Традиция подводить итоги имеет одно неоспоримое достоинство: отметать заурядное и собирать стоящее. Естественно, с поправкой на то, что нельзя объять необъятное. Итак, чем же запомнился уходящий год в проекции большого экрана.
Традиция подводить итоги имеет одно неоспоримое достоинство: отметать заурядное и собирать стоящее. Естественно, с поправкой на то, что нельзя объять необъятное. Итак, чем же запомнился уходящий год в проекции большого экрана.
Этапы большого пути. В этом году почитатели кинобондианы отпраздновали 50-летие агента 007 в его не самой лучшей форме "Скайфолл", а фанаты Стефани Майер отметили завершение вампирской саги "Сумерки", за которой скрывалось нечто большее, чем просто мода.
Америка. В 2012 году режиссеры фантастического жанра подтвердили свой экстра-класс. Кристофер Нолан победно завершил трилогию о Бэтмене ("Темный рыцарь: Возрождение легенды"), Джосс Уидон собрал фееричную бригаду спасателей под предводительством Капитана Америка ("Мстители"), а Ридли Скотт порадовал "Прометеем", вольным философским приквелом "Чужого".
И под занавес, с новым гномом нас поздравил Питер Джексон, его "Хоббит" стал заключительным аккордом мегазрелища-2012.
По контрасту с безбашенным фэнтези назову обжигающе-правдивый фильм "Звери дикого юга", редкий в наше время пример магического реализма. Мир, показанный глазами 6-летней девочки, превращается в гимн жизни и получает Гран-при Сандэнса и золото за дебют в Каннах, и по праву.
Европа. Здесь, как всегда, кинопроцесс в полемике с Голливудом не прекращался ни на минуту. В европейском кино высшего класса отмечу пять лучших картин этого года, которые однозначно стоит посмотреть.
"Любовь" (Австрия). Фильм-завещание Михаэля Ханеке. 81-летний Жан-Луи Трентиньян и 85-летняя Эмманюэль Рива сыграли, возможно, свои последние роли в кино. Не могли не сыграть. Ханеке во второй раз получил "Золотую пальмовую ветвь", рассказав историю о том, что остается, когда "все проходит": влечение, страсть, ревность, молодость и даже жизнь.
"Неприкасаемые" ("1+1") (Франция). Лидер нашего (и не только нашего) проката по количеству оптимизма на каждый кадр. Безусловно, один из лучших фильмов этого года, который трудно переоценить.
"Королевский роман" (Дания). Эта изысканная мелодрама высокого стиля, переносящая в ХVIII век, с его дворцовыми интригами, безумствами, страстью и любовью, выше простой костюмированной драмы. Безупречный сценарий и игра актеров.
"Кон-Тики" (Норвегия). Героический тревеллинг Тура Хейердала в Полинезию, совершенный в 1947 году. Абсолютно нордический мужской фильм с потрясающей органикой красот океана и силы человеческого духа.
"За холмами" (Румыния). Драма Кристиана Мунчжиу, в которой православные братья и сестры сами не ведают, что творят, отправляя на тот свет безвинную душу. Это мракобесие по-румынски уже приглянулось Каннскому фестивалю (лучший сценарий и женские роли) и заслуженно вошло в оскароносный шорт-лист.
Азия. Корейских дел мастер Ким Ки-Дук вновь вернулся в большое кино, сорвав главный куш Венецианского фестиваля. Его брутальная "Пьета", отсылающая к матери, оплакивающей Христа, отозвалась мировой скорбью в сердце Европы и та простила Киму все его самоповторы.
Особый интерес в уходящем году вызвали братские эксперименты: "Цезарь должен умереть" Паоло и Витторио Тавиани и "Облачный атлас" братьев (простите, брата и сестры) Вачовски и Тома Тыквера. Тавиани решили проверить терапевтический эффект Шекспира на заключенных в итальянской тюрьме (вот она "волшебная сила искусства"!), а Вачовски предложили зрителю гендерную головоломку на тему реинкарнации.
Наши порадовали фильмом "Шал". Ермек Турсунов снял современную притчу на тему казахского стоицизма с лучшей актерской работой года Ерболата Тогузакова. В остальном казахстанский "Студент" продолжал искать себя в "Таинственном лесу" "Виртуальной любви", с ее качелями и книгами легенд.
В российском кино назвать что-то выдающееся затруднительно, весь год получалось либо рядовое кино, вроде "Матча", "Кококо", "Орды", "Дирижера" или "Белого тигра", либо фильмы про жизнь, от которых жить не хочется, вроде сигаревского "Жить". Исключение из правила составили разве что притча Алексея Балабанова "Я тоже хочу", нетипичная для всего предыдущего творчества режиссера, и лихой истерн "Соловей-Разбойник", десперадо а ля рус в исполнении Ивана Охлобыстина.
Разочарованием года стал Тимур Бекмамбетов, чей трэшевый "Президент Линкольн: охотник на вампиров", просчитанный на то, чтобы срубить бокс-офисс на вампирской ниве, если чем и удивил, так это своей посредственностью.
Что касается спродюсированных Бекмамбетовым "Джентльменов", то здесь все еще хуже. Культовой комедии Александра Серого "Джентльмены удачи" 41 год. Разобранная на цитаты, она органично вобрала в себя время, его юмор и колоритные персонажи. Икону нельзя переплюнуть, на ней можно только паразитировать, что и сделали создатели "джентльменов", сотворив не ремейк и не перезапуск, а пародийный трэш, в котором Доцент-Леонов стал Смайликом-Безруковым, Хмырь-Вицин - Шатуном-Куценко, а замена Косого-Крамарова (уже самоубийство!) вообще превратилась в похороны образа. Ужать бы картину до одной минуты - и ей самое место в конкурсе пародий Jameson "Снять за 60 секунд".
В самое ближайшее время (январь-февраль) интересно будет посмотреть еще несколько фильмов 2012 года. "Анна Каренина" с Кирой Найтли станет новым, 25 по счету, взглядом на роман Толстого, а "Жизнь Пи" Энга Ли своего рода "Аватаром-органиком".
Дастин Хоффман, решивший к 75 годам попробовать себя в режиссуре, снял "Квартет", а Пол Томас Андерсон не побоялся замахнуться на икону сайентологии Рона Хаббарда и поставил "Мастера". Оба фильма ожидаются в феврале.