1. Главная
  2. Почитай

О прошедших выборах. Трудно быть сильным одновременно и в тогызкумалаке, и кокпаре!

Читать онлайн публикацию на тему ✅ О прошедших выборах. Трудно быть сильным одновременно и в тогызкумалаке, и кокпаре! ⚡ Интересная и важная информация на актуальные темы от новостного портала Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

Поздравляю партию "Нур Отан" с заслуженной победой!  Конечно, и своих коллег по Мажилису - Демократическую партию "Ак жол" и Коммунистическую народную партию Казахстана!

Почти 20 лет занимаюсь выборами: создавал условия, работая в орготделе облакимата, обеспечивал деятельность, мониторил, организовывал освещение в СМИ будучи директором департамента внутренней политики, помогал проводить Exit poll и местным, и иностранным наблюдателям, поддерживал связь с партиями в роли заместителя акима области, участвовал в праймеризе и первых выборах по партийному списку в 2007 году и стал депутатом Мажилиса Парламента РК, потом повторно был выдвинут от партии "Нур Отан" и избран депутатом 5-го созыва. За что очень благодарен своей партии! Кстати, именно последний созыв стал впервые многопартийным. И мы работали уже в новом конкурентном формате трехпартийной конфигурации - центр, левые и правые. В прошлом году мне доверили быть членом республиканского предвыборного штаба по избранию Президента РК. С первого до последнего дня электоральной кампании занимался организационными вопросами. И в этих, только что прошедших выборах, помогал в роли эксперта, консультанта и доверенного лица. Поэтому знаком со всей внутренней кухней выборного процесса.

Из всего опыта участия во всех электоральных кампаниях, прошедшие вчера парламентские выборы были самыми спокойными и самыми хорошо организованными. Впервые в выборах по партийному списку приняло участие шесть партий, у которых были равные возможности. Конечно, слово "равные" носит формальный характер, так как есть разные весовые категории и стартовые позиции. Тем не менее, встречи с избирателями, освещение в СМИ, поездки по регионам, наглядная агитация были максимально и даже демонстративно равными. Доказательством тому является участие Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП)! Конечно, было понятно, что они не пройдут в Парламент, но наличие их в избирательных бюллетенях создало хороший прецедент на будущее. Они тем самым застолбили место для будущих оппозиционных партий. Ведь на самом деле прошедшая электоральная кампания - это фундамент под будущие общественно-политические реформы. Мы только-только формируем новую инфраструктуру для использования потенциала гражданской активности для социально-экономических и политических реформ. В них нуждается само государство - ведь без этого невозможно выстроить конкурентоспособную экономику. В них нуждается общество для формирования нужных ценностей. Главная цель реформ - чтобы самые достойные были примером и самые умные и талантливые через самореализацию добивались успехов у себя в стране! Вторая цель - сделать так, чтобы через общественный контроль государственные органы принимали самые оптимальные решения. Так экономятся время и деньги, и консолидируется общество для достижения единых целей. Поэтому я воспринимаю это как серьезный шаг к демократизации. Нельзя судить слишком строго. Есть недостатки у всех, в том числе и само общество пока не научилось объединяться вокруг общих идей. Еще наблюдается достаточно низкий уровень политической грамотности и гражданской активности. Есть еще большая разобщенность. За этим таятся серьезные угрозы. Но подвижки в нахождении общих ценностей уже очень серьезные. Кстати, не последнюю роль играют Интернет и соцсети. А эти выборы - хорошая школа. Какие месседжи получило большинство обычных граждан? В стране можно иметь разное мнение, быть членом разных партий и попытаться выиграть в честной борьбе. Главное - не нарушаешь закон. Правда, в регионах были перегибы, но про них отдельно. Властные партии готовы к конкуренции. Те же теледебаты можно критиковать, но нельзя не отметить внедрение нового равного подхода при обращении к аудитории. Удалось избежать крупных скандалов на парламентских выборах, ни одну партию не сняли с выборов, никого не преследовали. Поэтому прохождение в Мажилис вместе с партией "Нур Отан" партии "Ак жол" и коммунистов не вызовет больших споров. Они были явно сильнее. В целом все провели грамотно и спокойно. С чем можно всех нас и поздравить! Даже утечка информации о репетиции победы - это не негатив. Ведь правильно рассчитать свои силы и быть уверенным в поддержке избирателей - это относится к грамотному политическому менеджменту. Больше всего не хочется на нынешнем этапе развития страны общественно-политических конфликтов. Это будет на руку только нашим недоброжелателям. Нам, казахстанцам, этого точно не надо.

В то же время нельзя не сказать о серьезной проблеме, которая явно проявилась на прошедших выборах - отставание уровня политической культуры на региональном уровне. Вот где нужны нам реформы. И чем быстрее, тем лучше. Если центр максимально демонстрировал плюрализм и равные условия, то в областях работали "по старинке": суетились, нервничали и поэтому делали грубейшие ошибки. Чувствовалась слабость в умении регулировать общественно-политические процессы на региональном уровне. Боязнь конкуренции между околоакиматовскими элитами - с одной стороны, критически настроенными или просто новыми лицами - с другой. Особенно провальным выглядело неумелое соперничество с идейными самовыдвиженцами. В их числе новые гражданские активисты, взращенные социальными сетями и интернет-пространством. При умелом подходе можно было бы использовать их активность для реализации реформ местного самоуправления. Ведь самая большая модернизация отношений власть - население предстоит именно в регионах. Там и малый бизнес, там и решение всех социально-бытовых проблем. Почти нет политики. В маслихаты не приходят за властью, статус у них больше общественный, чем властный, депутатам маслихата не платят даже зарплату. Надо было через эти выборы часть таких активистов рекрутировать в органы местного самоуправления. Пусть не только критикуют, но и сами попробуют принимать решения. Это подняло бы и уровень доверия к местной власти, которую сами и из своих выбрали. Максимум, на что депутаты местных маслихатов могут повлиять, - это решение вопросов местного сообщества. Более прозрачно и более эффективно будут тратить народные деньги. Разве это плохо? И потом. Формирование местных представительных органов под краткосрочные задачи с учетом мнений действующей сейчас на местах исполнительной власти может создать проблемы для реализации долгосрочных реформ в будущем. Ведь в предстоящие пять лет именно регионы станут основным местом проведения пяти институциональных реформ. Стратегия есть - нужна правильная тактика. А значит, и нужен соответствующий потенциал местного самоуправления, включающий в себя весь спектр мнений разных общественных групп. Реформы продвигают активные и смелые. Смогли ли мы повсеместно их рекрутировать в депутаты маслихатов? По некоторым регионам есть серьезные сомнения. Может, в будущем надо выборы в Парламент и местные выборы проводить отдельно. У них разные цели и разные задачи. Это как одновременно проводить соревнования в тогызкумалак и кокпар. На первых выигрывает мудрый, опытный и дальновидный, на вторых - энергичный, рискованный и сильный.

Выборы в Парламент должны стать консолидирующим фактором, не давать возможность попадать под эмоции и краткосрочные проблемы, и стать определяющим при выборе стратегических целей. Не сбиваться с курса. А выборы в маслихат - это конкуренция тактик, новых подходов и идей. Возможность состязательности решений исполнительной власти с предлагаемыми вариантами представительных органов. Место для споров по выработке самой выгодной тактики. При этом разные мнения внутри регионов не помешают объединять потенциал при желании сделать жизнь граждан боле удобной, чем в других.

Наверное, в конце концов мы к этому придем.

Ну а в целом эти выборы закончились успешно! 

Уже сегодня они остались в истории. Надеюсь, в хорошей истории роста и развития нашей страны. С чем всех нас и поздравляю!




Join Telegram