Пропала блондинка по кличке Люси, или Фееричная чушь от Люка Бессона

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Популярная шутка о том, что "Люси" - это новый фильм Люка Бессона, в котором Скарлетт Йоханссон играет пропавшую собаку Газманова, будет понятна тем, кто помнит и ту жалостливую песню, и сына певца, который ее исполнял.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Популярная шутка о том, что "Люси" - это новый фильм Люка Бессона, в котором Скарлетт Йоханссон играет пропавшую собаку Газманова, будет понятна тем, кто помнит и ту жалостливую песню, и сына певца, который ее исполнял.

На самом деле название, первые и последние кадры картины отсылают к известному антропологическому персонажу. Помнится, лет 20 назад я с невероятным интересом прочитал книгу Дональда Джохансона и Мэйтленда Иди "Люси: истоки рода человеческого", которая научно (с точки зрения биолокомоции) объясняла факт прямохождения. Вывод Джохансона и Иди был сакраментально убедительным: рука обезьяны освободилась не для того, чтобы взять палку, а для того, чтобы заботиться о детеныше. Другими словами, к прямохождению Люси привело материнство! Ну а прямохождение, как сказал антрополог Мадариаг, это "первый день цивилизации".

Вот с этого первого дня цивилизации Люк Бессон и начинает свою картину о чудесном превращении женского ума.

"Люси" представляет собой фееричное зрелище про мозги, на котором свои мозги лучше всего отключить. Что, собственно, и требует боевик в жанре падающих тел, плавно перетекающий в ненаучную фантастику. Здесь важна исходная установка: довериться визуальному впечатлению (включая шарм Скарлетт Йоханссон), а не паранаучному комментарию Моргана Фримена.

Одних это очарует (прежде всего своей визуальной экспрессией), других - разочарует (по причине невразумительной ахинеи).

К примеру, американские критики отнеслись к "Люси" просто беспощадно, назвав картину "спекулятивной и приятно глупой". После премьеры Эрик Кон просто недоумевал: как может фильм на тему безграничного ума быть одновременно таким тупым?

Но в том-то и дело, что картина кажется тупой только потому, что берется за безбашенную идею: как наркотический передоз порождает интеллект, имеющий абсолютную власть над материей, энергией, пространством и временем.

Главное достоинство фильма в том, что Бессон в пух и прах разносит миф о блондинках. Недалекое существо, использующее мозги всего на один процент, в его фильме молниеносно становится сверхчеловеком со 100-процентными божественными возможностями.

Более того, Бессон, к восторгу феминизма, поднимает женщину на недосягаемую высоту! Все мужские персонажи фильма (профессор, мафиози, полицейский) это, в лучшем случае, десятипроцентные недоросли, которым стопроцентному мозгу Люси приходится все объяснять и доказывать.

Отец пяти дочерей Люк Бессон всю жизнь снимал женщин на грани нервного срыва. В битве с историей и обстоятельствами его героини обретали совершенство и силу духа: Никита, Матильда, Жанна Д'Арк, Лилу, Леди. Героический и прекрасный строй бессоновских амазонок. Теперь к ним добавилась Люси - белокурая бестия из завещания Ницше.

Отсылка к немецкому философу здесь далеко не случайна. И дело даже не в том, что картина Бессона сделана с явной претензией на некие философские смыслы, лишенные, по замыслу режиссера, занудной рефлексии. Фридрих Ницше говорил, что "человек - это канат между обезьяной и сверхчеловеком". Вот по этому канату Люк Бессон и ведет Скарлетт Йоханссон.

Похоже, что Йоханссон навсегда рассталась с эпохой невинности из "Трудностей перевода" и "Девушки с жемчужной сережкой" и вышла на тропу femme fatele. Сначала "Она", не имея ни тела, ни характера, одним голосом соблазнила Хоакина Феникса, затем в "Побудь в моей шкуре" стала инопланетной фурией с киллерскими наклонностями, и вот теперь вышла на экран с презентацией своих сверхразумных способностей. Проще говоря, Бессон предложил Йоханссон раскинуть мозгами и довести свой брейнсторминг до температуры кипения.

Теперь новое амплуа Скарлетт Йохансон - роковая женщина. Ее уникальность в сверхразуме и в глазах-калейдоскопах. При этом никакой сексуальности. Ее шарм в сверхскоростном действии обеими руками, двумя пистолетами или двумя ноутбуками - не важно.

С какими только фильмами не сравнивают "Люси". Такая уж работа у кинокритика - проводить параллели и выдавать референции. Причем, сам Бессон дал рецепт такого сравнения: сначала, говорил он, будет "Леон", потом "Начало" и в конце - "Космическая одиссея 2001 года". При этом он не сказал, что это будет пародия и на Кубрика, и на Нолана, и на него самого. Великая все-таки вещь ирония и самоирония!

В таком же пародийном ключе, на мой взгляд, можно выстроить и другую триаду. "Люси" - это "Никита" (одна из лучших супервумен Бессона), замешанная на "Олдбое" (лучший фильм корейского режиссера Ву Пака) и помещенная во вселенский контекст "Древа жизни" Теренса Малика.

Фирменный стиль Бессона - боевики, настоянные на брутальной сентиментальности. В его новом визионерском опусе есть и экшн, и брутальность, и выразительные зоологические параллели, и магический порошок синего цвета CРH4, который эффектно смотрится с пятнами крови, и даже гегелевская абсолютная идея в виде флешки.

Печальная деталь: "Люси", к разочарованию женской половины, - первый "безлюбый" фильм Бессона. Любовной линии здесь нет и быть не может, поскольку у ментальной полубогини не может быть ни эмоций, ни любви, ни детей: ее нейросоматическая трансформация пошла по другому пути. И это удручает: Люси, так же, как и героине из "Грани будущего", любовь уже не нужна, одноразовый поцелуй для нее - атавизм, мимолетное "напоминание" о слишком человеческом.

Бессон недвусмысленно называет свою картину "Люси". Замыкая круг миллионной эволюции, он эффектно цитирует знаменитую фреску Микеланджело, показывая божественное прикосновение Йоханссон-Люси к пальчику первой женщины-обезьянки. Той самой, которую Джохансон и Иди назвали Люси. В результате этого прикосновения и возникает вся история человечества под названием Жизнь, и теперь нам нужно решить, что с ней делать. А что же Йоханссон-Люси? Блондинка действительно пропала. Закипев до 100 процентов, она испарилась. Теперь она повсюду. Как Божество. В небесах с алмазами.

Впрочем, все намного проще. Месседж Бессона, по его собственному признанию, состоял в том, что корейцы, французы, египтяне и американцы (вот такой занимательный кастинг) могут импонировать друг другу, работать вместе и создавать что-то хорошее.

Вот таким незатейливым посланием порадовал нас Бессон, предлагая кому-то улыбнуться, кому-то насладиться его фирменным стилем и экшном, снятым экспрессивной камерой Тьерри Арбогаста, любимого оператора режиссера, под магнетическую, как всегда, музыку Эрика Серра, а кому-то взгрустнуть о прежнем Бессоне: когда Кистофер Ламберт панковал в экзотической "Подземке", Анн Парийо инфантильно танцевала Моцарта в "Никите", брутальный Леон-Жан Рено очаровывал не только Матильду, но и всю женскую половину планеты, хоть и был киллером, а в фееричном будущем, с потрясающей иронией и изобретательностью выстроенном Бессоном и Жаном-Полем Готье, совершенство "Пятого элемента" в лице Миллы Йовович спасало человечество и согревало его любовью.

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 522.13  course up  593.24  course up  6.42  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 7
Астана -3
Актау 12
Актобе 10
Атырау 12
Б
Балхаш 6
Ж
Жезказган -3
К
Караганда -6
Кокшетау 2
Костанай 9
Кызылорда -4
П
Павлодар -7
Петропавловск -1
С
Семей 2
Т
Талдыкорган 6
Тараз 8
Туркестан 12
У
Уральск 3
Усть-Каменогорск 10
Ш
Шымкент 3

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer