РЕЙТИНГ ДЕПУТАТОВ СЕНАТА
22 января 2020 | 12:07

В степи было заведено помогать бедным, звать их в гости "на перекус"

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото ©Турар Казангапов Фото ©Турар Казангапов

Друзья!

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Друзья!

Продолжаем знакомство с традициями и обычаями наших предков. Сегодня продолжаем главу моей книги "Қарашаңырақ" о том,

Как казахи гостей принимали и учились жить в мире

Часть II

Если же в ауле случался праздник или большое торжество, тогда все происходило по-другому.

Знающие люди назначались распорядителями тоя. Рассылались во все концы глашатаи и гонцы с приглашениями. В степи разворачивался огромный пищеблок. Резали скот. В казанах варилось мясо. Горы мяса. Гостей в соответствии с их статусом по прибытии разводили по юртам. Рассаживали. Затем начиналась так называемая табақ тарту – раздача блюд.

В принципе, такие праздники проводятся и в наши дни - в областях, в районах. В глубинке.

"Бас табақ" – "главное блюдо" – преподносится самым почетным гостям: сватам, членам правительства, акимам и прочим начальникам... "Сый табақ" – "почетное блюдо" – достается не менее уважаемым людям: прокурорам, судьям, депутатам, ворам в законе, местным авторитетам и т. п. "Күйеу табақ" – "блюдо жениха". Понятно кому. "Келін табақ" – невестке (снохе). "Жастар табағы" – "молодежное блюдо"... И так далее.

За разноской очень следили. Не дай бог в суматохе перепутать блюда. Скандал.

Правда, такие вещи практически исключались. Казахи не путали табақи.

В обычной жизни с "табақами" все обстояло куда проще. Встретил гостя, накрыл стол, чем бог послал, и достаточно. Когда гость поел, ты можешь попросить его рассказать какую-нибудь историю или сказку. После еды и питья всегда "хочется праздника душе".

По идее, правильный гость сам должен показать что-нибудь эдакое. Стих прочитать или на домбре сыграть. Можно еще фокусы продемонстрировать или потравить анекдоты, на худой конец. Это тоже обычай, "қонаққәде" называется.

В общем, если сегодня хозяин попросит "қонаққәде", нужно показать все свое умение. И здесь нужно быть очень аккуратным. Ни в коем случае нельзя танцевать рэп. Тем более если вы оказались в традиционном доме. Нельзя также петь, подражая Димашу Кудайбергену или Витасу. В особенности если вы до этого плотно поужинали. Могут случиться разного рода казусы.

Как казахи гостей принимали и учились жить в мире. Часть I

Нельзя хвастаться тем, что вы недавно наконец-таки сели на шпагат. И тут же растянуться на полу. Не нужно этого делать. Вас не поймут.

Нет, вас, конечно, похвалят, похлопают по плечу, удивятся, но – сдержанно. Просто в следующий раз не рассчитывайте, что вас еще раз попросят показать что-нибудь эдакое.

Конечно, если вы снова заглянете в этот дом, то вас снова примут. Никуда не денутся. Потому что дом, который отказался принять гостя, в старину подвергался всеобщей обструкции. Могли и серьезно наказать. Штраф наложить, к примеру. Поколотить. Нельзя было нарушать традиции.

А если без шуток, то этот обычай существовал с незапамятных времен и говорил о том, что казахи – самый талантливый в мире народ.

Были.

Когда-то.

Теперь – не очень. Растеряли.

Почему я так считаю?

Потому что нигде в мире такого нет. Имеется в виду то, что фактически любой казах, неважно, пастух он или заслуженный деятель искусств, простой автослесарь или генеральный секретарь оппозиционной партии… короче любой, мог при случае и спеть, и станцевать, и на дуде сыграть. В крайнем случае мог рассказать интересную байку и тем самым развлечь слушателя. Или зрителя. Одним словом, каждый что-то да умел. Мог удивить. Развеселить. Заставить задуматься. Как минимум каждый второй был непревзойденным оратором. Знал наизусть дастаны, легенды и отрывки из эпосов. Читал стихи. Часто – собственного сочинения. Каждый третий был выдающимся скрипачом или виолончелистом. То есть музыкантом.

На домбре играли все! И пели. Это было само собой разумеющееся дело. Как руки помыть. Некоторые путешественники в своих исторических записях отмечали, что казахи рождаются с домброй в руках и им в качестве бонуса достается еще и абсолютный слух. И это было почти правдой.

На самом же деле все объясняется просто. Почти вся информация – музыкальная, визуальная, виртуальная, научная, фольклорная, историческая и прочая-прочая – передавалась из уст в уста. Иногда – из рук в руки. Поэтому и народ был такой музыкальный. Словоохотливый. Велеречивый. Языкастый.

Отказываться от приглашения зайти на огонек также было непозволительно. Я как-то об этом уже говорил. "Шақырғаңға бармасаң шақырусыз қаласың" – "Не будешь ходить туда, куда зовут, останешься без приглашений". Надо было хотя бы "ауыз тию". То есть "прикоснуться к столу". Пригубить. Переломить лепешку. В противном случае могла бросить жена. Или муж. Такое существовало поверье.

А если гость все-таки пренебрег традицией, оказался торопыгой, не преклонил колено и не прикоснулся к столу, то про такого говорили "дастархан аттады", то есть "перешагнул через накрытый стол". Побрезговал едой, показал себя невоспитанным человеком. Ничего хорошего ему это не сулило в будущем.

Еще был обычай звать в гости соседей перед откочевкой. Готовили "айырылысар көже". Буквально переводится как "прощальная похлебка". На самом-то деле никакая это не похлебка, а "круто накрытая поляна". Таким образом люди как бы выражали благодарность за приятное соседство, выказывали сожаление из-за вынужденного расставания и желали удачной перекочевки на новое место.

А вообще, в гости звали по разным поводам. Считалось, что среди гостей может оказаться Қыдыр аулие – святой Кыдыр. Это такой персонаж из древних легенд, благодетель всех праведников. Он приносил с собой в дом божественную благодать.

Бывало, все мужчины уехали гостить, а женщины остались дома. Такое тоже случалось. И довольно часто. В сознании настоящих казахов бытовало мнение, что пировать – не бабье дело. Тогда покинутые дамочки из принципа собирались все вместе и устраивали "абысын асы" (абысынки – это сношенницы, свояченицы, ятровки… Короче, жены братьев). Таким образом они как бы тоже импровизированно оказывались в гостях и тусили. Ели, пили, пели, устраивали "қатын күрес" – "чемпионат аула по борьбе среди баб". Не скучали, одним словом.

Между прочим, не обязательно дастархан накрывали только по праздникам. Всякий раз собирались в зависимости от конкретной ситуации. Она могла быть и траурной – көңіл шәй. На таком застолье принято было выражать сочувствие, оказывать поддержку, утешать.

Могли собраться и по какому-либо ритуальному событию: "құдай тамақ" – "в честь Всевышнего". Кстати, это очень широкое понятие. В него помещается все: первые шаги в жизни, первая посадка в седло, ас в память ушедших родителей или других близких родственников, какой-то приснившийся особенный сон. Да мало ли! Казахи обычно не пропускают ни одного мало-мальски стоящего события, даты или случая. Довольно часто казахи даже придумывают события. В этом умении они по-прежнему впереди планеты всей!

А еще в степи было заведено всеобщее правило помогать бедным, сирым и убогим. Звать их в гости. "На перекус". Обычно одним общим аулом жили родственники, но положение у всех было разным. Более-менее состоятельные часто помогали нуждающимся, делились хлебом насущным. И в этом тоже никто не видел ничего особенного.

Бывало, хитрые гости могли "случайно забыть" у хозяев какую-либо свою вещь. Это означало, что им очень понравилось в принимавшем доме и они тонко намекают на "жирное продолжение банкета". Хозяевам это нравилось, поскольку их стол "заценили". Поэтому через какое-то время они вновь устраивали "небольшой забег в ширину" и приглашали тех же гостей заново. Такова была традиция, и нарушать ее возбранялось.

Особенно хозяева радовались, если вместе с гостями приводили и ребенка. Это считалось доброй приметой. По принципу "подобное порождает подобное". Малышу обязательно вручали напоследок подарок. Чаще всего это был көгендік - ягненок, жеребенок, верблюжонок.

А еще бедняк мог попросить у кого-нибудь из "жировых" лошадь напрокат. Этот обычай назывался "ат майы" – "лошадиный жир".

Смысл в том, что измученная лошадь теряла в весе. Как спортсмены после сгонки. Зная это, просящий как бы заранее извинялся и просил не взыскивать с него за утерю жира. Ну, смотался в район за триста километров. Подумаешь. Ну и что? Да, лошадь вся в мыле, и ноги у ней трясутся. Главное же - вернул.

В наше время этот славный обычай сохранил свои внешние формы, но слегка модифицировался. И называется он теперь по-другому – "ниссан майы" или "тойота бензині".

А еще бедняк мог попросить в аренду у богача на время корову. Или верблюдицу. Козу, в конце концов. Традиция называлась "сауын алу". Буквально, "воспользоваться удоем". Совсем как в мультике про Матроскина. Помните? Кошак говорил: "Корова государственная, а все, что она дает, наше".

Баю не следовало отказывать. Потому что существовало заветное слово: "Пайғамбар қарызы", то есть "долг Пророка". Как только бедняк произносил этот пароль, бай без лишних слов отдавал корову. Или кобылу. Или еще кого-нибудь – что у него там было в хозяйстве из живности. Но так оно установилось позже, когда в степь пришел ислам.

Продолжение следует…

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 529.74  course up  546.26  course up  5.17  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer