В душе тоска, вокруг Китай...

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Начало декабря ознаменовалось настоящим рок-нашествием. В течение одной недели южную столицу посетили сразу два динозавра русского рока: Борис Гребенщиков и группа "Аквариум", давшие юбилейный концерт по случаю первой казахстанской рок-премии, и Юрий Шевчук и группа "ДДТ" с новым мега-шоу "Иначе".

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Начало декабря ознаменовалось настоящим рок-нашествием. В течение одной недели южную столицу посетили сразу два динозавра русского рока: Борис Гребенщиков и группа "Аквариум", давшие юбилейный концерт по случаю первой казахстанской рок-премии, и Юрий Шевчук и группа "ДДТ" с новым мега-шоу "Иначе".

 
У каждого из признанных рок-титанов свое неповторимое лицо и свой зритель. По мне интересно и то, и другое, и эзотерическое кокетство Б.Г. и площадное братство Шевчука. Для меня они одинаково важны и значимы, так сказать, по принципу дополнительности.
 
Так сложилось, что они оказались вместе в одно и тоже время - аристократия духа и демократия души. И если Гребенщиков, хоть и не разочаровал своих почитателей, но так и не сделал реверанс в сторону своих прошлых хитов, то Шевчук выложился "по полной". После нового полуторачасового "Иначе" звучали и "Осень", и "В последнюю осень", и "Родина", а заключительным аккордом стала приятно ожидаемая "Это все, что останется после меня".
 
Две иконы питерского рока отличаются как интраверт и экстраверт. Удел одного - молитва, другого - медитация. Гребенщиков - духовный гуру, "сам себе суфий и сам себе йог", Шевчук - наша охрипшая совесть. Манера Б.Г. - остроумная ирония, стиль Шевчука - срывание всех и всяческих масок.
 
Объединяет же их абсолютная приверженность тому соборному действу, имя которому Рок, соединяющий воедино четыре атрибута этого явления: музыку, поэзию, театр и социальность. Концерты "ДДТ" и "Аквариума" доказали и качество рока, и единство его элементов.
 
Концерт "Аквариума" - изысканный по инструментовке и аранжировке, аристократично-эстетский, лаконичный в общении с залом, с емким и искренним "Спасибо!". Стихия "ДДТ" иная - площадной балаган, агора, где все проще, нараспашку и без обиняков. Каждому рок-действу необходимо свое пространство, и здесь все сложилось идеально: "Аквариуму" -  Дворец республики, "ДДТ" - Дворец спорта.
 
Гребенщиков всегда стоял выше нарочитого протеста и бунта, его привлекала духовная автономия. Совсем другое дело революционер Шевчук. "В век глобальных проблем, тараканов и тли" он дает понять, что настало "время "Ч" в эпоху лоха". Его рвет на части от того, что "мусульманское сердце распято тротилом", а "мир, прямой, как блокбастер, грызет пустоту". Для него кризис в том, что "нашу родину сожрал СПИД". И откреститься от этого рефрена, мол Шевчук поет о России, так просто не получается, ведь иммунодефицит по части коррупции, бюрократии, чванства, тупоумия и лени относится и к нам.
 
Бронебойная мощь "ДДТ", лично мне напомнившая пребывание возле 57-миллиметрового орудия времен военных сборов, безукоризненно пробивала нижние чакры, а разум и чувства ловили нешутейные смыслы шевчуковских посланий. В этом противоречивом сочетании поэтики и физиологии состоял поистине ошеломительный эффект.
 
Концерт "ДДТ" стал своего рода мессой, в которой с избытком было все: череда зрителей, проходящих по сцене для рукопожатия с Шевчуком, исповедальный речитатив, шаманские пляски, пронзительный вокализ и вальсы, рэп и марш "Прощание славянки", философская лирика и убойный металл, и, наконец, потрясающая многоканальная инсталляция, выстраивающая особый ассоциативный видеоряд.
 
