Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в Казахстане

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

В последнее время тема государственно-частного партнерства почему-то практически исчезла со страниц газет. Такое чувство, что эта идея, которая является двигателем экономики более чем в 120 странах – от США и ЕС до Замбии и Бангладеш, у нас в Казахстане не то чтобы не развивается, но вроде бы и обороты не набирает.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

В последнее время тема государственно-частного партнерства почему-то практически исчезла со страниц газет. Такое чувство, что эта идея, которая является двигателем экономики более чем в 120 странах – от США и ЕС до Замбии и Бангладеш, у нас в Казахстане не то чтобы не развивается, но вроде бы и обороты не набирает.

Да, в процессе реализации находится 7 концессионных проектов. Да, еще порядка 15 находится на подходе. Но все они касаются в основном транспортной и энергетической инфраструктуры. А ведь в международной практике поле применения ГЧП огромно. Это и водоснабжение, и школы, и социальное (арендное) жилье, и больницы, и многое-многое другое. 


Возможно, дело в рисках? Вернее в их эффективном распределении. Они неизбежно возникают между сторонами партнерства в процессе сооружения и эксплуатации объектов ГЧП. Евростат официально выделяет:
1)риск просрочки строительства или несоблюдения принятых нормативов (строительный риск);
2) риск неоплаты требований или нехватки средств на строительство (финансовый риск);
3)риск недостаточности или колебания спроса.


Два первых риска из вышеприведенного списка уже дали о себе знать. Инвесторы, вложившие средства в строительство железнодорожной линии Шар - Усть-Каменогорск и межрегиональной линии электропередач "Северный Казахстан - Актюбинская область", испытали их на себе в полной мере. 


Или дело в защите инвесторов? Инфраструктурные ценные бумаги, которые выпускаются для реализации проекта ГЧП, обеспечены не гарантией, а поручительством государства. Таким образом, в случае дефолта по облигациям инвестор должен через суд взыскать задолженность с концессионера, а лишь потом обратиться к государству с требованием об исполнении поручительства. Но на практике концессионер (заемщик) не располагает достаточным имуществом для удовлетворения требований кредиторов (держателей инфраструктурных облигаций), а сам объект концессии в соответствии с законодательством не может быть предметом взыскания.


Или дело в завышенных требованиях к концессионеру? Ведь для предоставления поручительства государства требуется…наличие договора страхования, обеспечивающего возвратность средств в республиканский бюджет. В данном случае смысл предоставления государственной поддержки утрачивается, т.к. концессионер сталкивается со сложностями страхования коммерческого (предпринимательского) риска. Необходимость страхования купонных выплат и тем более суммы займа влечет необоснованное удорожание проекта и, как следствие, его инвестиционную непривлекательность.
А может быть, действующее законодательство не в полной мере подходит для ГЧП в социальной сфере? Ведь просто строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры частными компаниями классическим ГЧП не является. В этом случае все равно государство несет единовременные крупные расходы.


Смысл ГЧП заключается в том, чтобы эти расходы ложились на государство постепенно. Например, «частник» на основании государственного заказа строит больницу за свои (или заемные) деньги. А потом заключает срочный контракт на эксплуатацию этой больницы. Обратите внимание, больница предоставляет платные услуги, но государство может предоставлять субсидирование для обслуживания части больных в бесплатном режиме.
По мнению иностранных  экспертов, Казахстан является лидером по развитию государственно-частного партнерства на территории государств Центральной Азии. И действительно, у нас очень много в этом направлении делается – созданы законодательная база, СЭЗы, институты развития. Учрежден и успешно функционирует отдельный институт по развитию ГЧП.
Однако, наверное, немного не хватает системного подхода, а именно:
- единого программного документа - поэтапной Стратегии развития ГЧП с четким планом мероприятий на краткосрочный и долгосрочный периоды;
- возможно, даже создания отдельного государственного органа, ответственного за реализацию политики ГЧП и осуществляющего соответствующую координацию между министерствами, ведомствами, акиматами и частным сектором;
- информационного ресурса (по примеру многих стран, например, России), который бы освещал проблемы и перспективы развития ГЧП, законодательные инициативы, новости субъектов инфраструктуры ГЧП, международную практику, прозрачный перечень проектов ГЧП и т.д. 


От того, насколько полно и качественно будут проработаны все вышеперечисленные вопросы во многом зависит успех или неудача реализации этого крупного социально-политического и экономического преобразования хозяйственных отношений.

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 510.9  course up  579.38  course up  6.4  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 15
Астана 11
Актау 17
Актобе 10
Атырау 17
Б
Балхаш 13
Ж
Жезказган 12
К
Караганда 8
Кокшетау 6
Костанай 14
Кызылорда 14
П
Павлодар 7
Петропавловск 17
С
Семей 16
Т
Талдыкорган 14
Тараз 15
Туркестан 11
У
Уральск 20
Усть-Каменогорск 15
Ш
Шымкент 16

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer