Вы ведь тоже, наверное, замечали это за собой? Вроде бы день как день: и солнце на небе светит по-прежнему, и люди вокруг все те же, и заботы, и все-все-все… Но однажды вы вдруг словно останавливаетесь на бегу, оглядываясь по сторонам. Солнце светит, и люди все те же… А все же что-то вокруг не так. Как бы придуманное, ненастоящее. И вроде бы чувствуете какой-то выверт, а понять, в чем именно дело, получается не сразу. Прошедшая неделя подарила нам намек на возможную разгадку происходящего. Как говорится: "Өліспеген көріседі". ("Не умрем - так встретимся").
Жители поселка Малая Сарань Карагандинской области поначалу пришли в ужас от
находки на соседнем пустыре. На участке, обнесенном колючей проволокой, лежали десятки деревянных крестов с номерами и привязанными к ним тряпичными куклами.
- Что это? - спрашивали люди. - Может быть, какая-то новая секта появилась рядом? Или кто-то порчу на нас наводит?
Но в акимате им объяснили, что ничего страшного в увиденном нет. Да, кресты с номерами, куклы на них - все настоящее, из дерева и тряпок. Но… ненастоящее. Ну, в смысле, из другой, придуманной действительности.
Кино здесь снимали, да и позабыли реквизит.
Иногда кажется, что не только поселок Малая Сарань живет в кем-то придуманном мире, но и все мы - массовка в чужой фантазии. Как поговаривают мудрые люди: "Қиыстырып қаласан, отын жанар, қиыстырып айтсаң, халық нанар". ("Дрова заполыхают, если сложишь ладно; люди поверят, если скажешь складно").
Вот, например, в Семее на прошедшей неделе отмечали праздник "Планета - наш общий дом". Нужное дело. Школьницы показывали платья, сшитые из туалетной бумаги, призывали найти новое применение бросовым материалам и не загаживать природу. Чем плохо?
Но в этот момент к вам вдруг и приходит не ясное еще понимание подвоха. Туалетная бумага? Покупать ее для изготовления
одежды? Или обновить гардероб из уже использованной по назначению?
- Розовое платье из туалетной бумаги сделано как вечернее или как выпускное, мусорные пакеты мы использовали для дискотечного наряда, а вот театральное платье сделано из фольги", - рассказали педагоги-организаторы.
И добавили, что учащиеся не намерены останавливаться на достигнутом: теперь они хотят надеть что-нибудь из пластмассовых бутылок. Не зря старики предупреждают: "Бала жасындағысын ұмытпайды, таз басындағысын ұмытпайды". ("Дитя не забывает то, что в детстве замечает, лысый помнит, что у него на голове").
В эти же дни раскрылась и другая фантазия: оказывается, величина прожиточного минимума - тоже
ненастоящая. Не из нашей жизни эти 18 660 тенге, как сказал председатель наблюдательного совета "Казпотребнадзора":
- Цифра была приведена, как пример, одним из клерков. А потом ее взяли, как удобный показатель. Это не та цифра, к которой пришли путем умозаключений, долгих вычислений. Это та цифра, от которой удобно отталкиваться. Ведь на самом деле, при поднятии прожиточного минимума, соответственно, будут подниматься и пенсии, и выплаты, и прочее.
Вспоминаете? Вам говорили: вот на такие деньги может прожить каждый, так что не обессудьте. И хоть вы всегда не понимали, как на них прокормиться, но - раз говорят, значит, знают. Как говорится: "Жаманатты жасыра алмайсын". ("Дурную новость не утаишь"). Теперь становится понятно: подозрения имели основания - кино, выдумка, фантастическая реальность. Настоящая - это когда в Петропавловске грабитель посягнул в магазине на пачку печенья. Купил водку, сникерс, а на печенье прожиточного минимума уже не хватило.
В этой истории была и еще одна важная для этих дней деталь. Продавщица позвала на помощь старшеклассников, оказавшихся рядом, потому что самой в 54 года не справиться с подвыпившим воришкой. Так что у всяких фантазий есть предел. Легко обманываться в толпе, вместе со всеми поверить в придуманную жизнь. Но когда начинаешь сам оценивать все эти рассказы…
- Да я, может, и не против поработать до глубокой старости, - размышляет сейчас женщина в "переходном" возрасте. - Но кто же меня возьмет на зарплату в 60 с лишним годков?
- А мы их
обяжем, - отвечает министр. - И следить будем строго, и новые рабочие места создавать. А чтобы предприниматели не прятались от бабушек, станем доплачивать за каждую принятую на работу.
То есть, сейчас женщины не могут выйти на пенсию из-за того, что якобы на нее не заработали. А если семь дополнительных лет просидят на местах, оплаченных из бюджета, то деньги откуда-то появятся? Почему? Как народная мудрость учит: "Жігіт кісіге жетпіс өнер де аз". ("Джигит семьдесят ремесел знает, но ему и этого не хватает").
Один из смыслов нынешних споров о пенсионном возрасте в том, что они придуманную жизнь вернули к настоящей. Мы теперь, например, можем легко проверить истинный авторитет любого чиновника. Пусть он в своем выступлении попробует произнести легендарное "потому что", или хотя бы "почему?" Если в зале нет смешка, значит, с авторитетом все в порядке. Ну а уж коли слушателей потянуло на улыбку…
Говорят, в казахстанских ресторанах теперь без лишних пояснений можно заказать "потому что", обжаренную с двух сторон. И официант не переспросит, что это такое. Но в счете не будет никаких ссылок на прожиточный минимум. Что тоже никого не удивит: а почему, дескать?
Ну, потому, что в реальной жизни ответ всем известен.