По существу, в "Иначе" все было иначе, чем на обычном рок-концерте. Это даже не концерт, а полуторачасовой мега-клип, в котором живое 3D-изображение реальнее киношно-очкового, а звук оставляет привычное долби где-то в каменном веке. Размер здесь имеет принципиальное значение. Экран, который в 2-3 раза превосходит экран самого большого кинотеатра в городе и в 8-10 раз экраны карликов мультиплексов, можно было соорудить только во Дворце спорта. И этот масштаб изображения стоил того.
 
Рок всегда был манифестом несогласия. Он в силу своей природы никогда не мог смириться с несправедливостью и фальшью. Разница была только в поэтике и интонации протеста. И там, где мало, что можно было изменить, поэты и музыканты воспевали тоску и печаль. "И я гляжу на это дело в древнерусской тоске", пел Гребенщиков, на что Шевчук отвечал вселенским обобщением на фоне плывущего по небу гигантского космонавта: "В душе тоска, вокруг Китай...".
 
Интересно, насколько отличается отношение двух рок-пророков к нашему ближайшему соседу. Для Шевчука Китай - симптом глобального присутствия, тотальная вещевая экспансия, которую он констатирует со сдержанной иронией. В свою очередь Б.Г. с пиететом внемлет китайской метафизике и идеям Лао Цзы ("прочел "Дао Дэ Цзын" и понял - Попал!"), и поэтому он с нескрываемым восторгом выходит "плясать в туман над Янцзы". 
 
По характеру зрелища и протестного послания новая программа "ДДТ" очень близка концертному представлению "Стена" британской группы "Пинк Флойд". Тот же обличительный пафос лицемерия и лжи, то же отчаянное желание пробить стену непонимания, одиночества и жестокости. На огромном экране "Иначе" тоже фигурирует стена и стекло, которые надо разрушить. И что видит юный герой, вырвавшийся из плена на берегу Невы? Потрясающий кадр: старушка, идущая по воде со смирением и святостью на лице…
 
Шевчук уже давно измучен "правдой в глазах государственных шлюх" и баснословным елеем тех, кто "льет густой позитив на тарелки унылых надежд". И поэтому в пику пошлым штампам "Русского радио" ("Все будет хорошо") он вселяет веру и надежду в то, что "завтра все будет иначе". При этом Юрий Юлианович прекрасно видит и осознает, что свободу (и прежде всего внутреннюю) очень легко перепутать с волей, и что путь от рабской психологии быдла к осознанию себя человеком и личностью, а именно к этому Шевчук взывал на концерте, ой как не прост. И, возможно, в осознании этой сложности и почти обреченности своей рок-миссии состоит, по большому счету, драма поэта и музыканта Юрия Шевчука.
 
Особый колорит на выступлениях "Аквариума" и "ДДТ" состоял в использовании и Гребенщиковым, и Шевчуком своих музыкальных альтер эго. У Гребенщикова это феноменальный флейтист Брайан Финнеган, у Шевчука - вокалистка Алена Романова. Без этих очаровательных скинхэдов каждый из рок-концертов как минимум на треть потерял бы свое очарование.
 
Притягательность рока в его драйве. На пару часов он превращает слушателей в энергетических вампиров, обеспечивая им заряд оптимизма. Гребенщиков исполнил на бис "Рок-н-ролл мертв, а я ещё нет", Шевчук же успокоил всех в самом животрепещущем на сегодняшний день вопросе: будет ли конца света? Конец света происходит "в отдельно взятой башке", сказал он,  вот идешь по улице, а навстречу тебе "мрачный конец света", обходи его стороной и все. Проще и убедительней не скажешь.
Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 514.98  course up  584.15  course up  6.22  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 29
Астана 24
Актау 12
Актобе 7
Атырау 12
Б
Балхаш 29
Ж
Жезказган 22
К
Караганда 23
Кокшетау 17
Костанай 33
Кызылорда 25
П
Павлодар 17
Петропавловск 26
С
Семей 31
Т
Талдыкорган 35
Тараз 34
Туркестан 4
У
Уральск 27
Усть-Каменогорск 34
Ш
Шымкент 24

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer