Гитлер? Такого не знаю

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

То ли по случайному совпадению, то ли по иронии судьбы этот пост выходит в день рождения одного из самых чудовищных и гадких продуктов человечества - Адольфа Шикльгрубера - Гитлера. В начале ХХI века широкое экспертное сообщество назвало четырех злодеев ХХ века: Сталин, Гитлер, Пол Пот и Иди Амин. С первыми двумя наша история и память связаны непосредственной трагедией.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

То ли по случайному совпадению, то ли по иронии судьбы этот пост выходит в день рождения одного из самых чудовищных и гадких продуктов человечества - Адольфа Шикльгрубера - Гитлера. В начале ХХI века широкое экспертное сообщество назвало четырех злодеев ХХ века: Сталин, Гитлер, Пол Пот и Иди Амин. С первыми двумя наша история и память связаны непосредственной трагедией.

В далеком 63-м году молодой французский режиссер Бертран Блие снял документальный фильм "Гитлер? Такого не знаю". Несколько милых 20-летних людей беспечно рассказывали режиссеру о своей жизни, родителях, планах и мечтах, выражая абсолютный манкуртизм и безразличие к историческому прошлому. Непритязательная и лишенная обличительного пафоса картина Блие вместе с тем поставила полвека назад актуальный вопрос: что важно помнить из прошлого, а что можно забыть?

Одиозная личность, которой, безусловно, был Гитлер, породила миф о себе. Истерик и вегетарианец, любивший собак, свою элиту, оперу и оккультизм, фюрер запретил играть себя в театре и в кино. Однако после смерти диктатора кино нарушило этот запрет. Фильмография тирана была разнообразной: от колоритных карикатур соцреализма в исполнении Фрица Дица до голливудского трэша. Из серьезных работ назову три картины.

"Великий диктатор" (США, 1940), режиссер Чарли Чаплин
Чаплин не сомневался, называя Гитлера "великим". Слово "великий" никак не связано с этикой: великим может быть не только добро, но и зло. И лицедействуя, это зло, сатира Чаплина была беспощадной. Для фильма Чаплин разработал специальный "квази-немецкий" язык, который помог ему довести своего истеричного Аденоида Хинкеля (один-в-один Гитлера) до гротеска - комического предостережения человечеству. Фильм Чаплина - безусловно смелое высказывание (а это был его первый звуковой фильм) на тему фашизма и национализма. И мало кому удавалось так точно и ярко высмеять убогость и опасность зла. Интересно, что четверть века спустя, в своей автобиографии Чаплин сделал очень важное признание: "Конечно, если бы я знал в 40-м году о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы снять "Диктатора", не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения".

"Бункер" (Германия, 2004), режиссер Оливер Хиршбигель
"Бункер" имел в Германии неоднозначную реакцию. Многие считали, что вообще не стоило обращаться к личности фюрера. Логика была простой. Гитлер трусливо принял яд, утаскивая за собой Еву Браун, чтобы избежать кары возмездия, а мы реанимируем его, показывая, благодаря таланту Бруно Ганца, со всеми человеческими слабостями. Имеет ли право на существование картина, которая вызывает жалость там, где жалости не может быть в принципе? Если оставаться человеком, конечно.

"Молох" (Россия, 1999), режиссер Александр Сокуров
Сравнение Гитлера с карфагенским богом Молохом, в жертву которому приносили младенцев, у Сокурова, как всегда, - метафорическая точность. Но при этом, режиссер совершил радикальное нарушение мифа о Гитлере как о чудовищном монстре и воплощении мирового Зла. Гитлер у Сокурова - это даже не Адольф, а Ади - ипохондрик и примитивный обыватель, который носится со своими сексуальными страхами, проблемами с желудком и украдкой закапывает в саду собственное дерьмо.

Заземляя Гитлера до уровня физиологической мерзости, Сокуров со всей очевидностью доказал своим фильмом психологический закон, открытый Альфредом Адлером: ущербность нуждается в компенсации. Проще говоря, не умея быть человеком, Гитлер пожелал стать "сверх-человеком". При этом единственным способом победить свою бездарность и импотенцию для него была власть.

Комментируя замысел своего фильма, Сокуров говорил: "Меня интересует нравственное падение огромного числа людей. Дело ведь не в Гитлере - больном человеке, несчастном глобально, от рождения до смерти. Дело в том, что нацизмом оказались заражены миллионы злых, жестоких людей не только в Германии, но и в других странах". Злых и ущербных, магнетически находящих в фюрере свое подобие.

На протяжении всей истории обращения к человеческим мерзостям и олицетворениям Зла не переставали раздаваться предостережения о том, что не стоит ворошить призраки прошлого - фашизма и коммунизма - дабы не вызвать их вновь. Не думаю, что это правильно. Все зависит от того, кто, как и, главное, зачем это делает.

О Гитлере можно снять фильм, устроить выставку (подобно той, которая была в Берлине в 2010 году), издать журнал или написать песню. Вопросы все те же: как это сделать и зачем?

Названные мной фильмы как лекарство от коричневой чумы. И нет в них эксплуатации одиозной темы ради собственного популярности, а главное, нет ни в замысле, ни в воплощении оскорбления и унижения человеческого достоинства. Нет кощунства.

Удивительная вещь - пространство и время. Время стирает память, пространство ее возвращает. Это как столкновение с давно забытым. Стоит только сократить дистанцию. А теперь представьте на минуту в Парке 28 гвардейцев-панфиловцев у Вечного огня сопливого скинхеда, салютующего "Хайль", или почтенного старца, читающего "Майн кампф" как "Отче наш". Какова будет ваша реакция? Не думаю, что благостной. Стоит только поставить этих персонажей у Вечного огня. Чтобы понять, если память отшибло.

Есть и всегда будут темы, на которых плюрализм превращается в подлость. Человеческую, историческую, гражданскую. Есть и всегда должны быть темы, на которые необходимы запреты, табу, харам. Без таких запретов не может быть Культуры. Культуры, которая побеждает хаос, разврат и мерзость. И здесь не о чем говорить.

В своем завещании маркиз Де Сад, прекрасно понимая, что натворил, написал: "Когда я умру, сожгите мои книги, а на мою могилу набросайте желудей, чтобы со временем не только мое имя, но и моя могила навсегда стерлись из памяти людей". Редкий случай точной самооценки и отношения к своему наследию. Что же касается памяти, то она тоже бывает разной. Можно отметить день рождения Гитлера, а можно пересмотреть "Обыкновенный фашизм" Михаила Ромма. Можно помнить, а можно забыть. О совести.

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 509.84  course up  567.54  course up  6.32  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 26
Астана 24
Актау 17
Актобе 19
Атырау 21
Б
Балхаш 24
Ж
Жезказган 25
К
Караганда 19
Кокшетау 12
Костанай 28
Кызылорда 18
П
Павлодар 12
Петропавловск 25
С
Семей 25
Т
Талдыкорган 28
Тараз 30
Туркестан 17
У
Уральск 24
Усть-Каменогорск 29
Ш
Шымкент 26

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer