, еще можно добавить Сталинградскую битву, обозначить ее как переломный эпизод и прописать даты: началась - закончилась. А все эти миллионы погибших, разрушенные города и сломанные судьбы - лишнее.
- Мы должны рассматривать историю не ради истории, а историю ради идеологии, как инструмент воспитания. На исторических образах воспитывать детей. Поэтому нужно писать ее, как сказку.
Ну уж что другое, а писать историю, как сказку, мы всегда умели. Причем, время от времени, в целях правильного воспитания, меняя причины и следствия. Как старая пословица гласит: "Хорошему - намек, дурному - палка".
Да что там история. Современность тоже дает много поводов для упрощений. Помнится, как негодовали люди по поводу рухнувшего "дома на песке" в Караганде. Требовали тщательного расследования и наказания виновных. Чтобы выяснить все причины и следствия. Выяснили. Суд даже как бы приговорил чиновников к четырем годам колонии за "халатность". И тут же - амнистия. Девять месяцев просидели заместитель акима и сотрудник ГАСКа в изоляторе. Многое поняли:
- Несправедливость торжествует, что сказать. Если раньше я, допустим, не думал, как может невиновный человек девять месяцев сидеть в тюрьме, теперь на собственной шкуре испытал.
Мы люди не кровожадные, конечно, но как для истории записать этот сюжет так, чтобы детям была ясна связь причин и последствий? Рухнула "Бесоба" - виновных простили, так что ли? Умные люди учат: "Беды человека одного - лишь беды времени его". Так нет ли здесь взаимосвязи с событиями в Аксу, где семьдесят новоселов уже пару месяцев живут без электричества? Чиновники говорят: сами виноваты. Вам ключи выдавали не за тем, чтобы в квартирах жить:
- Ключи раздали, чтобы люди смотрели свои квартиры, пока завозили вещи. В течение 30 дней никто не должен был там жить.
А зачем тогда завозить мебель? И откуда у наших начальников такая уверенность в благополучии граждан: дескать, в новое жилье обязательно со свежекупленной обстановкой? Иначе ведь получается, будто они предлагают людям расставить в полученных комнатах столы да диваны и вернуться к старым голым стенам. У прокуратуры тоже вопросы появились: есть подозрение, что дом сдан не готовым. Как и "Бесоба" в свое время.
Или вот совсем забавный сюжет с казахстанскими музыкантами. Товарищ по сцене получил сорок суток ареста за езду без документов, устроил автоаварию, покалечил женщину. Но не зря мудрецы заметили: "Народный любимец в огне не сгорает, в воде не тонет". Коллеги собирают ему деньги в помощь, устраивают благотворительный концерт. А сам арестант из-за решетки делает благородные жесты. Передает все собранные тенге на лечение больного ребенка. Занавес. Зрители рыдают.
Но опять незадача. Как по новой методике записать эту историю в памяти детей? Где здесь причина, где - следствие? Почему больной мальчик получает помощь только после аварии, устроенной музыкантом? И хватит ли ему на лечение одного ДТП?
Еще одно запомнившееся событие прошедшей недели. В Петропавловске задержан начальник областного управления культуры. В финансовой полиции утверждают, что вымогал билеты на концерт заезжих знаменитостей:
- Под угрозой срыва, что он может не предоставить помещение для проведения данного концерта, если не получит на безвозмездной основе вышеуказанные билеты, как сказали, VIP-класса.
Что чиновник хотел сделать с этими контрамарками - родственников одарить или перепродать повыгоднее - пока не известно. Но суд дал добро на арест, и теперь бедолаге грозит от семи до двенадцати лет несвободы за взятку. Ну и какие причины вызвали такие грустные последствия? Неужели так обмельчал наш чиновник, что готов позариться на такую мелочевку? Как старики говорят: "Большая прореха над маленькой смеется". Или, наоборот, записать все случившееся на повышающийся культурный уровень? Дескать, все остальное уже есть, захотелось искусства, но по старой привычке - за чужой счет?
Доктор экономических наук, решившая резко поменять преподавание истории в школе, может со мной не согласиться, но…
Сдается, что в этой науке как раз интересны подробности. Потому что на самом деле они и есть содержание. Возможность осмыслить прошлое и сделать выводы о настоящем. Как говорится: "Котла без сажи не бывает, а человека - без мыслей". Что, зачем и почему? А когда что за чем - от даты к дате - всего лишь арифметика. И это уже совсем другая наука.