СКАЧИВАЙТЕ НОВОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ TENGRINEWS
03 марта 2021 | 14:00

Телефонные мошенники в Казахстане: как отличить сотрудника банка от преступника

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

В Казахстане вновь участились атаки мошенников на счета клиентов банков. Злоумышленники звонят людям, представляются сотрудниками службы безопасности и пытаются обманом выманить деньги у пользователей. К сожалению, многие уже пострадали от действий аферистов.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

В Казахстане вновь участились атаки мошенников на счета клиентов банков. Злоумышленники звонят людям, представляются сотрудниками службы безопасности и пытаются обманом выманить деньги у пользователей. К сожалению, многие уже пострадали от действий аферистов.

Но как отличить сотрудника банка от мошенника?

Как ведёт себя сотрудник банка:

  • Спрашивает, сами ли вы совершаете операцию. Ответьте: да или нет.

Как ведёт себя мошенник:

  • Пугает, что у вас хотят украсть деньги
  • Просит назвать коды из СМС
  • Просит сменить пароль
  • Просит перевести деньги на чужую карту или электронный кошелек
  • Просит оформить кредит
  • Просит снять кредит в банкомате и положить деньги на свою карту
  • Говорит, что деньги надо "застраховать", перевести "страховому агенту" или на "страховую ячейку"
  • Просит установить какое-то приложение на телефон
  • Просит указать еще какие-то данные или совершить какие-то действия
  • Просит не звонить в банк, потому что в банке работают мошенники
  • Просит сказать, что вы сами совершаете операцию, если вам позвонят из банка и спросят
  • Перезванивает, переключает якобы на другие отделы, держит в напряжении

Вот лишь несколько типичных историй, как мошенники обманывают людей (это реальные истории клиентов казахстанских банков, имена по понятным причинам изменены).

Айгерим, клиент банка:

"Я была на работе. Мне позвонил какой-то мужчина, сказал, что он сотрудник службы безопасности банка:
- Вы сейчас оформляете кредит на 1 млн тенге?
- Нет.
- Значит, это мошенники. Надо сменить пароль. Зайдите в свое приложение и нажмите "Забыли пароль". Теперь введите код из СМС. Ввели?
- Да. Запрашивают дату рождения.
- Пишите дату. Теперь надо пройти фотоверификацию. Прошли? Отлично!
- Создать новый пароль?
- Да, вот такой: ХХХ123. Пожалуйста, пока не заходите в приложение под новым паролем.
- Хорошо.
- Сейчас вам придет СМС с кодом. Назовите его.
- 1234.
- Мошенники успели от вашего имени подать заявку на кредит! Чтобы они не получили деньги, мы должны оформить другую заявку. Отправили еще СМС. Назовите код.
- 4321.
- Заявка одобрена. Вы должны пойти к банкомату, снять 1 млн и положить на свою карту.
- Да, конечно! Спасибо!

Я сделала все, как мне сказали. Потом увидела, что у меня сняли все деньги с депозита и с текущего счета. И самое ужасное, что на мне теперь кредит – 1 миллион тенге. Оказалось, что это были мошенники".

Мошенник знал телефон Айгерим, но не знал пароль. Сейчас не так просто сменить пароль в банковском приложении. Надо не только ввести код из СМС, а еще и указать дату рождения, пройти фотоверификацию. Однако мошенник смог убедить девушку сделать это и сам продиктовал ей новый пароль.
Получив доступ к личному кабинету Айгерим, он тут же попытался перевести себе все ее деньги. Банк прислал клиентке СМС с секретным кодом – для подтверждения перевода. Айгерим назвала код мошеннику и осталась без денег.
Потом мошенник от ее имени подал заявку на кредит. Банк снова отправил Айгерим СМС с кодом. Она снова сообщила его мошеннику. Заявку одобрили. Но деньги по кредиту могла снять только сама Айгерим, ведь банкомат "узнает" каждого клиента в лицо! Поэтому мошенник заставил девушку снять деньги и положить на карточку. Имея доступ к ее личному кабинету, он легко смог украсть их.

- Комментарий службы безопасности банка

Ключевые ошибки Айгерим:

  • Сменила пароль в своем личном кабинете, следуя указаниям мошенника
  • Несколько раз сказала мошеннику 4-значный код, который банк присылал для подтверждения
  • Сама прошла фотоверификацию в банкомате, чтобы переложить деньги на счет, к которому она ранее дала мошеннику доступ

Сая, клиент банка:

"Я только родила, все время с ребенком, самой даже поесть некогда. И вдруг звонят:
- Это из банка. Мы видим, что по вашей карте кто-то совершает подозрительные операции.
- А что мне теперь делать?
- Надо срочно перевести деньги нашему страховому агенту. Вот на этот счет. Ваши деньги будут в безопасности в специальной страховой ячейке.
- Да? Ну ладно!
- Имейте в виду, мы выяснили, что мошенники – это тоже наши сотрудники. Сейчас они позвонят вам и будут спрашивать, сами ли вы меняете пароль и снимаете деньги? Скажите, что сами!
Всё было, как они предупредили. Мне позвонили, тоже сказали, из банка. Спросили, сама ли я перевожу деньги. Я сказала "да-да, сама". Потом у меня все деньги пропали. Я в шоке просто".

Нет никаких "зеркальных счетов" или "страховых ячеек". Настоящие сотрудники банка никогда не просят клиента куда-то перевести деньги для того, чтобы их обезопасить.
У нас действительно есть система, которая отслеживает подозрительные операции. Например, если человек сменил пароль и сразу снимает все деньги с депозита, это может быть подозрительно. Поэтому мы звоним клиенту и уточняем, действительно ли он сам это делает. Мошенники знают об этом и предупреждают: "Если вас спросят, скажите, что сами". Люди отвечают нам, что все в порядке, а потом теряют деньги. Если бы все знали, как просто отличить сотрудника банка от мошенника, такого бы не было.

- комментарий службы безопасности банка

Ключевые ошибки Саи:

  • Перевела деньги на чужой счет, якобы страховому агенту
  • Сказала сотруднику банка, что сама добровольно совершила эту операцию

Зинаида Андреевна, клиент банка:

"Мне позвонили из службы безопасности банка:
- Зинаида Андреевна?
- Да.
- Это из банка вас беспокоят. Мы видим, что-кто пытается с вашей карточки снять деньги. Вам сейчас надо скачать из интернета дополнительное приложение для безопасности ваших денег.
- Ой, я не умею. Не знаю, где там что скачивать. Сейчас дочку попрошу.
- Да, надо обязательно! Получилось? Все отлично, теперь можете не переживать.
- Спасибо вам большое! Там же вся моя пенсия, вы нас просто спасли!

Потом смотрю, у меня деньги пропадают с карточки. Я позвонила в банк. Они проверили, говорят, у вас все в порядке, вы сами со своего телефона все операции делаете. Ну как так!? Потом разобрались, оказывается, то самое приложение в моем телефоне что хотело, то и делало".

Мы сначала не могли понять, в чем дело. Видим, что клиентка устройство не меняла, пароль прежний, все коды подтверждения вводила сама. Пригласили бабушку к нам, проверили телефон. Обнаружили вредоносное приложение, которое давало третьим лицам полный доступ к устройству. Они могли отправлять и получать сообщения, использовать мобильный банкинг. Поэтому они быстро сняли со счета клиентки все деньги и оформили кредит от ее имени.

- комментарий службы безопасности банка

Ключевая ошибка Зинаиды Андреевны:

  • По требованию мошенников скачала мобильное приложение

Находясь в спокойной обстановке и читая статью, каждый из нас думает: ну уж со мной такого точно не случится, я же все это понимаю. Но в реальности, когда раздается звонок мошенника, оказывается, что у нас на руках плачущий ребенок или мы бежим за уходящим автобусом или пьем таблетки от давления или делаем что-то еще, что не дает нам спокойно разобраться в ситуации. Мошенники пугают, торопят, говорят, что вот сию секунду надо сделать то и это. И мы поддаемся. А потом удивляемся, как это могло произойти с нами.

Обидно осознавать, что мы сами своими руками отдали честно заработанные деньги мошенникам. Поэтому мы склонны обвинять банки в том, что случилось. Чаще всего люди спрашивают, откуда у мошенников их номера телефонов, и подозревают в мошенничестве сотрудников банков. В действительности базы телефонных номеров найти в интернете несложно. Кроме того, пользователи нередко сами оставляют на сайтах объявлений и в соцсетях контакты и информацию о себе.

Кажется, что электронные деньги, которые мошенники вывели на свои счета, легко отследить и вернуть. В действительности мошенники обычно находятся за границей. Через подставных лиц они сразу переводят украденные деньги на зарубежные счета и обналичивают. Поэтому возврат этих средств весьма затруднителен.

Мошенники имитируют манеру разговора сотрудников кол-центров или службы безопасности. Говорят хорошо, четко, грамотно, просто по голосу распознать их невозможно. Но защитить себя от них очень и очень просто. Нужно просто запомнить:

Если у вас по телефону запрашивают информацию или предлагают совершить какие-то действия, просто положите трубку. Хотите удостовериться, что все в порядке? Позвоните в кол-центр банка самостоятельно.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 525.1  course up  547.74  course up  4.84  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer