Хочу все знать

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Треть казахстанцев признались социологам в том, что опасаются религиозного экстремизма - это вчетверо больше, чем пять лет назад. Хотя, наверное, очень немногие из нас смогут дать внятный ответ на вопрос о том, что же такое этот самый "религиозный экстремизм". Потому и боимся, что не знаем. Может, если бы информации было больше, то меньше стало бы страхов?
     
В Актобе закончился суд над четырьмя участниками июльских событий в Темирском районе, которых по горячим следам подозревали в причастности к религиозным экстремистским организациям. Двум убийцам полицейских определили пожизненное заключение, еще двум - 14 и 6 лет соответственно. Обвинения предъявлены по пяти статьям, в том числе "Убийство" и "Терроризм". Процесс прошел за закрытыми дверями. Почему? Я не сомневаюсь в законности такого решения суда, но пытаюсь понять логику: зачем скрывать обстоятельства и причины трагедии в Шубарши? Ведь открытое судопроизводство - это не только гарантия состязательности обвинения и защиты, но и шанс для общества оценить происходящее, сделать выводы. Например, о том насколько уместно соединять эти два понятия - экстремизм и терроризм.
     
У россиян вроде бы богатый опыт жизни в условиях террористической угрозы. И про опасность экстремизма мы слышим чуть не каждый день: кавказские боевики - экстремисты, но и "несогласные" на Пушкинской площади в Москве - тоже. А вот пришло сообщение об аресте  блогера, который  по-экстремистски нехорошо отзывался о "ментах". Что здесь общего?  Активное неприятие действующей власти, или людей, которые ее олицетворяют.
     
После очередного теракта российский президент публично дает указание найти виновных и разобраться на месте. Без суда и следствия, пленных не берем.  И вскоре  отцы-командиры рапортуют об устранении очередного эмира. Особо известных "ликвидируют" по нескольку раз. Того же Саида Бурятского "убивали", по-моему, раза три-четыре. Кстати, его настоящее имя Александр Александрович Тихомиров. По отцу бурят, по матери - русский. Чувствуете разницу? Как и почему он стал идеологом северокавказского вооруженного подполья?
      
Антитеррористическая операция оценивается как успешная, даже если она заканчивается без задержаний: все убиты - спите спокойно. То есть, суда не будет, и  мы не получим реального знания о происходящем, о том, чего надо опасаться в действительности. Не получим ответа на вопрос о том, что заставило людей взяться за оружие. Религиозный дурман? Несправедливость местных начальников, на которых они не нашли другой управы и в итоге стали преступниками?
        
В качестве примера - нашумевшая в России история с "приморскими партизанами". Год назад на Дальнем Востоке объявилась небольшая группа "лесных братьев", нападавшая на милиционеров. На их поимку была брошена чуть ли не армейская дивизия при поддержке бронетранспортеров и авиации. Нашли. Кого-то ликвидировали при задержании, других арестовали. Год прошел - суда нет. А за  время информационного вакуума в общественном мнении "экстремисты" начали превращаться в народных мстителей.
     
Почему так легко в нынешней России одни берутся за оружие, а другие готовы это оправдать, если стволы направлены против представителей властных структур? Может быть, потому, что  люди думают, что сейчас невозможно ничего изменить нормальным, общепризнанным путем - через дискуссии, независимую прессу, выборы, парламентские баталии, подотчетность всех ветвей власти? А если исправить ситуацию, то экстремизма станет меньше?
    
Не станет, говорите вы. Потому что речь идет о религиозном экстремизме, который к светской жизни и к уровню демократии в обществе отношения не имеет. А если я предположу, что и здесь в основе может лежать противостояние властям, на этот раз церковным? Недовольство тем, например, что РПЦ  давно выстроилась в "вертикаль", патриарха охраняет государственная федеральная службы охраны, а его представитель прослезился после недавних заявлений тандема о передаче президентских полномочий:
 - Никогда раньше мы не видели такой мирной, дружеской передачи власти.
   
Если кто-то начнет резко возмущаться политической деятельностью официального духовенства, можно ли этого человека причислить к религиозным экстремистам? Но ведь и ныне традиционное христианство когда-то считалось опасным инакомыслием. Христа, как первого инакомыслящего, распяли по соседству  с бандитами. И дела советских диссидентов проводили по уголовным статьям.
    
Некоторое время назад я брал интервью у палестинского лидера Махмуда Аббаса. Среди прочего спросил:
 - На Западе вас давно считают опасным террористом. Вы действительно террорист?
 - Да, - ответил Аббас,- для Запада я террорист, а для своего народа - заступник. И  когда мы победим в борьбе за  независимость, я стану героем успешной революции - и для тех, и для других.
  
Нынешняя Палестина, некогда "оплот терроризма", близка к официальному признанию своей государственности. Вчерашние боевики вот-вот начнут выступать с трибун международных форумов.
  
Как к этому относиться? Не знаю. Готовых ответов у меня нет, есть попытка понять, что происходит за информационным железным занавесом. Почему борьбу с экстремизмом ведут военные и спецслужбы, а не идеологи и пропагандисты?
      
Последние "сводки с фронта". Сотрудники ДКНБ выступили с сенсационными заявлениями. Три года они следили за судьей Актюбинского областного суда Агизбеком Тулегеновым и теперь утверждают, что тот поддерживал отношения с радикальными исламистами, даже оказывал им спонсорскую поддержку. Я не очень понимаю, зачем понадобились целых три года слежки для таких заявлений. А если они справедливы, то почему человек увольняется  за прогулы? Как сообщила пресс-служба облсуда, "Агизбек Тулегенов с 1 января по 1 сентября 2011 года 25 раз был замечен в опозданиях и отсутствовал на работе в общем 2 часа и 44 минуты". Если с калькулятором в руках уточнить это сообщение,  получится, что, в среднем, провинившийся опаздывал на семь минут. Серьезный повод для увольнения.
   
Разоблачил коллегу  председатель дисциплинарно-квалификационной коллегии Актюбинского  облсуда Руслан Жанысбаев:
 - Сам судья признал, что давал этим людям юридическую консультацию по гражданским и уголовным делам.
   
Велика ли вина юриста в том, что тот давал неофициальные консультации? Не знаю. Как говорится в сообщениях информагентств, "материалы уголовного дела хранятся под грифом "секретно", и доступ к ним имеют лишь избранные, в число которых не входит сам обвиняемый".
    
Я понимаю всю, так сказать, деликатность момента. Сознаю, как опасно здесь неострожное слово. Но знаю и другое - говорить надо, потому что не высказанная мысль - это всего лишь догадка. Весь опыт истории современной России доказывает, что не бронетранспортеры, спецоперации и закрытые суды, а только искреннее и откровенное слово может отстоять истину. Давайте говорить?

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Треть казахстанцев признались социологам в том, что опасаются религиозного экстремизма - это вчетверо больше, чем пять лет назад. Хотя, наверное, очень немногие из нас смогут дать внятный ответ на вопрос о том, что же такое этот самый "религиозный экстремизм". Потому и боимся, что не знаем. Может, если бы информации было больше, то меньше стало бы страхов?
     
В Актобе закончился суд над четырьмя участниками июльских событий в Темирском районе, которых по горячим следам подозревали в причастности к религиозным экстремистским организациям. Двум убийцам полицейских определили пожизненное заключение, еще двум - 14 и 6 лет соответственно. Обвинения предъявлены по пяти статьям, в том числе "Убийство" и "Терроризм". Процесс прошел за закрытыми дверями. Почему? Я не сомневаюсь в законности такого решения суда, но пытаюсь понять логику: зачем скрывать обстоятельства и причины трагедии в Шубарши? Ведь открытое судопроизводство - это не только гарантия состязательности обвинения и защиты, но и шанс для общества оценить происходящее, сделать выводы. Например, о том насколько уместно соединять эти два понятия - экстремизм и терроризм.
     
У россиян вроде бы богатый опыт жизни в условиях террористической угрозы. И про опасность экстремизма мы слышим чуть не каждый день: кавказские боевики - экстремисты, но и "несогласные" на Пушкинской площади в Москве - тоже. А вот пришло сообщение об аресте  блогера, который  по-экстремистски нехорошо отзывался о "ментах". Что здесь общего?  Активное неприятие действующей власти, или людей, которые ее олицетворяют.
     
После очередного теракта российский президент публично дает указание найти виновных и разобраться на месте. Без суда и следствия, пленных не берем.  И вскоре  отцы-командиры рапортуют об устранении очередного эмира. Особо известных "ликвидируют" по нескольку раз. Того же Саида Бурятского "убивали", по-моему, раза три-четыре. Кстати, его настоящее имя Александр Александрович Тихомиров. По отцу бурят, по матери - русский. Чувствуете разницу? Как и почему он стал идеологом северокавказского вооруженного подполья?
      
Антитеррористическая операция оценивается как успешная, даже если она заканчивается без задержаний: все убиты - спите спокойно. То есть, суда не будет, и  мы не получим реального знания о происходящем, о том, чего надо опасаться в действительности. Не получим ответа на вопрос о том, что заставило людей взяться за оружие. Религиозный дурман? Несправедливость местных начальников, на которых они не нашли другой управы и в итоге стали преступниками?
        
В качестве примера - нашумевшая в России история с "приморскими партизанами". Год назад на Дальнем Востоке объявилась небольшая группа "лесных братьев", нападавшая на милиционеров. На их поимку была брошена чуть ли не армейская дивизия при поддержке бронетранспортеров и авиации. Нашли. Кого-то ликвидировали при задержании, других арестовали. Год прошел - суда нет. А за  время информационного вакуума в общественном мнении "экстремисты" начали превращаться в народных мстителей.
     
Почему так легко в нынешней России одни берутся за оружие, а другие готовы это оправдать, если стволы направлены против представителей властных структур? Может быть, потому, что  люди думают, что сейчас невозможно ничего изменить нормальным, общепризнанным путем - через дискуссии, независимую прессу, выборы, парламентские баталии, подотчетность всех ветвей власти? А если исправить ситуацию, то экстремизма станет меньше?
    
Не станет, говорите вы. Потому что речь идет о религиозном экстремизме, который к светской жизни и к уровню демократии в обществе отношения не имеет. А если я предположу, что и здесь в основе может лежать противостояние властям, на этот раз церковным? Недовольство тем, например, что РПЦ  давно выстроилась в "вертикаль", патриарха охраняет государственная федеральная службы охраны, а его представитель прослезился после недавних заявлений тандема о передаче президентских полномочий:
 - Никогда раньше мы не видели такой мирной, дружеской передачи власти.
   
Если кто-то начнет резко возмущаться политической деятельностью официального духовенства, можно ли этого человека причислить к религиозным экстремистам? Но ведь и ныне традиционное христианство когда-то считалось опасным инакомыслием. Христа, как первого инакомыслящего, распяли по соседству  с бандитами. И дела советских диссидентов проводили по уголовным статьям.
    
Некоторое время назад я брал интервью у палестинского лидера Махмуда Аббаса. Среди прочего спросил:
 - На Западе вас давно считают опасным террористом. Вы действительно террорист?
 - Да, - ответил Аббас,- для Запада я террорист, а для своего народа - заступник. И  когда мы победим в борьбе за  независимость, я стану героем успешной революции - и для тех, и для других.
  
Нынешняя Палестина, некогда "оплот терроризма", близка к официальному признанию своей государственности. Вчерашние боевики вот-вот начнут выступать с трибун международных форумов.
  
Как к этому относиться? Не знаю. Готовых ответов у меня нет, есть попытка понять, что происходит за информационным железным занавесом. Почему борьбу с экстремизмом ведут военные и спецслужбы, а не идеологи и пропагандисты?
      
Последние "сводки с фронта". Сотрудники ДКНБ выступили с сенсационными заявлениями. Три года они следили за судьей Актюбинского областного суда Агизбеком Тулегеновым и теперь утверждают, что тот поддерживал отношения с радикальными исламистами, даже оказывал им спонсорскую поддержку. Я не очень понимаю, зачем понадобились целых три года слежки для таких заявлений. А если они справедливы, то почему человек увольняется  за прогулы? Как сообщила пресс-служба облсуда, "Агизбек Тулегенов с 1 января по 1 сентября 2011 года 25 раз был замечен в опозданиях и отсутствовал на работе в общем 2 часа и 44 минуты". Если с калькулятором в руках уточнить это сообщение,  получится, что, в среднем, провинившийся опаздывал на семь минут. Серьезный повод для увольнения.
   
Разоблачил коллегу  председатель дисциплинарно-квалификационной коллегии Актюбинского  облсуда Руслан Жанысбаев:
 - Сам судья признал, что давал этим людям юридическую консультацию по гражданским и уголовным делам.
   
Велика ли вина юриста в том, что тот давал неофициальные консультации? Не знаю. Как говорится в сообщениях информагентств, "материалы уголовного дела хранятся под грифом "секретно", и доступ к ним имеют лишь избранные, в число которых не входит сам обвиняемый".
    
Я понимаю всю, так сказать, деликатность момента. Сознаю, как опасно здесь неострожное слово. Но знаю и другое - говорить надо, потому что не высказанная мысль - это всего лишь догадка. Весь опыт истории современной России доказывает, что не бронетранспортеры, спецоперации и закрытые суды, а только искреннее и откровенное слово может отстоять истину. Давайте говорить?

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 519.11  course up  602.7  course up  6.62  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 21
Астана 15
Актау 20
Актобе 15
Атырау 16
Б
Балхаш 15
Ж
Жезказган 15
К
Караганда 12
Кокшетау 9
Костанай 19
Кызылорда 16
П
Павлодар 12
Петропавловск 20
С
Семей 21
Т
Талдыкорган 23
Тараз 23
Туркестан 14
У
Уральск 16
Усть-Каменогорск 26
Ш
Шымкент 22

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer