ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
02 сентября 2020 | 09:40

Архивы Алма-Аты. Как выглядели и какими стали легендарные школы

ПОДЕЛИТЬСЯ

Начальная школа XX века. Фото: Музей Алматы Начальная школа XX века. Фото: Музей Алматы

На сегодняшний день в Алматы насчитывается больше двухсот школ, хотя еще в XIX веке их было всего двадцать. Часть из них до сих пор сохранилась и принимает год за годом своих учеников. Эти старенькие, порой неприметные двух- и трехэтажные здания с колоннами особенно близки жителям былой Алма-Аты. На смену им в советское время пришли другие, более просторные и вместительные помещения, которые, впрочем, тоже обладают своим шармом.


Иконка комментария блок соц сети

На сегодняшний день в Алматы насчитывается больше двухсот школ, хотя еще в XIX веке их было всего двадцать. Часть из них до сих пор сохранилась и принимает год за годом своих учеников. Эти старенькие, порой неприметные двух- и трехэтажные здания с колоннами особенно близки жителям былой Алма-Аты. На смену им в советское время пришли другие, более просторные и вместительные помещения, которые, впрочем, тоже обладают своим шармом.

В начале нового учебного года Tengrinews.kz вместе с историками вспоминает, какими были первые учебные заведения города, показывает, как они менялись, и рассказывает, что стало с ними сейчас.

Школы

Журналист и краевед Андрей Свиридов говорит, что в городе Верном в XIX веке было четыре значимых учебных заведения: мужская и женская гимназии, а также мужское и женское городские училища. А начальное образование в те времена получали в церковно-приходских школах и в медресе при мечетях.

"Две гимназии занимали один гимназический квартал в центре города. Причем улица так и называлась - Гимназическая (нынешнее название Толе би - прим. автора). Она была второй по важности в городе.

Есть единственная книга писателя Дмитрия Снегина, где упоминалась это заведение - роман об Оразе Жандосове. В нем рассказывается о школьных годах писателя. Сейчас это КазНПУ имени Абая. В другом бывшем здании гимназии сейчас расположен Казахско-французский университет.

Было еще одно здание мужской гимназии, но его снесли где-то в 70-е годы. Также сохранился пансион гимназии, это нынешнее здание библиотеки имени Бегалина. Раньше там было общежитие для учеников из других уездов Семиреченской области", - рассказал Андрей Свиридов.

Краевед также выделил легендарные школы Алматы предвоенной постройки. По словам специалиста, все они имели колонны и классический декор тех времен.


Школа № 36. Главный фасад. Ныне Лингвистическая гимназия № 36 по улице Масанчи

"В 1937-1939 годах были построены сразу 10 школ. Многие даже думают, что они дореволюционной постройки. Половина из них двухэтажные, другие трехэтажные. Это школы под номерами 33, 35, 12. Одно время в городе было две 12-е школы - общеобразовательная и казахская, они стояли друг напротив друга на Калинина (ныне Кабанбай батыра - примечание автора)", - рассказал краевед.


Школа № 12

"Школы под номерами 28 и 56 – это главные правительственные школы для детей творческой интеллигенции школы с улицы Тулебаева. Их окончили многие знаменитые выпускники.

Также школы №№ 39, 15, 54, 41, 52, 36 - находятся в центре города. И на окраине были построены 55-я и 22-я школы. Обе открылись в 1939 году. На пересечении Гоголя и Сейфуллина трехэтажная школа № 15 тоже 1939 года", - добавил он.


Детский хор Казахской средней школы № 12. Алма-Ата, 1945 год

В начале XX века начали строить и школы повышенного типа для взрослых. Одно из таких строений до сих пор сохранилось в Алматы, отмечает Свиридин.

"В довоенные годы там учились люди разных возрастов. Здание находится на Гоголя, сейчас там  дом детского творчества. К нему сделали пристройку. Интересно, что директором школы в 1936-м был автор романа "Факультет ненужных вещей" Юрий Домбровский. Его первый арест в 1939 году был связан с этой школой. А после освобождения он устроился в Центральный музей, и по нему он написал роман", - рассказал историк.


Школа повышенного типа для взрослых

С 60-х годов сменился стандарт архитектуры школ. Краевед рассказал, что в этот период стали строить двухэтажные железобетонные здания.

"Такие школы можно встретить в микрорайонах, которые занимают огромную территорию. Есть еще 94-я школа, тоже выглядит как старинная, но она 1956 года. Это последний случай, когда строили под старину. В середине 1970-х годов старые трех- и двухэтажные школы стали считать тесными, и к ним добавили пятиэтажные пристройки.

А в начале 80-х в одном квартале сносили полностью весь частный сектор и строили школы-"мегаполисы", два здания "спинами" друг к другу. Яркий пример - 134-я и 135-я школы на Жарокова", - поведал специалист.


Здание средней школы № 28. Алма-Ата, 1947 год

Система образования

А вот историк Ануар Жуманов рассказал, как менялась система образования страны. По его словам, до Великой Отечественной войны по всему Советскому Союзу не хватало зданий для учебных заведений. Читать и писать детям приходилось буквально на улице. Безграмотность начали ликвидировать массово с 1917 года, когда к власти пришли большевики.

"Система образования в Российской империи была организована таким образом, что претендовать на него могли либо привилегированные слои общества, то есть дворяне, байская верхушка, либо чрезвычайно одаренные "простые" люди.

В 1935 году больше 90 процентов всех детей обучались в школах, в то время как за пять лет до этого аналогичный показатель едва превышал 40 процентов. Тем не менее, как видно на фото ниже с мальчиками у юрты, материально-техническая база оставалась на низком уровне как при царе, так и в первые десятилетия советской власти. Учителей, школьных помещений и учебников катастрофически не хватало. Преподавали в итоге чуть ли не на улице", - рассказал Жуманов.


Начальная школа. XX век.

По словам историка, все попытки народных просветителей и советской власти повысить уровень образования почти ничем не кончались: в СССР к началу ВОВ оно по-прежнему оставалось в плачевном состоянии. По некоторым данным, в 1939 году каждый пятый житель страны старше 10 лет не умел читать и писать.

"Большевики решали эту проблему путем создания специальных наркоматов (министерств) и ведомств. При наркомате народного просвещения КазАССР был создан академический центр, который возглавлял Байтурсынов. Сотрудники центра разрабатывали методические пособия, программы для проведения занятий. Помимо чисто теоретических изысканий, Наркомпрос принимал и практические меры для ликвидации неграмотности", - добавил Ануар Жуманов.


Казахская средняя школа № 18 для мальчиков. Алма-Ата, 1949 год.


Средняя школа № 30. Алма-Ата, 1950 год.

В послевоенные годы число школ стало расти быстрее. А советское образование стало одним из самых лучших по всему миру, считает Жуманов.

"В 1960-е в общеобразовательных школах стали вводить новые учебные пла­ны и программы. Их основной акцент был направлен на развитие науки, техники и культуры. Именно в эти времена были введены летняя трудовая практика, начальная военная подготовка, а также основы Советского государства и права", - рассказал историк.

6-й "В" класс средней школы № 15. Алма-Ата, 1951 год.

Обучение всегда вели только до 10-го класса, и только к концу 1980-годов ввели 11-летнее образование.

"Интересно, что День знаний начали праздновать только в 1984 году. Это праздник ввели Указом Президиума Верховного Совета СССР. Но обучение в школах всегда начиналось в сентябре", - рассказал эксперт.


Первоклассники средней школы № 95. Алма-Ата, 1958 год.


Школьники Алматы. 2000 год.

Материал подготовлен при поддержке Музея Алматы

Смотрите самые интересные видео в TikTok Tengrinews.kz! Подпишитесь прямо сейчас

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети