Робокоп, будь человеком!

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Сюжет о полицейском из Детройта по имени Алекс Мерфи, который поменял изувеченное смертное тело на стальной панцирь робота, известен всем. Как-никак, фильм Пола Верховена "Робокоп", 1987 года, для многих стал культовой стрелялкой со вкусом детства.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Сюжет о полицейском из Детройта по имени Алекс Мерфи, который поменял изувеченное смертное тело на стальной панцирь робота, известен всем. Как-никак, фильм Пола Верховена "Робокоп", 1987 года, для многих стал культовой стрелялкой со вкусом детства.

Конечно, Жозе Падилья знал, что замахивается на икону. Но бразильский темперамент голливудского дебютанта, помноженный на бюджет в 100 миллионов долларов, сделали свое дело.
 
Новый "Робокоп" более четко определяется с исходным "человеческим материалом". Одна рука, один глаз, легкие и часть мозга - вот и все. Все остальное - от лукавого, точнее, от корпорации OmniCorp, работающей под девизом "Машинерия не знает границ!". И единственным человеком в этой компании мегаломанов является герой Гэри Олдмана - ученый с ярко выраженной миссией заботливого отца-создателя.
 
 
Вообще, сама идея робокопа или киборга является отголоском ницшеанской идеи сверхчеловека. На этот раз "белокурой бестией" для всего криминального мира становится швед Юэль Киннаман с нордической сдержанностью на лице. В силу ненавязчивой политкорректности и для устрашения человека-машину делают черной. И хотя ненавистники "железного дровосека" упрекают его за "человеческое, слишком человеческое" (еще одна отсылка к Ницше), вывести киборга "по ту сторону добра и зла" не удается. В конце концов, именно это "человеческое" и создает драматургию фильма.
 
Сверхчувствительные гаджеты, которые станут нормой через каких-нибудь 15 лет, помогают Алексу идентифицировать человека по отпечаткам пальцев, оценить степень угрозы и определить эмоциональное состояние: тревогу, страх, отчаяние, гнев. И это не только упреждающая информация, но и признак человечности, которую то теряет, то вновь обретает киборг Алекс Мерфи. 
 
Возможно, самое интересное в новом "Робокопе", не считая, конечно, спецэффектного экшена, это актерские метаморфозы.
 
За 27 лет, что прошли после оригинального "Робокопа", в мире голливудских злодеев и героев произошли гигантские перемены. Легендарный Бэтмен Майк Китон теперь - изворотливый олигарх. Правильно говорила одна сказочная старушка: любая летучая мышь рано или поздно может превратиться в крысу, а если повезет, в мышиного короля или олигарха, которого, собственно, и играет Китон. Сэмюэл Л. Джексон, читавший у Тарантино Библию как приговор, теперь надевает седовласый клоунский парик и занимается изощренным политпиаром, читая в медийной программе "Элементы Новака" зомбирующие тексты. И только Гэри Олдман, отыгравший почти все грани гения и злодейства, от Бетховена в "Бессмертной возлюбленной" до Зорга в "Пятом элементе", теперь являет собой человечное лицо науки.
 
Новый Робокоп - софт-ремейк фильма Верховена. И хотя оригинал переработан здесь порой до неузнаваемости, сравнения с первоисточником никак не избежать. Каковы же различия?
 
Верховен помещал Робокопа в контекст назойливой потребительской рекламы, Падилья внедряет его в медийное пространство политтехнологий. И хотя персонаж Джексона - карикатурный и ироничный, прописанный с явной издевкой и над СМИ, и над Великодержавным американским нарциссизмом, финал  картины можно было сделать более "джокерским": еще карикатурнее и саркастичнее.
 
Фильм Верховена, скроенный по его фирменному принципу "кровь и плоть", имел все признаки брутального жанра: жестокость, кровавость и цинизм. Падилья противопоставил этому сатиру, спецэффектность и семейные ценности. 
 
Новый "Робокоп" освободился от натурализма, разрывания плоти, отсечения голов и растворения в кислоте и придал истории вкус сентиментальной гуманности. У Верховена безбашенные ублюдки с восторгом и методично отстреливали Алексу руки и половину головы, у Падильи герой подрывается на бомбе, заложенной в автомобиль. Алекс у Верховена вершил дело правосудия со своей боевой подругой - копом Энн, в новой версии эту линию заменяют драматические отношения с женой и сыном.
 
И наконец, новый "Робокоп" заострил философские вопросы, которые не очень-то интересовали Верховена в силу его мрачного взгляда на человеческую природу.
 
Что делает человека человеком? Кто я: человек или машина? А точнее: душа или программа? Попытка втиснуть всю криминальную информацию в несчастную голову Алекса дает эмоциональный сбой. Тот самый "взрыв мозга", на который мы жалуемся порой в нашей далеко не фантастической жизни, происходит от переизбытка информации и оборачивается эмоциональной атрофией и апатией. И здесь спасением для Алекса становится еще одно, описанное Ницше состояние: ресентимент. Повторное переживание уже пережитого, а именно - своей смерти. Это травматическое событие и реанимирует в роботе человека. А специалисты недоумевают: значит, есть что-то за пределами физхимии? Душа? На самом деле все старо как герои Шварценеггера: возвращение памяти, возвращение чувств - возвращение к человеку.
 
В итоге, в новом "Робокопе" мы имеем творческую переработку брутальной классики. Не шедевральную, но вполне смотрибельную и главное - не идущую по пути оголтелой коммерческой эксплуатации оригинала, свойственной почти всем нынешним ремейкам.
Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 514.98  course up  584.15  course up  6.22  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 29
Астана 24
Актау 12
Актобе 7
Атырау 12
Б
Балхаш 29
Ж
Жезказган 22
К
Караганда 23
Кокшетау 17
Костанай 33
Кызылорда 25
П
Павлодар 17
Петропавловск 26
С
Семей 31
Т
Талдыкорган 35
Тараз 34
Туркестан 4
У
Уральск 27
Усть-Каменогорск 34
Ш
Шымкент 24

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer