"Сумерки": Любовь с первого укуса

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Вторая половина ноября ознаменовалась важным кинособытием: завершением культовой тетралогии "Сумерки". Самое время подвести итоги. 

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Вторая половина ноября ознаменовалась важным кинособытием: завершением культовой тетралогии "Сумерки". Самое время подвести итоги. 

 
Результат оказался ошеломительным и для писательницы Стефани Майер, и для тех, кто четыре года переносил ее чтиво на экран. Читатели залпом проглотили 2272 страницы "Сумеречной саги", сделав ее бестселлером, а кинотеатры собрали кассу, невиданную со времен "Аватара". 
 
Но самое неожиданное в том, что "подростковое кино" возбудило интерес далеко не тинейджерский. В южной столице работники банков и многолюдных офисов закупали билеты оптом, а на премьеру рвались дамы далеко не субтильного возраста. И здесь неминуемо возникает вопрос: чем объяснить такое массовое паломничество на вампирскую сагу?
 
Впрочем, "Сумерки" интересны не всем. И если для одних они стала предметом религиозного культа, то для других - признаком деградации. Не впадая ни в ту, ни в другую крайность, стоит признать, что творение Стефани Майер - это нечто большее, чем просто "ахинея про вампиров и людей".
 
Особенность романа Беллы и Эдварда не в том, что это любовь девушки и вампира, а в том, как много они говорят. Для всей романтической литературы, включая "Ромео и Джульетту", и бесконечных  love story - это большая редкость. Как правило, влюбленные герои бросаются в красивые жесты, признания, поцелуи, объятия и очень мало разговаривают друг с другом. Совсем другое дело Белла и Эдвард. Здесь от первого взгляда до первого укуса проходит не одна серия диалога и узнавания друг друга, как бы кому-то не хотелось "приблизить близость". И за это в нашу мимолетную эпоху "одноразовых связей" Стефани Майер отдельное спасибо.
 
Главная идея "Сумеречной саги" и жажда главной героини (а вместе с ней и миллионов зрителей) лежит на поверхности. Как сказал бы Брэд Питт-Ахиллес, зазывая зрителей на "Сумерки": "Знаете, что ждет вас там? – Бессмертие!" 
 
Белла жаждет "чуда, которое освободит ее от смертной человеческой природы". Превращение ее в вампира означает осуществление мечты о личном бессмертии, а точнее, о том заветном состоянии, когда Эдвард, сама Белла и Ренесми "пребудут вовеки вместе". А значит, станут подобны Богам.
 
Заветная мечта, которую обнажают "Сумерки", - бесконечная любовь. Майер прекрасно попала в романтические девичьи грезы, миллионы сердец подсели на гипнотический взгляд Эдварда-Паттинсона и его обещание: "Я буду заботиться о тебе вечно!"
 
Привлекательность вампира не только в его бессмертии, но и в вечной молодости. Как говорил Ларошфуко, "Старость - вот преисподняя для женщин". И именно этот страх вызывает истерику Беллы: что может быть страшнее, чем переступить тридцатилетний рубеж. "Мечта каждой женщины, - твердит она Эдварду, - застыть в возрасте восемнадцати лет".
 
Бесспорная заслуга Майер в том, что она сделала для преодоления комплекса неполноценности больше, чем сотни психологов. Белла Свон больше всего боится того, что она никчемная, слабая, неуклюжая и неинтересная (так же, как миллионы девочек по всему миру). Вот этот синдром "серой мышки" и пробила Майер, дав каждой из них возможность отождествить себя с героиней и виртуально изжить свои комплексы. 
 
Вся история "Сумерек" пульсирует в любовном треугольнике: Эдвард - Белла - Джейкоб. В этом трио у каждого свой магнетизм. Секрет притягательности Эдварда в том, что он - абсолютный байронический герой - дерзкий, таинственный и страстный, "плохой мальчик", о котором предупреждает мама, но на которого западают, потому что он замечательный во всех отношениях, от внешности до ума. 
 
Я бы сказал, что "Сумерки" - это "Джейн Эйр" на новый (мистический) лад. Ведь Белла Свон - новоявленная Джейн Эйр, только замешанная на вампирском соблазне, у нее тот же независимый характер и почитание истинной дружбы, тот же феминистский дух свободы. Да и Эдвард Роччестер (возлюбленный Джейн Эйр) все тот же байронический герой и предтеча Эдварда-вампира. Вот и получается, что Стефани Майер - это современная Шарлотта Бронте, архетипы-то одни и те же.
 
Однако среди главных героев саги мои симпатии (и не только мои) всецело на стороне Джейкоба. Он вызывает не просто сочувствие (почему же все достается Эдварду, а не ему?), а уважение, ведь Джейкоб - олицетворение "трех сокровищ" даосизма: смирения, сострадания и умеренности. Он любит Беллу и, принимая ее выбор не в свою пользу, всегда готов прийти на помощь. Даос Джейк, стойкий и надежный, это ли не пример для подражания?!
 
Завершающий фильм сумеречной эпопеи, за редким исключением, устроил всех. Одним он дал возможность повеселиться, другим - узнать, чем все закончится, третьим - лицезреть "крутой замес", а четвертым - увидеть, чего хотят женщины и не могут мужчины.
 
А не могут они очень многое: физической силой не блещут, в защитники не годятся, даром предвидения не обладают, сногсшибательной страсти не имеют и к тому же страдают памятью сердца. Все эти способности проявляют женщины, и прежде всего - Белла и Эллис. И в этом смысле "Сумерки" - это абсолютная победа феминизма.
 
Последние "Сумерки" легко и непринужденно стали экранным пособием по школьному курсу "Самопознания". Столетиями ученая мысль убеждала нас в том, что у каждого человека есть уникальные способности, дар, который просто необходимо развивать. А тут тебе и визуализация этого дара, и мотивация, и прямой призыв к самоактуализации. Так что теперь "Сумерки" должны, нет, просто обязаны стать настольной книгой любого учителя. 
 
Очевидное достижение "Сумерек" - интрига. Сначала Стефани Майер восхищала одних тем, как стоически Эдвард сдерживает свою страсть к Белле, мол, учитесь, мужчины, не овладевать, а контролировать свои чувства. Равнодушные к такому самообладанию мучительно, от серии к серии ждали, когда же произойдет "это". Затем, когда "это" случилось, Майер сконцентрировала интригу вокруг родов Беллы.
 
Наконец, когда семья сложилась, и спальня, к восхищению многих, стала местом, где не спят и никогда не устают (образ сексуального рая), возник сакраментальный вопрос любой семейной жизни, желающей избежать однообразия и скуки, - с кем мы будем бороться?
 
А дальше все просто: сконструированный образ врага и интрига предстоящей битвы уже не отпускают до конца. Того конца, когда ледовое побоище, снятое по всем канонам бескровного зрелища, оборачивается для кого-то неожиданным, а для кого-то "прикольным" финалом с молодым 150-летним индейцем и романтической идиллией среди цветов.
 
Самое интересное, что в развязке "Сумеречной саги" героиней оказывается не Белла, а остававшаяся в тени Эллис. Своим феноменальным даром предвидения она спасает всех от уничтожения, знаменуя собой такую вершину силы и могущества, которая феминисткам даже и не снилась. Победа над мужским миром в лице Аро и клана Вольтури становится полной и окончательной.
 
Благодаря тетралогии "Сумерки", принявшей форму пяти фильмов, 38-летняя Стефани Майер, похоже, нащупала золотую жилу. В марте 2013 года фанатов вампирской саги ждет экранизация  ее романа "Гостья", хоть и не вампирская, но не менее будоражащая мистерия про Душу и тело. Пост-продакшн фильма завершает Эндрю Никкол, режиссер "Симоны" и "Времени". Так что рассвет только начинается.
Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 502.8  course up  547.58  course up  5.95  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer