В колыбели Плеяд

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Помню, что с раннего детства проявлял интерес к звездам. Я завороженно читал древнегреческие мифы и легенды, мечтал о телескопе, корпел над моделями космических аппаратов и рисовал луноходы как умел. И я благодарен родителям за то, что интерес мой вовремя разглядели и поддержали, записав еще классе в третьем на кружок астрономии "Плеяды" (Уркер по-казахски) при республиканском Дворце школьников. Название действительно символично - так именуется звездное скопление в Тельце, в котором рождаются молодые и горячие голубые звезды. Многие из вас видели его в ясную ночь в виде маленького подобия ковша Большой Медведицы, а также на логотипе концерна "Субару". После уроков я мотался туда из своего горного поселка с двумя пересадками и пропадал там до самого вечера. Иногда я намеренно приезжал пораньше, чтобы порубиться в игровые автоматы по 15 копеек, либо же как одержимый сидел в сонливо тихой библиотеке и аккуратно выписывал в свою тетрадь каталоги звезд и созвездий с их собственными именами, данными координат, светимости, спектрального класса - я почему-то хотел знать их все и иметь всегда под рукой. Шесть лет, проведенных в этой замечательной "колыбели", навсегда изменили меня. Обогатили духовно, укрепили интеллектуально и подготовили ко вступлению в такую непростую и куда более прозаичную взрослую жизнь. И вообще, если я и обязан чему-то своими чертами характера, так это счастливому детству, в котором было место всему и сразу - и горным походам по самостоятельно составленным картам, и труду до седьмого пота в огороде, чтобы получить возможность погонять в футбол или поиграть в компьютер на собственноручно написанных языком Бейсик играх. Было место и для книг ночами напролет, для волнующих выступлений на детских научных конференциях, для гонок на велосипеде и дворовых драк, для первых аккордов на гитаре и эйфории портвейных вечеринок у костра. Не претендуя на "мемуарность" этих фрагментов, тем не менее считаю своим долгом попытаться свести их в мозаику, сделавшую из меня того, кем я являюсь. Хотя бы из педагогических соображений, поскольку нынешнее детство мне кажется унылым и пресным. Мне бы очень хотелось передать нашим с вами детям эстафету жажды познаний, поисков неведомого, торжества азарта и задора, наивной веры в светлое и вечное. И дай Бог им жить еще лучше, еще интереснее и веселее в этом новом мире.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Помню, что с раннего детства проявлял интерес к звездам. Я завороженно читал древнегреческие мифы и легенды, мечтал о телескопе, корпел над моделями космических аппаратов и рисовал луноходы как умел. И я благодарен родителям за то, что интерес мой вовремя разглядели и поддержали, записав еще классе в третьем на кружок астрономии "Плеяды" (Уркер по-казахски) при республиканском Дворце школьников. Название действительно символично - так именуется звездное скопление в Тельце, в котором рождаются молодые и горячие голубые звезды. Многие из вас видели его в ясную ночь в виде маленького подобия ковша Большой Медведицы, а также на логотипе концерна "Субару". После уроков я мотался туда из своего горного поселка с двумя пересадками и пропадал там до самого вечера. Иногда я намеренно приезжал пораньше, чтобы порубиться в игровые автоматы по 15 копеек, либо же как одержимый сидел в сонливо тихой библиотеке и аккуратно выписывал в свою тетрадь каталоги звезд и созвездий с их собственными именами, данными координат, светимости, спектрального класса - я почему-то хотел знать их все и иметь всегда под рукой. Шесть лет, проведенных в этой замечательной "колыбели", навсегда изменили меня. Обогатили духовно, укрепили интеллектуально и подготовили ко вступлению в такую непростую и куда более прозаичную взрослую жизнь. И вообще, если я и обязан чему-то своими чертами характера, так это счастливому детству, в котором было место всему и сразу - и горным походам по самостоятельно составленным картам, и труду до седьмого пота в огороде, чтобы получить возможность погонять в футбол или поиграть в компьютер на собственноручно написанных языком Бейсик играх. Было место и для книг ночами напролет, для волнующих выступлений на детских научных конференциях, для гонок на велосипеде и дворовых драк, для первых аккордов на гитаре и эйфории портвейных вечеринок у костра. Не претендуя на "мемуарность" этих фрагментов, тем не менее считаю своим долгом попытаться свести их в мозаику, сделавшую из меня того, кем я являюсь. Хотя бы из педагогических соображений, поскольку нынешнее детство мне кажется унылым и пресным. Мне бы очень хотелось передать нашим с вами детям эстафету жажды познаний, поисков неведомого, торжества азарта и задора, наивной веры в светлое и вечное. И дай Бог им жить еще лучше, еще интереснее и веселее в этом новом мире.

