Наблюдения на перекрестках
Ни с того, ни с сего водители в Алматы (и не только, судя по автомобильным номерам, жители города) стали в последнее время ездить культурнее. Что за чудо происходит – не знаю. И вроде бы уже на перекрестках из приоткрытых дверей не харкаются и не сморкаются, и окурки меньше стали в окна выкидывать, и разметку соблюдают, и подрезаниями не занимаются. (Есть у меня одна догадка, о которой выскажусь под конец этой заметки). Поэтому стало заметнее, кто же еще позволяет себе оставаться в механизированных дикарях.
Легче всего наблюдать за шоферским поведением на перекрестках: кто пересекает стоп-линию, останавливаясь на красный сигнал светофора. Тьфу-тьфу, таких нарушителей становится всё меньше. Ниже – их условная классификация.
Типаж первый – водители с комплексами. Представлены либо наемными шоферами престижных авто, либо, напротив, обладателями машин немолодых и не способных на скоростные подвиги. Те, кто очевидно управляет чужим транспортом без VIP-пассажиров и без соответствующего хозяйского присмотра, стараются мелким дорожным хамством продемонстрировать свою якобы крутизну. Получается у них это обычно плохо: вместо близости к сильным мира сего они лишь подчеркивают собственное плебейство. Вторые же водители выкатываются на чужую территорию (а дорожное полотно за стоп-линией именно такой и является) непонятно для чего. Выиграть во времени, быстро стартовав с перекрестка, они не могут, так как их автомобили на гонки со светофоров не годятся. Так что единственным разумным объяснением выглядит только их желание побыть лидерами. Пусть среди стоЯщих, пусть среди и не думающих соревноваться с натужными тихоходами, пусть понарошку, но хоть в чем-то первыми. Со стороны – комично и глупо.
Типаж второй – водители с амбициями. Представлены в основном молодежью: (а) папенькиными сынками на новых, скоростных и дорогих автомобилях, (б) янгстерами, похоже, заработавшими на свои машины (относительно новые, относительно скоростные и относительно дорогие) самостоятельно. С первыми-то понятно. Они считают, что сами или их отцы держат Бога за бороду. Со вторыми посложнее будет. Подозреваю, что их наплевательство на дорожные правила есть корявое продолжение ощущения от собственноручно выкованного первого жизненного успеха. Плюс еще и результат влияния регулярно воспроизводимых примеров безнаказанной наглости "золотых" отпрысков. Вот у некоторых self-made автовладельцев и смещаются ориентиры не в ту сторону. Видимо, не досталось им в детстве посмотреть мультфильм "Самый, самый, самый, самый", созданный лучшим в мире Шерлоком Холмсом и по совместительству замечательным сказочником Василием Ливановым.
Типаж третий – "обезьяны с гранатами". Представлены периодически попадающимися на дорогах очень странными водителями (что с областными, что с городскими номерами), которые ведут себя за рулем так, как будто их забросило в городскую толчею то ли с пустынных улиц 70-х годов прошлого века, то ли откуда-то из глухих степей, где автомашины попадаются с частотой одна на сотню километров. Стиль вождения у таких шоферов (по большей части в возрасте, но это не обязательно) весьма своеобразный: посадка вертикальная или с наклоном вперед, скрюченно-судорожная хватка руля, взгляд только вперед, боковые, если таковые есть, и внутрисалонные зеркала заднего вида во внимание не принимаются, поворотники при перестроениях не включаются. Со стороны – человек в ступоре. Надо сказать этим зомби спасибо, что они вообще едут по правой, а не по встречной, стороне дороги и что они тормозят на красный свет. Для таких водителей ни стоп-линии, ни другой разметки не существует в природе как понятия. Их задача – доехать. Что с ними делать? Бояться. Воспринимать как редкую, но неизбежную данность, околонаучно называемую "водительский кретинизм", от которой лучше держаться подальше.
Типаж четвертый – нечаянные нарушители. У всех нас иногда получается застрять на перекрестке, не успев его проехать. В целом "по жизни" простительно, хотя тоже не очень хорошо: правила дорожного движения подобные ситуации предусматривают и поэтому запрещают выезд автомобиля на перекресток, если на том образовался затор или может образоваться затор по причине выезда данного и других автомобилей на перекресток. Так что инспектор дорожной полиции формально имеет основание придраться и будет прав. Тут можно только одно порекомендовать подзабывшим указанный запрет: просто как-нибудь договоритесь с другим водителем и прокатитесь на двух автомобилях (не обязательно равных по своим динамическим характеристикам) в час пик по одному и тому же маршруту, но с разными стилями вождения – один водитель пусть максимально соблюдает, а другой принципиально игнорирует вышеупомянутую норму ПДД. Уверяю вас – конечного выигрыша во времени у второго из водителей не будет или таковой в лучшем случае будет измеряться лишь несколькими минутами, если вообще не секундами. При этом данный водитель будет подвергать себя и свой автомобиль бОльшим рискам, а в его сторону будут лететь гадкие слова и пожелания, которые имеют свойство рано или поздно материализовываться в виде неприятностей или еще чего хуже.
Удачи. Хорошие примеры тоже бывают заразительны. Думаю, не только мне эстетически приятно смотреть на автомобили, аккуратно выстроившиеся перед стоп-линией в ожидании разрешающего сигнала светофора. От этого простого и наглядного уважения разметки и пешеходов веет водительским чувством собственного достоинства. Ну а тем, кто продолжает считать соблюдение стоп-линий слабостью, дорожные полицейские Алматы, я надеюсь, скоро преподнесут много неприятных минут и операций по дебету бумажников, как это уже делают их коллеги в Астане.
P.S. Чуть не забыл про догадку. А заключается она в том, что самые дикие водители поразбивали своих железных ишаков или те развалились от старости, а на их замену денег нет – цены-то выросли. Так что и в удорожании автомобилей есть свои плюсы.