1. Главная
  2. Почитай

Кинопрокат: выжить после

  • 9

Сейчас, после месяца карантина и самоизоляции, мало кто вспомнит, что одной из первых отраслей, которая приняла на себя удар коронавирусной инфекции, стали кинотеатры. Даже ТРЦ закрылись несколькими днями позднее. Крупнейшие голливудские студии и локальные кинокомпании во всех странах мира подсчитывают многомиллиардные убытки из-за парализованного кинопроката, параллельно лишая заработка сотни тысяч сотрудников, занятых в системе кинопроизводства и проката.

Тем не менее возобновление работы кинотеатров в Китае дает надежду, что в ближайшее время к привычному образу жизни вернется все, в том числе и киноиндустрия. Однако и тут прогнозы неутешительные. В силу того, что многие голливудские тентполы были вынуждены сдвинуться в прокатной сетке, вновь заработавшие кинотеатры рискуют тем, что показывать им элементарно будет нечего.

Для понимания ситуации приведем прошлогодний кейс студии Disney. В 2019 году корпорация заработала свыше 10 миллиардов долларов по всему миру, тем самым побив все существовавшие рекорды сборов одной студии. Однако очень важно понимать, что почти 45 процентов этих денег пришлось всего на два релиза: "Мстители: Финал" (сборы – 2 797 800 694 доллара) и "Король Лев" (сборы – 1 656 943 394 доллара). И что еще важнее, оба этих релиза вышли в так называемый сезон блокбастеров, который стартует в конце осени и заканчивается во второй половине лета. То есть "Мстители" вышли в конце мая, а "Король Лев" - в начале июля и тем самым обеспечили себе гигантские сборы по всему миру, в том числе и в Казахстане. В казахстанском прокате картины заняли второе и третье места в списке самых кассовых релизов 2019 года, но большая часть сборов национальных блокбастеров пришлась уже на январь 2020-го, так что уверенно можно сказать, что и отечественный зритель покорился машине "Диснея". Дополнительный миллиард с копейками в этот же сезон принесла студии четвертая "История игрушек", которая вышла в июне. То есть больше половины рекордных кассовых сборов компании принесли летние релизы.

В этом году сезон блокбастеров фактически отменяется. После закрытия кинотеатров студии судорожно сдвинули все даты релизов, и на сегодняшний день ситуация такова, что из десятка запланированных релизов (в число которых входили "Черная вдова" от Marvel, новая серия бондианы – "Не время умирать", мультфильм "Душа" студии Pixar и девятая серия "Форсажа") на экраны выйдут лишь новая картина Кристофера Нолана "Довод" и переехавший с марта приключенческий боевик "Мулан". Студия Warner также сдвинула релиз второй части "Чудо-женщины" на вторую половину августа, которая для многих студий считалась "мертвым сезоном" в связи с подготовкой к новому учебному году по всему миру.

Фактически отсутствие крупных релизов летом этого года грозит киносетям финансовым крахом. С одной стороны, панические настроения зрителей, напуганных пандемией, с другой – отсутствие крупных релизов, это приведет к тому, что вновь открывшиеся залы будут пустыми, а бизнес - нерентабельным.

Спасением в этой ситуации в Казахстане сможет стать локальный кинематограф. Все предыдущие годы казахстанские продюсеры опасались летнего периода и не рисковали ставить свои фильмы в прокатную сетку. С одной стороны на них давила машина тех самых сезонных блокбастеров, с другой – летние каникулы и отпуска, которые в первую очередь "съедали" основную аудиторию кинотеатров – молодежь.

В этом году ситуация кардинально меняется. Фактически сейчас локальный кинематограф может создать новый сезон локальных блокбастеров. Ведь из трех оставшихся голливудских релизов наибольший интерес у казахстанской публики может вызвать разве что "Мулан", который выйдет 26 июля 2020 года, а вот проект Кристофера Нолана без звезд первой величины и экранизация комикса DC о Чудо-женщине на высокие сборы в казахстанском прокате претендовать вряд ли будут. К примеру, первая серия похождений героини Галь Гадот в 2017 году по кассовым сборам на территории СНГ не попала даже в первую тридцатку (38-е место, согласно информации портала "Кинопоиск").

Соответственно, отечественные кинопроизводители имеют три месяца бесконкурентного поля для продажи своего кино локальному зрителю. Но большинство, видимо, ждут осени, но не подозревают о рисках.

Во-первых, начиная с августа голливудские студии уже распланировали даты выходов как ранее заявленных, так и перенесенных релизов. Кроме того, существует и ряд локальных релизов, которые изначально планировали выйти в прокат в осенний период и под конец года. Соответственно, велика вероятность того, что предложение в этот период превысит спрос. Если, конечно, к этому времени останутся места, где это самое предложение еще останется. Ведь, как было сказано выше, отсутствие привлекательных релизов в летнее время может привести кинотеатры к финансовому краху, и многим придется закрыться. Соответственно, кино элементарно будет негде показывать.

А опасения на тему отсутствия зрителя из-за каникул и отпусков в нынешней уникальной ситуации нивелируется тем, что никто сейчас не может спрогнозировать, как скоро оживет (и оживет ли) туристический бизнес, будет восстановлено авиасообщение и элементарно откроются границы.