Для начала я должен описать нашего замечательного преподавателя - Веру Ивановну Загайнову. Я как сейчас помню первый урок и знакомство с ней. Мне, простому мальчишке из горного поселка, все эти городские ребята с их не всегда понятной речью и манерами казались какими-то инопланетянами. Я был сконфужен, подавлен и хотел было попросить маму забрать меня домой, к войнушкам, блиндажам на деревьях, картошке в золе и другим понятным вещам, еще до начала урока. Но стоило Вере Ивановне заговорить о том, как устроен небосвод, как открывались греками и арабами первые светила, каким образом находить Полярную звезду и как работает бурлящий котел Солнца - как я тут же забыл о всех тревогах и с головой погрузился в новый мир. В мир астрономии. С того момента я с неподдельным изумлением внимал каждому ее слову. Делал домашние задания, заучив карту неба северного полушария, а попутно и южного, с незримыми нашему полушарию крестом, индейцем, секстантом и двумя Магеллановыми облаками. Вера Ивановна говорила с нами чутко и доверчиво, с присущим ей умилительным говором - буква "р" ей давалась с трудом. Она хлопотала с нами как с родными, терпеливо объясняя, что плохо, а что хорошо, и каким человеком надо стать в жизни. Хорошим ориентиром в этом отношении нам служили ее две дочери - статная, загадочная Надежда из старшей группы (у нее еще была симпатичная, вся в аккуратных веснушках подруга Таисия, одно только имя которой сводило некоторых из нас с ума), и кудрявая, не по годам смышленая и воспитанная в лучших манерах малышка Настя. Другим примером, потрясшим нас всех до глубины души, стал героический образ ее мужа и соратника, сооснователя кружка и первого казахстанского воздухоплавателя Виктора Загайнова. Он погиб на ее глазах, в самый разгар международных соревнований на воздушных шарах. Его баллон был пробит гондолой неосмотрительного соседа, и при падении он сделал все возможное для спасения находившейся в корзине дочери друга, взяв ее на руки и приняв весь удар на себя. Эта трагедия вошла в современную историю авиации как образец силы духа и мужественности.

А еще она показывала нам научные и фантастические диафильмы, читая вслух. Это был всего лишь набор фотослайдов, проецируемых на бледный экран стены, но по остроте впечатлений это превосходило все мыслимые и немыслимые спецэффекты сегодняшних дней - мы мысленно переносились туда, и будто сами преследовали съехавшего с катушек исследовательского робота ("Охота на Сэтавра" С. Лема), оказывались на поверхности Марса или открывали вместе с древними греками тайны богов Олимпа. Иногда она водила нас в Планетарий. Это такая темная-претемная комната, где у нас буквально съезжала крыша. Точнее, она кружилась у нас над головой звездным хороводом под чарующую музыку Баха и гипнотизирующий голос непостижимого мистика Миши Карелина (чуть позже он отправлял нас прямо оттуда в астральные путешествия - до сих пор мороз по коже, как вспомню), который в полной темноте доносился будто отовсюду, повествуя о прошлом и будущем, о немыслимых вселенских далях и о нашем мизерном масштабе во времени и пространстве. Выходили мы оттуда, щуря глаза при нестерпимом свете дня, совершенно пьяные новыми глубинами и уже безнадежно иными. Цитаделью же нашего храма был главный телескоп в высокой раздвижной башне, знакомой каждому алматинцу как минимум снаружи. Лифт на нее находился за жутко загадочными дверями из рельефного стекла, не работал уже много лет кряду, и потому каждое посещение этой святыни сопровождалось таинственным ритуалом восхождения по темной спиральной лестнице, крутизной и количеством ступеней, пожалуй, не уступающей медеускому каскаду. Шаги и голоса впереди идущих раздавались гулким эхом, напрочь лишая чувства расстояния и ориентации. Едва дыша, мы вываливались на свежий ветер балкона и, ты посмотри! - перед нами расстилался во всей красе переливающийся огнями ночной город с высоты птичьего полета, если только птицы летают ночью. Впереди - ленты проспектов Абая, Сатпаева и Аль-Фараби. Позади, вне пределов видимости, ощущается Коктобе со спящими вагончиками фуникулеров. А где-то высоко слева, под голубоватыми силуэтами гор, спят мои деревенские друзья и родители. Последний пролет вертикальной, почти отвесной стальной лестницы, и мы оказываемся в капсуле купола. Тут холодно и завывает ветер. Створки с торжественным грохотом раздвигаются, и неожиданным толчком башня начинает вращаться, наводя могучее око телескопа на цель.

В такой атмосфере теплоты, наставничества и непрестанного восторга я начал постепенно сближаться с одногруппниками, которые оказались вовсе неплохими и очень интересными ребятами. Именно такими, которых мне не хватало для того, чтобы поделиться самыми смелыми фантазиями. Они, как и я, начитались Азимова с Брэдбери, и тоже бредили космосом. Особенно мне запомнились два старшеклассника - Иван Мариненко и Максим Зимулин. Они стали настоящим откровением для меня. Их загадочная речь с редкими словами на английском, закадычная дружба без обиняков и подвохов, неслыханное по моим тогдашним меркам утонченное чувство юмора, увлеченность необычной музыкой и кельтской мифологией, вкупе с братским отношением ко мне, сделали их настоящими кумирами в моих глазах. Достаточно сказать, что уже тогда эти продвинутые во всех отношениях ребята дали мне почитать "пиратскую" версию "Властелина колец", в то время как все остальные о нем и не слыхивали. Не знаю, знакомо ли вам то детское чувство, когда тебе вдруг становится тесно среди сверстников, ты слепо ищешь отклика во взрослом окружении и, наконец, находишь его. Я испытывал его в отношении некоторых книжных героев, друзей отца и некоторых загадочных жителей нашего поселка. Точно такое же чувство меня связало и с ними. По сей день не знаю, была ли эта привязанность взаимной, но Макс как-то невзначай обронил в отношении меня: "А парнишка-то смышленый, далеко пойдет!". Насыщенное прочими удивительными знакомствами и событиями время шло, и вскоре наша младшая группа освоилась до того, что была допущена в святая святых кружка - преподавательскую каморку за кабинетом. Там всегда царил неописуемый творческий бардак: всюду валялись полевые палатки и спальники, дневники наблюдений перемежались со звездными картами, шумел холодильник и крепко пахло проявителем с гидропиритным фиксатором - старшекурсники занимались астрофотографией (к слову сказать, в современной астрономии уже давно никто не наблюдает в окуляр телескопа - все делается на фотопластинках и электронных матрицах). Руководил этим царством верный помощник нашей учительницы Роман, флегматичный детина в неизменном синем халате с кислотными разводами. Чем-то он смахивал на мексиканца. Наверное, усиками с темной бородкой, а может, и своеобразным говором с хрипотцой. Как бы то ни было - он был единственной управой на нашу малолетнюю ораву. И когда настала пора первых ночных наблюдений, только он мог навести порядок в этом кавардаке из хохочущих спальников посреди парт. Делал он это с помощью излюбленной угрозы - запустить тяжеленный армейский ботинок в первый же подавший признаки жизни угол комнаты в те часы, когда объявлен отбой. Поскольку угомониться не мог никто и никогда, доставалось всем и поровну, ибо угрозы свои он методично и незамедлительно приводил в исполнение. Ах, ночные наблюдения, или "ночевки". Сколько сладких, незабываемых моментов вы нам подарили! И дело даже не в лунных затмениях, метеорах и кометах - нас, балбесов, они интересовали в последнюю очередь. Дело в том, что в эти теплые и ясные ночи, когда старшеклассники на крыше Дворца приникали к телескопам с блокнотами в одной руке и красными фонариками в другой, мы полностью отдавались бесконтрольному, всепоглощающему баловству. Что только не вытворяли мы в бесконечных темных лабиринтах этого ночного царства, безраздельно принадлежавшего только нам. Подобно маленьким бесятам, мы прятались и пугали друг друга жуткими воплями в коридорах бесчисленных неосвещенных этажей. Носились по ним с фонариками, поскальзываясь на отполированных дневными посетителями мраморных плитах. С щемящим под ложечкой чувством первопроходцев мы исследовали потайные комнаты, оказавшиеся вдруг незакрытыми. Взбирались по головокружительным лестницам, прижимались к карнизам и перепрыгивали с крышу на крышу при свете красной луны в фазе затмения. Мы спускались с чердака по массивным бархатным портьерам (!) в большой актовый зал, где выводили душераздирающие диссонансы на рояле, по всей видимости, доводя ночного вахтера до предынфарктного состояния. Ведь когда он все-таки отваживался заглянуть туда, нас уже там не было. К нашей радости, на втором году обучения к нам присоединились такие же малолетние проказники из кружка телескопостроения, созданного добродушным, ныне покойным дядечкой Барбанаковым. Точнее, проказниками этих в целом прилежных и светлых ребят сделали мы, научив соответствующим "манерам" на правах бывалых уже знатоков изнанки ночной жизни. А дурной пример в этом возрасте, как известно, предельно заразителен.

Неизвестно, чем бы закончилось все это безобразие - жертвами ли или пожаром, если бы однажды в нашей жизни не появилась другая помощница нашего Учителя - Лариса Юрьевна Шебаршина. Будучи выходцем одного из первых потоков нашего же кружка, она работала преподавателем информатики в соседнем кабинете. И именно властью, данною ей, наши ночные наблюдения превратились в самые первые в городе сеансы компьютерных игр. Да еще каких! Класс был оборудован ничем иным как КУВТ (комплект учебной вычислительной техники) MSX от фирмы Yamaha на самой первой MS-DOS, c настоящими клавиатурами, флоппи-дисководами, монохромными дисплеями (и даже VGA-шным на центральном компе), и потрясающим FM-синтезатором звука, лет через десять заложившим основу звуковых карт SoundBlaster. Не забывайте, что это был конец 80-х, и самой доступной игрой был числовой морской бой на калькуляторе Электроника, или ловля яиц в корзинку волком из "Ну, погоди!". Это был настоящий вынос нашего неокрепшего, жадного до информации мозга. Молясь на плохую погоду для наблюдений, мы проводили там ночи до утра, рубясь в ниндзя, командос, еггеры, индианс и пасхи - игры с потрясающей по тем временам графикой и звуком на .сom расширении. Вера Ивановна и Лариса Юрьевна уже ничего не могли поделать. Им оставалось только смириться, ибо нас уже было не оттащить и за уши от этих чудо-машин. С того момента я понял, что хочу изучать программирование. И я записался на дополнительный кружок, жертвуя всем оставшимся свободным временем (ведь были еще и каратэ, и горнолыжка "Динамо", да и школу никто не отменял) и обрекая себя на очередные две пересадки после школы и обратно. Но тому была еще одна причина. Я уже повзрослел и начал испытывать симпатию к противоположному полу. Лариса Юрьевна была юной, красивой и умной. Она носила модное тогда каре и обладала незаурядным чувством юмора. В ее руках были сказочные богатства компьютерного класса. Она за считанные минуты могла отправить очередную игру по локалке со своего царского трона, если ее душе было угодно, или же выгнать нас в шею, если мы все ее основательно разозлим. Она тянула нас как магнит. Говорят, девочки склонны влюбляться в преподавателей. Так вот, и мальчишки не исключение. Это было чистое, хорошее чувство на грани преклонения и восхищения. Я оказался способным учеником, и вскоре смог писать Бейсиком первые художественные рисунки, текстовые интерактивы и даже игры на "спрайтах". Дослужился я в итоге до того, что на очередных "ночевках" легко заменял Ларису и заправски раздавал игры, небрежно жонглируя дискетами. Конечно же, заставляя однокашников основательно меня поупрашивать перед этим. Сам же я гонял игрульки на большущем цветном дисплее, в самых настоящих наушниках со звуком. Стоит ли говорить, что это было моментом триумфа для пацана моего возраста?

Время шло, и уже в средних классах детские шалости сменились осознанием серьезности нашего дела, поиском своего научного призвания. И здесь опять как нельзя кстати пришлась интуиция Учителя. Она смогла разглядеть наш индивидуальный потенциал и наиболее способных стала готовить к юношеским научным конференциям (для нас тогда было целое молодежное ответвление Академии Наук) и международным олимпиадам. Помощь ее отнюдь не ограничивалась методическим руководством - она брала на себя титанический труд перепечатывать наши рукописные каракули на измученной многими поколениями печатной машинке "Ятрань" (эдакий советский "Ундервуд"), иногда привлекая к этому и своих дочерей. Мне досталась тематика Солнца. К тому времени у меня уже был свой домашний телескоп "Мицар", и я засел за так называемую "службу солнца". День за днем, на протяжении трех лет (часто через не хочу), я исправно делал зарисовки планет, лунных кратеров и солнечных пятен, проецируемых на специальный бумажный экран (прямое наблюдение солнца опасно - темный светофильтр лопается от перегрева через минуту-другую). Каждый месяц я сводил в журнал полученные данные и подсчитывал число Вольфа, характеризующее солнечную активность. С опытом пришло интуитивное понимание его цикличности. Так, провожая очередную группу пятен за солнечный горизонт, я уже примерно знал, как она будет выглядеть, когда выйдет вновь через 25 дней, составляющих период обращения поверхности нашей звезды. Сравнив данные за предшествующие одиннадцатилетние циклы, я мог примерно представить его активность на много лет вперед. Я научился за один взгляд почти физически ощущать напряжение его магнитного поля, задолго до эпохи Интернета предсказывая вероятность вспышек и корональных выбросов. Одним словом, эта полумистическая, методичная "служба" сделала меня настоящим солнцепоклонником, раз и навсегда изменив обывательское к нему отношение на куда более близкое и теплое. Раз в год я докладывал результаты своих работ на юношеском симпозиуме, в торжественной обстановке большого зала Академки (что по Курмангазы), неизменно получая дипломы первой степени. Это был очень важный для нас опыт выступлений перед аудиторией, очень пригодившийся в последующем. Пришлось научиться пересиливать мандраж и делать все профессионально, по-взрослому. Параллельно я поступил в заочную Одесскую астрономическую школу. Решая задания по почте, мне удалось достойно представить наш кружок и себя. Вплоть до того, что замаячила реальная перспектива уехать учиться туда по гранту.

И кто знает, может, не за горами была уже и самая настоящая научная карьера, но тут нагрянули трудные постперестроечные времена. Всеобщий упадок начал ощущаться во всем - в настроении людей, в унизительном дефиците и галопирующей инфляции, в культуре и уж тем более науке - стране попросту стало не до нее. Моим простым во всех отношениях, интеллигентным родителям тоже приходилось несладко. Пришлось впервые всерьез задуматься о дальнейшем пути. И я совершил непростительное предательство - пошел на поводу общественного престижа и перевелся в "экспериментальную школу предпринимателей" с экономическим уклоном, тем самым определив свой выбор. К тому же, наша Вера Ивановна к тому моменту была заслуженно назначена заведующей отделом научной работы всего РДШ, и нам пришлось перейти в другой кружок, с другими людьми и другими традициями - "Антарес". Руководила им замечательная женщина - Ада Хафизовна Маматказина, ныне покойная. И хотя этот период также подарил нам много новых светлых переживаний и незабываемых знакомств (о моих духовных подругах на века - Нике Нагорной и Аннушке Жовтис - я просто обязан буду написать отдельно, причем в высокохудожественном жанре :D!), череду веселых наблюдений и дружных походов в горы с загадочным аскетом Димой Ананьевым, потрясающим эрудитом Сергазы Нарыновым и популярным уже тогда музыкантом и юмористом Сашей Цоем (это он заразил меня вирусом музыки, за что ему вечное спасибо), интерес к предмету начал постепенно угасать, неотвратимо уступая проблемам затянувшегося благодаря опеке наших наставников переходного возраста. Вступив на путь гуманитария, я быстро освоился в новых, по большей части иллюзорных понятиях, неплохо закончил школу, поступил на престижный казгушный экономфак и вскоре совсем утратил связь со "звездным" прошлым. Но чувство бесконечной благодарности и теплоты к своим былым учителям и друзьям я не терял никогда. Да и названия звезд, образы туманностей и галактик, формулы и мнемонические правила (от всем известного Каждый Охотник Желает Знать... до непостижимого Один Белый Африканец Финики Жевал Как Морковь диаграммы Г-Р), и по сей день всплывают в голове сами собой при виде ночного неба, порой совершенно некстати.

Вот и сейчас я во многом обязан своим подходящим к концу пребыванием в Кремниевой долине этой большой детской мечте о далеких и близких солнцах. Именно она помогла мне прийти к идее новаторского технологического проекта, который, как мне хочется верить, способен принести пользу стране. На этой оптимистичной ноте я завершаю этот неожиданно многословный сюжет.

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 513.5  course up  583.17  course up  6.22  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 19
Астана 16
Актау 10
Актобе 1
Атырау 5
Б
Балхаш 15
Ж
Жезказган 14
К
Караганда 10
Кокшетау 5
Костанай 21
Кызылорда 18
П
Павлодар 11
Петропавловск 16
С
Семей 21
Т
Талдыкорган 22
Тараз 25
Туркестан 0
У
Уральск 16
Усть-Каменогорск 24
Ш
Шымкент 16

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer