РЕЙТИНГ ДЕПУТАТОВ СЕНАТА
22 февраля 2019 | 14:42

Кресло премьера сейчас выглядит менее предпочтительным этапом для карьеры политиков

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Отставку правительства нельзя назвать неожиданной. Данный шаг зависел лишь от выбора конкретного времени и ситуационных обстоятельств. Очевидно, что планы и очередность действий во внутренней политике приходится менять постоянно.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Отставку правительства нельзя назвать неожиданной. Данный шаг зависел лишь от выбора конкретного времени и ситуационных обстоятельств. Очевидно, что планы и очередность действий во внутренней политике приходится менять постоянно.

Почему это произошло именно сейчас?

Во-первых, ключевым событием следует считать расширенное заседание правительства, прошедшее 31 января. Как мы и утверждали, после разгромной критики Главы государства логичнее было отправить кабинет министров в отставку еще тогда. Эффект воздействия на общественные настроения мог оказаться гораздо мощнее. По сути, произошла публичная делегитимация исполнительной власти. Возможно, Нурсултан Назарбаев осознал, что в результате вся система замерла в ожидании, инвесторы заняли наблюдательную позицию, застой усугубился.

Надо отдать должное Президенту, пересмотревшему свое решение. Это как в шахматах, когда самый сложный выбор для игрока – сделать ход назад. В данном случае это гроссмейстерский ход.

Во-вторых, власть начала испытывать плотное социальное давление на фоне чрезвычайных ситуаций. Вероятнее всего, что коррективы в текущие планы внесли события, связанные с гибелью пятерых детей при пожаре в Астане 4 февраля и последовавшие выступления многодетных матерей в разных регионах страны.

Кроме того, протестный фон усиливается и в рабочей среде. Наши прогнозы реализуются: требования трудовых коллективов о повышении зарплат набирают обороты уже с первых месяцев наступившего года. Поэтому смена правительства могла стать вынужденным и безотлагательным шагом в целях разрядки социальной напряженности.

В-третьих, впервые произошло открытое признание провалов. В качестве причин вердикта обозначены системные упущения в работе исполнительной власти.

Однако объективно это вина не только данного правительства, но и всех предыдущих. Кабинету Бакытжана Сагинтаева не повезло с резким ухудшением экономической конъюнктуры и, как следствие, чувствительным обострением социальных проблем. Вместе с тем сказались отсутствие четкой координации работы и дефицит выработки действенных мер.  

При этом Сагинтаев мог как минимум амортизировать ситуацию, имея два пути.

Первый – путь отрицания. Экс-премьер мог попытаться перевести все в русло опровержения. Важно было нейтрализовать информацию аналитиков президентской администрации. Массированно выстроить линию защиты о том, что правительство движется в правильном направлении и все поставленные цели достигаются. Подготовить альтернативный доклад, выпячивать выгодные цифры. Учитывая, что положительная динамика в определенных сферах есть, приводить сравнения с прошлыми годами. Информационно следовало использовать сугубо яркие тезисы. К примеру, заложен огромный фундамент, внедрено управление посредством проектного менеджмента, и совсем скоро новые очертания казахстанской экономики станут заметны из любой точки мира и т.д. Основная риторика могла быть такой: "мы работаем на результат, а государственное планирование - это не ток-шоу "Минута славы", где победителя определяют за 60 секунд, здесь требуется время".

Второй – путь исполнительских реформ. Традиционно стратегический вектор обозначает Президент. Но премьер мог занять нишу исполнительских реформ, перейдя на проактивную позицию. Следовало публично выступить с пакетом популистских мер, к которым сейчас восприимчиво общество. Предложить Президенту новую программу исправления ошибок и свое видение по точечной замене министров для обновления команды.

В итоге Сагинтаев, по всей видимости, посчитал молчаливое согласие наиболее безопасным вариантом. Однако для любого политика такого уровня стратегически важно спасти личное реноме и обеспечить более мягкий уход.

Снизилась ли вероятность досрочных выборов?

Абсолютно нет. На этот раз маневр с отставкой правительства решено использовать в другой плоскости. Речь идет о создании атмосферы обновления и позитивного настроя в преддверии электоральных кампаний. В целом власть стремится продемонстрировать обществу наличие четких планов и решений накопившихся проблем заблаговременно. 

Кроме того, необходимость досрочных выборов приобрела стратегическое значение. Важно перезагрузить и укрепить легитимность всей вертикали власти.

На съезде "Нур Отана" Глава государства, скорее всего, акцентирует внимание на усилении партийного и парламентского контроля за деятельностью нового правительства. Это и может послужить поводом для обращения депутатов о роспуске Мажилиса.

На повестке сохраняется и значимость досрочного продления персонального мандата народного доверия Президенту.

Какие изменения могут произойти в новом правительстве?

Стоит ожидать как реанимации прежних механизмов, так и принципиальных нововведений.

Не исключено, что будет воссоздано министерство регионального развития.

Давно назрело структурное разделение таких сфер, как образование и наука.

Социальный блок целесообразно подвергнуть показательной трансформации.

Также новыми членами правительства могут стать чиновники из президентской администрации. АП в последнее время активно включилась в координацию работы исполнительной власти, выполняя непосредственные функции правительства.

Главным остается вопрос, кто возглавит новый кабмин. От этого будет зависеть стиль и общий вектор работы.

Вместе с тем для любого кандидата в ракурсе будущей политической карьеры сейчас и в среднесрочной перспективе премьерство выглядит менее предпочтительным этапом.

Еще один важный момент. В процессе формирования нового правительства важно провести все процедуры в соответствии с внесенными изменениями в Конституцию в марте 2017 года. Речь идет о пункте 3 статьи 44, согласно которой премьер-министр перед представлением Президенту списка членов правительства должен согласовать его с Мажилисом. Пусть это и формальность, но ее соблюдение имеет символическое значение для реальной активации системы сдержек и противовесов в будущем.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 527.07  course up  543.61  course up  5.22  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer