СКАЧИВАЙТЕ НАШЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Шифр Шала

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Поздравьте себя и своих близких, у нас появился настоящий национальный фильм. Современный и своевременный, способный стать точкой отсчёта и  началом рефлексии: кто мы, откуда и куда идём. Речь о фильме Ермека Турсунова "Шал" ("Старик").
 
Притихли злопыхатели и радетели имиджа страны. Тот, кто злорадствовал по поводу "Келин", сменил ракурс. Любители эпатажа про пошлость и клубнички про невинность закусили губу (первый шаг осознать свою бездарность).
 
А всё потому, что Ермек Турсунов, который когда-то сказал, что нам нужен не "Рывок", а прорыв, сам, не осознавая того, и стал этим прорывом в казахстанском кино.
 
Большая часть кинозрелища и экшена сегодня это история одного преступления. Турсунов снял историю одного выживания. Казахского, казахстанского, человеческого. Историю одного предательства и искупления.
 
"Старик" Турсунова - это абсолютная философская притча, иносказание, в котором через частную историю проглядывает многослойное и символическое обобщение. И, если казахстанское кино последнего десятилетия по большей части - "ни сном, ни духом", то "Шал" силён и снами (а "сновидческая" природа кино и делает его искусством), и духом.
 
Когда-то Куросава снял "Семь самураев", а Стёрджес перенёс его на американскую почву. Так получился знаменитый вестерн "Великолепная семёрка". Турсунов интегрировал хэмингуэевский текст "Старик и море" в этно-культурный контекст казахской степи. Так появился "Старик", который, и это уже очевидно, останется в истории казахского кино.
 
Ветхозаветный Моисей, ведущий свой народ сорок лет по пустыне в надежде, что вымрут маовитянские женщины-разносчицы сифилиса и, главное, что народ переродится и исчезнет рабская психология, превратился  в старика Касыма, коренастого сталкера степи, продирающегося сквозь холод и туман к спасительному свету своего возрождения.
 
Как кинопроизведение "Шал" - это образец казахского стоицизма. Замешанный на тенгрианской почве (мистике земли), он способен стать, и уже стал, нравственным кодом и шифром нации. И в этом смысле, как бы пафосно это не звучало, фильм Ермека Турсунова - это Событие. И Шифр Шала ещё станет предметом обсуждения и изучения - зрительского, философского, киноведческого.
 
Фильм Турсунова - это пейзаж в тумане, в котором становится возможен этот треугольник мутаций: люди-овцы-волки. Люди, ставшие волками, своей смертью не умирают, так же как "бараны не умирают от старости", иронизирует Касым. И в этом закономерно проглядывает абаевский императив: Адам бол.
 
Туман в фильме был задуман не просто как фон, это образ и метафора нашей сегодняшней непроглядности (смутное время, "как сквозь тусклое стекло"). Призыв бекмамбетовского Дозора "Выйти из сумрака!" Турсунов перенёс на отечественную почву с искренней верой и надеждой, что туман рассеется: Оян казак.
 
Не бывает преображения и возрождения без жертвы. Для обновления, мира и согласия нужно чем-то жертвовать. Это закон культуры. Старик даёт нам это понять. И чтобы выжить (как любят сегодня говорить, дать ответ на современные вызовы) нам придётся жертвовать, расставаться с иллюзиями, избавляться от ложных ценностей, от лжепророков и пороков - инерции, сладкой лени, меркантильности. Хватит заниматься самообманом, играть симулякрами и подменять модернизацию утилизацией.
 
Добавлю к этому лишь одну мысль Ермека Турсунова как гражданина: "Есть национальная гордость и национальные комплексы. Хватит взращивать национальные комплексы, маскируя их походами в историческое прошлое, пора создавать предметы национальной гордости. Здесь и сейчас".
 
Эх, смалодушничал старик! Показал охотникам, где искать волчицу. Предал её. Дал возможность новым варварам превратить степь в добычу, в недра, в полигон для космических отходов, в развлекательный комплекс. Но за каждый такой шаг природа мстит, и будет мстить до тех пор, пока не поймём, что она -  это наше неорганическое тело. Наше собственное тело. Так и хочется спросить этих охотников за удачей словами Сталкера: "Ну в кого, в кого вы там будете стрелять?" Не послушали и получили по полной: смерть в степи с памятником на могиле в виде мобильника, по которому уже никто не ответит и не позвонит.
 
Мой Бог - это степь, говорит Касым. В этой степи мазар и святое дерево, а ещё много никчёмного мусора, вроде отбросов техногенной цивилизации, уводящей от цели и смысла. Но звёздное небо Тенгри над головой и нравственный закон аруах внутри. Две вещи, способные вызвать благоговение, чем чаще мы размышляем над ними, - сказал бы другой старик Иммануил Кант. В этом, по мысли Турсунова, исток и надежда. В этом, а не в модной религиозности любого толка, пустой и фальшивой обрядности, духовной буржуазности по принципу торга с Всевышним ради получения зачёта.
 
Старик Касым, сыгранный, а лучше сказать, прожитый на экране Ерболатом Тогузаковым (низкий поклон за роль) - тот самый народный характер, к созданию которого всегда стремится искусство. Он получился стихийно и спонтанно (первоначально Ермек Турсунов мыслил на эту роль Асанали Ашимова или Нуржумана Ихтымбаева). Но Тогузаков, который мелькнул в "Келин" и в "Подарке Сталину" на фоне Ихтымбаева, а потом эпизодически заглянув в "Сказ о розовом зайце" и в "Коктейль для звезды", словно сказал: "нет, ребята, не про то вы кино снимаете!" Сказал и показал как надо, войдя в историю казахского кино полнокровным и знаковым образом старика Касыма.
 
Шал, как Дерсу Узала у Куросавы, - народный герой, кочевник-хитрован с его простодушием, юмором, искусством жизни, мудростью и отвагой.
 
Шарм "Шала" - в кинематографической точности лиц. Лицо старика Касыма - лицо поколения, перенёсшего все беды и лишения. Лица охотников - лица людей, переставших в погоне за наживой быть людьми и ставших волками. Лицо мальчика - чистое и невинное. Лицо волчицы (именно лицо!) -  матери-природы, суровой и великодушной. И даже лицо МЧС-ника, угловатое и отталкивающее - лицо всей нашей государственной системы. Не она (система) спасет старика, а родственная душа - внук Шайтанбек, как любовно называет его старик.
 
Кино, если оно заслуживает внимание, всегда содержит послание. Послание посланию рознь. Можно снять болашаковскую агитку "Ради будущего", а можно "Старика". Первый фильм уже в прошлом, у второго всё впереди.
 
"Шал" - вторая часть задуманной Турсуновым трилогии. Первую часть, "Келин", режиссёр создавал как гимн Женщине-матери, вторую - как посвящение поколению Отцов. Впереди - "Кенже" ("Младший брат"). Ждать осталось недолго.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети
Поздравьте себя и своих близких, у нас появился настоящий национальный фильм. Современный и своевременный, способный стать точкой отсчёта и  началом рефлексии: кто мы, откуда и куда идём. Речь о фильме Ермека Турсунова "Шал" ("Старик").
 
Притихли злопыхатели и радетели имиджа страны. Тот, кто злорадствовал по поводу "Келин", сменил ракурс. Любители эпатажа про пошлость и клубнички про невинность закусили губу (первый шаг осознать свою бездарность).
 
А всё потому, что Ермек Турсунов, который когда-то сказал, что нам нужен не "Рывок", а прорыв, сам, не осознавая того, и стал этим прорывом в казахстанском кино.
 
Большая часть кинозрелища и экшена сегодня это история одного преступления. Турсунов снял историю одного выживания. Казахского, казахстанского, человеческого. Историю одного предательства и искупления.
 
"Старик" Турсунова - это абсолютная философская притча, иносказание, в котором через частную историю проглядывает многослойное и символическое обобщение. И, если казахстанское кино последнего десятилетия по большей части - "ни сном, ни духом", то "Шал" силён и снами (а "сновидческая" природа кино и делает его искусством), и духом.
 
Когда-то Куросава снял "Семь самураев", а Стёрджес перенёс его на американскую почву. Так получился знаменитый вестерн "Великолепная семёрка". Турсунов интегрировал хэмингуэевский текст "Старик и море" в этно-культурный контекст казахской степи. Так появился "Старик", который, и это уже очевидно, останется в истории казахского кино.
 
Ветхозаветный Моисей, ведущий свой народ сорок лет по пустыне в надежде, что вымрут маовитянские женщины-разносчицы сифилиса и, главное, что народ переродится и исчезнет рабская психология, превратился  в старика Касыма, коренастого сталкера степи, продирающегося сквозь холод и туман к спасительному свету своего возрождения.
 
Как кинопроизведение "Шал" - это образец казахского стоицизма. Замешанный на тенгрианской почве (мистике земли), он способен стать, и уже стал, нравственным кодом и шифром нации. И в этом смысле, как бы пафосно это не звучало, фильм Ермека Турсунова - это Событие. И Шифр Шала ещё станет предметом обсуждения и изучения - зрительского, философского, киноведческого.
 
Фильм Турсунова - это пейзаж в тумане, в котором становится возможен этот треугольник мутаций: люди-овцы-волки. Люди, ставшие волками, своей смертью не умирают, так же как "бараны не умирают от старости", иронизирует Касым. И в этом закономерно проглядывает абаевский императив: Адам бол.
 
Туман в фильме был задуман не просто как фон, это образ и метафора нашей сегодняшней непроглядности (смутное время, "как сквозь тусклое стекло"). Призыв бекмамбетовского Дозора "Выйти из сумрака!" Турсунов перенёс на отечественную почву с искренней верой и надеждой, что туман рассеется: Оян казак.
 
Не бывает преображения и возрождения без жертвы. Для обновления, мира и согласия нужно чем-то жертвовать. Это закон культуры. Старик даёт нам это понять. И чтобы выжить (как любят сегодня говорить, дать ответ на современные вызовы) нам придётся жертвовать, расставаться с иллюзиями, избавляться от ложных ценностей, от лжепророков и пороков - инерции, сладкой лени, меркантильности. Хватит заниматься самообманом, играть симулякрами и подменять модернизацию утилизацией.
 
Добавлю к этому лишь одну мысль Ермека Турсунова как гражданина: "Есть национальная гордость и национальные комплексы. Хватит взращивать национальные комплексы, маскируя их походами в историческое прошлое, пора создавать предметы национальной гордости. Здесь и сейчас".
 
Эх, смалодушничал старик! Показал охотникам, где искать волчицу. Предал её. Дал возможность новым варварам превратить степь в добычу, в недра, в полигон для космических отходов, в развлекательный комплекс. Но за каждый такой шаг природа мстит, и будет мстить до тех пор, пока не поймём, что она -  это наше неорганическое тело. Наше собственное тело. Так и хочется спросить этих охотников за удачей словами Сталкера: "Ну в кого, в кого вы там будете стрелять?" Не послушали и получили по полной: смерть в степи с памятником на могиле в виде мобильника, по которому уже никто не ответит и не позвонит.
 
Мой Бог - это степь, говорит Касым. В этой степи мазар и святое дерево, а ещё много никчёмного мусора, вроде отбросов техногенной цивилизации, уводящей от цели и смысла. Но звёздное небо Тенгри над головой и нравственный закон аруах внутри. Две вещи, способные вызвать благоговение, чем чаще мы размышляем над ними, - сказал бы другой старик Иммануил Кант. В этом, по мысли Турсунова, исток и надежда. В этом, а не в модной религиозности любого толка, пустой и фальшивой обрядности, духовной буржуазности по принципу торга с Всевышним ради получения зачёта.
 
Старик Касым, сыгранный, а лучше сказать, прожитый на экране Ерболатом Тогузаковым (низкий поклон за роль) - тот самый народный характер, к созданию которого всегда стремится искусство. Он получился стихийно и спонтанно (первоначально Ермек Турсунов мыслил на эту роль Асанали Ашимова или Нуржумана Ихтымбаева). Но Тогузаков, который мелькнул в "Келин" и в "Подарке Сталину" на фоне Ихтымбаева, а потом эпизодически заглянув в "Сказ о розовом зайце" и в "Коктейль для звезды", словно сказал: "нет, ребята, не про то вы кино снимаете!" Сказал и показал как надо, войдя в историю казахского кино полнокровным и знаковым образом старика Касыма.
 
Шал, как Дерсу Узала у Куросавы, - народный герой, кочевник-хитрован с его простодушием, юмором, искусством жизни, мудростью и отвагой.
 
Шарм "Шала" - в кинематографической точности лиц. Лицо старика Касыма - лицо поколения, перенёсшего все беды и лишения. Лица охотников - лица людей, переставших в погоне за наживой быть людьми и ставших волками. Лицо мальчика - чистое и невинное. Лицо волчицы (именно лицо!) -  матери-природы, суровой и великодушной. И даже лицо МЧС-ника, угловатое и отталкивающее - лицо всей нашей государственной системы. Не она (система) спасет старика, а родственная душа - внук Шайтанбек, как любовно называет его старик.
 
Кино, если оно заслуживает внимание, всегда содержит послание. Послание посланию рознь. Можно снять болашаковскую агитку "Ради будущего", а можно "Старика". Первый фильм уже в прошлом, у второго всё впереди.
 
"Шал" - вторая часть задуманной Турсуновым трилогии. Первую часть, "Келин", режиссёр создавал как гимн Женщине-матери, вторую - как посвящение поколению Отцов. Впереди - "Кенже" ("Младший брат"). Ждать осталось недолго.
Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 504.72  course up  546.79  course up  5.9  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer