1. Главная
  2. Почитай

Легенда №17, рожденная в СССР

Читать онлайн публикацию на тему ✅ Легенда №17, рожденная в СССР ⚡ Интересная и важная информация на актуальные темы от новостного портала Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

18 апреля в прокат выходит один из самых ожидаемых российских фильмов "Легенда №17" режиссера Николая Лебедева. Интересно, что российская картина стартует одновременно с еще одним сильным фильмом - норвежским "Кон-Тики", тоже легендой о знаменитом путешественнике Туре Хейердале. Обе ленты - стоические биографии, обе повествуют о силе духа и победе, прежде всего над самим собой. 

 
В отличие от Голливуда, где каждый Уилл Смит может про себя сказать: "Я - легенда", Николай Лебедев поступил скромнее, он снял "Легенду №17".
 
 
Честно говоря, на новый фильм о великом хоккеисте, восьмикратном чемпионе мира и двукратном олимпийском чемпионе Валерии Харламове я шел с большой опаской. Не забылось разочарование от 2Высоцкого" и "Джентльменов". Ведь понимали создатели последнего (Баранов + Бекмамбетов), что "плюют в икону" и все равно продолжали снимать ахинею.
 
В случае с "Легендой №17" обнадеживало лишь то, что режиссер картины Николай Лебедев десять лет назад снял "Звезду", один из лучших фильмов новой волны о войне. 
 
После просмотра от опасений не осталось и следа. Два с лишним часа пролетели на одном дыхании. Картина получилась мощной, яркой по характерам, богатой на сильные эмоции и искрометный юмор.
 
История восхождения к высотам мастерства и, не побоюсь этого слова, триумфа в поединке с канадскими профессионалами в 1972 году, когда сборная СССР разгромила звезд НХЛ со счетом 7:3, драматургически выстроена безупречно. Сам поединок, как и следовало ожидать, будет в финале, и он действительно стал  кульминацией, снятой по всем законам спортивного кинозрелища. В этом смысле "Легенду" можно сравнить с "Рокки", лучшим американским фильмом 1976 года.
 
Фильмы о спорте не пользуются нынче большим спросом у зрителя. Ни "Боец", ни "Рестлер", ни недавний "Человек, который изменил все" с Брэдом Питтом прошли в прокате более чем скромно. А жаль, ведь за спортивной условностью этих и многих других картин стоят драматические человеческие истории, куда более потрясающие и, главное, более жизненные, чем в "пиратах", "аватарах", "обливионах" и "сумерках".
 
И фильм Лебедева вполне это доказывает. Он не столько о хоккее, сколько о "страстях человеческих". О сильных чувствах. Упорстве, мужестве, любви. Без пафоса и соплей нам рассказывают захватывающую по драматизму историю становления сильного характера. Рассказывают о Человеке с большой буквы, который возникает в Системе. Либо благодаря ей, либо вопреки.
 
"Легенда №17" - бесспорная удача  и, я бы сказал, второе дыхание всех ее создателей. 
 
Режиссер Николай Лебедев после провального "Волкодава" вернулся к высокому уровню своей "Звезды". Эластичный на любые роли Данила Козловский, сыгравший Валерия Харламова, после не совсем внятного "Духless" обрел Силу Духа и бойцовский характер. И конечно, совершенно бесподобен Олег Меньшиков в роли тренера Анатолия Тарасова, "второго после маршала Жукова" по мощи и беспощадности. Меньшиков играет в "Легенде" так, как он уже давно не играл, страстно и харизматично.
 
А как выразительны и колоритны "второплановые и эпизодические" роли! Меньшов, Усатова, Мадянов, Ольбрыхский (жив, курилка!). И наконец, музыка Эдуарда Артемьева, одного из лучших композиторов советского кино, прекрасно проинтонировала "Легенду" с былым блеском картин раннего Михалкова.
 
Снята и смонтирована "Легенда" просто хорошо. Динамично, выразительно, экспрессивно. Одна только находка с испанскими быками чего стоит! Когда сцена из испанского детства маленького Валеры в прологе фильма возвращается в ледовой битве с канадцами, иронично обнаруживая портретное сходство испанских быков со звездами НХЛ. 
 
Единственное, чего мне не хватило в фильме Лебедева, так это голоса великого комментатора Николая Озерова. Нет, подобие голоса, конечно, есть, и даже знаменитое "такой хоккей нам не нужен" присутствует, но будь в фильме голос Озерова "один в один", экспрессия ледовых страстей была бы абсолютной. 
 
"Легенда №17" - это как повесть о настоящем человеке, только без идеологии и налета неизбежно популярной в российском кино "чернухи".
 
Лебедев, возможно, один из первых, кто отрефлексировал в кино тему советского человека, о котором Александр Зиновьев когда-то сказал "люблю и ненавижу". Было, за что ненавидеть и человека, и систему. За идейное вранье, холуйство и бездарность. Но было и за что любить. За честь и честность, искренность и самоотверженность. "Я вас не предавал, говорит Харламов Тарасову в одной из самых трогательных сцен фильма. Знаю, отвечает тот, иначе я бы веру в человечество потерял". 
 
После неживого Высоцкого с резиновым лицом появилась живая легенда кино, легенда Валерия Харламова. Позитивный миф, который создавался как предмет восхищения и гордости. За спорт, за страну, за людей, ставших героями.
 
Предмет гордости - вещь явная и очевидная. Здесь трудно что-то придумать. Как сказал недавно Андрей Звягинцев: "Горжусь тем, что ничем не горжусь. Просто нечем гордиться". А когда нечем, приходится "высасывать из пальца".
 
И тогда, как заметил уже наш режиссер Ермек Турсунов, "есть национальная гордость и есть национальные комплексы". Часто второе подменяет первое и начинается чудотворчество про великие открытия в Чуйской долине, где, как выясняется, мы изобрели бумагу, про истоки и величие из той же серии анекдотов "Россия - родина слонов" и "Мы впереди планеты всей". 
 
Эпоха и цивилизация под названием СССР не надуманно одержала Победу, запустила в космос Гагарина и покорила мир Балетом и Хоккеем. И этим стоило гордиться. А комплексы и зависть начинаются с пренебрежительного слова "совок", брошенного в адрес прошлого. При этом невольно возникает вопрос: если прошлое, в котором было чем гордиться, называется "совком", то как назвать настоящее?



Join Telegram