Некоторые аспекты современного состояния культуры

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

В погоне за материальными вещами культурная составляющая выпала из социальной системы. Как следствие – ценностная дезоринетация, культурная деформация, общее снижение уровня культуры. Постоянные динамичные изменения сформировали новую среду обитания человека, новый образ жизни, стиль поведения и человеческих отношений. Современный человек стал homo economicus, он зажат в собственных материальных тисках, культура для не него не является приоритетом. Однако при этом, важно понимать, что культуру и духовные ценности производит само общество.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

В погоне за материальными вещами культурная составляющая выпала из социальной системы. Как следствие – ценностная дезоринетация, культурная деформация, общее снижение уровня культуры. Постоянные динамичные изменения сформировали новую среду обитания человека, новый образ жизни, стиль поведения и человеческих отношений. Современный человек стал homo economicus, он зажат в собственных материальных тисках, культура для не него не является приоритетом. Однако при этом, важно понимать, что культуру и духовные ценности производит само общество.


Современное состояние культуры в казахстанском обществе невозможно оценить однозначно, это зависит от фокуса самого носителя культуры. Точно так же будет некорректно говорить о культурной деградации в целом, поскольку отсутствуют ее индикаторы критерии. Вместе с тем, в глобальных масштабах можно наблюдать кризис культурных ценностей как современный тренд.


Большинству стран современного мира свойственно противостояние демократических и либеральных ценностей, с одной стороны, и традиционных ценностей, с другой. Установки европейской культуры на индивидуализм, рационализм, права и свободы человека, ответственность за самого себя для носителя традиционной культуры будут неприемлемыми, более того, регрессивными. Если говорить о казахском традиционном обществе, то культурные ориентации на патернализм, коллективизм, трайбализм, кровнородственные отношения будут доминирующими.


К примеру, по данным мониторинга "Социальные настроения в крупных городах Казахстана", проведенного Институтом политических решений в сентябре 2010 года, ориентация на патернализм остается доминантной установкой городского населения. Совокупный показатель рассчитывающих на внешнюю помощь вырос в 1,2 раза и составляет 64,7 процента. На собственные силы рассчитывают 34,6 процента респондентов, что ниже апрельского замера в 1,3 раза.


Угрозы негативного влияния на "культурное здоровье" актуальны на уровне отдельной личности, разных социально-возрастных группах и обществе в целом. Особенно уязвимы молодежь и подрастающее поколение, вирус "загламуривания" инфицировал многих. Люди старшего "советского" поколения сегодня еще сохранили культурные традиции того времени. Для них актуальны классические направления в искусстве, в то время как, к примеру, постмодернизм, авангардизм, андеграунд для многих из них неприемлем.


В последнее время можно наблюдать парадоксальную на первый взгляд вещь: рост профессиональной (технологической) сложности в создании "культурных проектов" как прогрессивный момент и одновременно - деградацию их человеческого смысла и ценности, как регресс. Типичный пример - индустрия видеоклипов, рекламы, когда огромное количество финансов и труда настоящих профессионалов затрачивается на то, чтобы создать очередную порцию "шоу-инъекции".


Прогресс информационного общества, ставший реальностью, не только предоставил определенные преимущества, но и создал серьезные проблемы в культурном контексте. Постиндустриальные технологии (интернет, мобильная связь, различного рода коммуникаторы), неограниченно открытая для "потребления" информация, приоритетные мотивы и ценности самореализации человека в деятельности стали "заменой" культурных потребностей. В итоге "читательская диета", интеллектуальные переживания, дискуссии об искусстве трансформировались в распивание пива, живопись сменилась инсталляцией, танец - эротическими плясками, музыка "опопсела", театральное искусство вырождается в шоу.


Взгляд на структурные изменения в социальной жизни позволяет заметить, как минимум, присутствие культурной инерции в казахстанском обществе, за небольшим исключением. Драйверы современной отечественной культуры (художники, писатели, режиссеры), к сожалению, сегодня не в состоянии охватить казахстанский социум в целом, по ряду объективных причин. Значительная часть казахстанцев все же остается подверженной влиянию негативных аспектов западной культуры потребления.


Если детализировать проблемы культуры в нашем обществе в целом, то можно обозначить основные уровни: человек-семья-общество, государство, информационное пространство. Принято считать, что воспитание, культурные ценности закладываются в первую очередь в семье. Сегодня уже является фактом, большое количество разводов в стране, что демонстрирует тренд на частичную трансформацию института полноценной и гармоничной семьи. Если смотреть дальше, то родители, в той или иной степени, выключены из процесса воспитания и развития детей. Роль социальных воспитателей выполняют детский сад, школа, улица, телевидение, интернет.


Ломка привычного образа жизни провоцирует невротизацию, психотизацию, и даже дебилизацию общества. Люди рискуют быть вовлеченными в различные тоталитарные культы, религиозные секты, курсы лидерства и пр. сетевые схемы, наличие подобных угроз в массовом порядке – сигнал того, что в есть серьезные пробелы в культурном пространстве. Резкий рост количества алкоголиков, наркоманов, лудоманов, суицидов отражает уровень культуры общества.


Недостаточное системное выстраивание культурной политики государства характеризуется отсутствием комплексных механизмов формирования гармоничной личности, способной ориентироваться в социальном пространстве; недостаточным контролем и борьбой с тоталитарными и религиозными сектами. Важно разделять, что, к примеру, только лишь увеличение финансирования программы "Культурное наследие" в рамках деятельности Министерства культуры Республики Казахстан, в отрыве от комплексной и целенаправленной идеологической политики, к серьезному культурному прорыву не приведет. Для современного казахстанского общества важна целенаправленная работа со СМИ и каналами энергоинформационного влияния в сфере информации. Должен работать своего рода социальный культурный фильтр, способный верифицировано и конструктивно подавать информацию. Контент телерадиопередач должен нести просветительскую функцию, создавать интерес к культуре как таковой.


Смена парадигмы образования от банального заучивания к анализу и интерпретации информации к получению и управлению знаниями через трансляцию духовных, нравственных и культурных ценностей.
Приоритетным должно стать образование и воспитание, формирование человека, обладающего собственным культурным потенциалом и внутренней "креатосферой", способного создавать и производить культурную деятельность и культурный диалог. Без модернизации сознания мы рискуем культурно деформироваться и потерять перспективные человеческие активы.

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 502.8  course up  547.58  course up  5.95  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer