
До официального показа на него возлагали большие надежды. А после премьеры обрушились гнев и критика. Почему так случилось и что с ним сейчас?
До официального показа на него возлагали большие надежды. А после премьеры обрушились гнев и критика. Почему так случилось и что с ним сейчас?
Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже очень давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.
Южная столица. 22 октября 2015 года. Погода в тот день не заладилась, однако на оживление у выставочного комплекса "Атакент" это повлиять не смогло. На подступах к павильонам Auto Expo длинные очереди. Фойе загромождено инвентарем журналистов – повсюду штативы и камеры. Столь серьезный ажиотаж вызван официальной премьерой первого казахстанского электросуперкара, о презентации которого в рамках данного шоу было объявлено за полгода.
Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto
Но у многих посетителей, спешивших попасть в павильоны, легкое недоумение на лицах. Нет того, ради чего они пришли. Да, виден стенд первого быстроходного на электротяге. Ходят представители компании-разработчика. Автор проекта отвечает на вопросы журналистов. Но где же сам электромобиль?
Ответ один: ждите. Скоро будет.
Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto
Однако и во второй половине дня электрокар так и не занял свое место на выставке. Некоторые посетители с возмущениями стали расходиться. Часть журналистов покинула мероприятие, не став дожидаться заявленной премьеры. Напряжение с ситуации снимала только организация шоу - не считая откладывающейся премьеры, в остальном выставка получилась яркой. Было на что посмотреть, с кем поговорить, в чем посидеть и где поучаствовать. Но все же…
Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto
Я хорошо помню происходящее, ведь журнал QAZ-Auto впервые участвовал в шоу как информационный партнер, и все четыре дня я был у нашего стенда, который располагался в том же павильоне, что и электрокар. По этой причине мне довелось одному из первых увидеть своими глазами "первый казахстанский".
После завершения рабочего дня я задержался, убирая журналы и закрывая стенд. И вдруг персонал стал открывать ворота служебного входа…
Первое, что я почувствовал, подойдя к автомобилю, который закатывали вручную, – это резкий запах свежей краски. Признаюсь, после того как электросуперкар попал под освещение и появилась возможность его рассмотреть, я понял, что ожидал большего. Гораздо большего! Передо мною стоял электромобиль в том же состоянии "полуфабриката", в котором он тиражировался на снимках, сделанных шестью месяцами ранее.
Иными словами, с момента первой информации о проекте и до премьеры автомобиль совсем не изменился – как мне показалось тогда. Те же утопленные в арки колеса, чей размер явно меньше необходимого, какой-то мутный пластик, накрывающий головную оптику и задние фонари, голые "кресла-ковши" из стекловолокна, обтянутые пленкой. Разве что двери, они стали немного иной формы внизу. Что до белой эмали, которую, судя по всему, наносили в спешке (ее следы были даже на шинах) – то она абсолютно не улучшала ситуацию.
Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto
О том, что происходило на второй, третий и четвертый день выставки (в четверг, пятницу и субботу), рассказывать не буду. Сразу перейду к понедельнику следующей недели.
В тот день утром, сидя на планерке, из телевизора, транслирующего первый на неделе утренний новостной обзор, я наблюдал яркую волну колкостей, которые отпускались в сторону проекта и его создателей. И это было лишь началом. После премьеры журналисты и блогеры еще долго не могли успокоиться и не скупились на обидные фразы, когда речь заходила на эту тему. Видимо, не оправдавшееся ожидание, переплетенное с часами просиживания у пустого стенда, все-таки оставило свой негативный отпечаток.
Безусловно, как и большинство тех, кто был в те дни на выставке, я убежден: создателям свой проект в таком виде нельзя было показывать публике. Электросуперкар мог не передвигаться без посторонней помощи, или в нем могло не быть аккумуляторных батарей заявленной мощности.
Все это смогли бы простить, так как люди понимали, что проект сложный и существует череда технических преград, на преодоление которых требуется немало времени, сил и средств. Но простить шоукару непрезентабельную внешность на первой и главной презентации - это значительно сложнее. Люди идут на шоу за зрелищем, и это зрелище им нужно дать обязательно!
Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto
Конечно, вопрос к участникам проекта, почему автомобиль за такой приличный срок так и не преобразился, остается открытым. Как и этот: на что в реальности было потрачено все это время? Ведь некоторые ответы создателей на вопросы технической интеллигенции Казахстана, как я помню, вызывали у последних спорные ассоциации. Но все же более важный, с исторической точки зрения, вопрос лично у меня к принимающей стороне – а именно, к журналистам и людям, делавшим высказывания на этот счет.
Справедливо ли их отношение к авторам проекта и всем нам? К чему привели те гневные и оскорбительные отзывы? Может, после их извержений появился тот, кто решил сделать лучше? Конечно, нет! После такого "горячего приема" вряд ли кто-то из наших соотечественников отважится на нечто подобное в обозримом будущем.
А ведь нужно помнить: создатели автомобиля ни у кого не просили денег на свое детище (по крайней мере, мне повстречалась лишь информация о единовременной помощи от некой финансовой структуры, которая помогла с приобретением небольшой части электрооборудования). В остальном создавался проект, опираясь на собственные возможности автора, которые подкреплялись энтузиазмом остальных участников проекта.
Кстати, о финансовых вложениях: по разной информации, это от 30 до 50 миллионов тенге. Не исключаю, что суммы сильно завышены, но следует учитывать, что даже 15 или 25 миллионов тенге сегодня и такая же сумма 11 лет назад – это далеко не одно и то же.
При этом авторы "Первого" не претендовали на уникальность в мировом масштабе. Они лишь хотели создать электросуперкар, который бы остался в истории нашей страны как продукт, сделанный руками казахстанцев. Было бы от этого кому-то хуже? Уверен, что нет. А вот лучше - вполне могло! Успех одних обязательно подтолкнул бы других. И кто знает, что это дало бы в перспективе.
Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto
Примерно четыре года назад я связался с автором-вдохновителем проекта в надежде услышать от него новости о продолжении работ над электрокаром. Ответ был следующим: "пока не вижу в этом смысла". Немного позднее я узнал, что над проектом за прошедшее с премьеры время все-таки работали. Была предпринята попытка осовременить внешность, результат которой можно увидеть на фотографиях, датированных 2019 годом.
Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto
Узнал я и о том, что случилась беда, связанная с технической частью электрокара: одним человеком, участвовавшим в проекте, было "сожжено" крайне дорогостоящее оборудование электрокара. После чего этот человек просто взял и скрылся. К этому добавилось и то, что автор проекта из-за разногласий ушел из компании, в которой он работал и на производственных площадях которой доводкой автомобиля занимались после премьеры.
А в момент подготовки к выходу материала мне в крайний раз удалось связаться с автором. Вопрос был прежним. Однако ответ удивил гораздо сильнее. Если я верно понял: у него нет доступа к собственному изделию. Следовательно, заниматься им он не может.
Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto
Разбираться в том, почему так случилось, не вижу смысла. Важно другое. На последних фотографиях электросуперкара, что удалось раздобыть, зрелище предстает крайне печальное. Судя по снимкам, если в ближайшие год-два не будет предпринято каких-то шагов в созидательную сторону, то вскоре от "первого казахстанского" останутся смутные воспоминания. А это очень плохо.
Фотоколлаж: журнал QAZ-Auto
Можно по-разному относиться к проекту, но отрицать, что он часть нашей общей автомобильной истории – пусть и небольшая – вряд ли удастся.
Фото: журнал QAZ-Auto
А еще я уверен, что наступит время и мы будем сожалеть о том, что не уберегли первую попытку постройки автомобиля на электротяге для наших детей и внуков.
Ранее в нашей рубрике мы писали:
- От почтового фургона до свадебного лимузина: невероятное превращение Ford LTD
- Как рождался автомобильный тюнинг в СССР: от "копейки" до самодельных спорткаров
- Приключения итальянца в Казахстане: история восстановления Fiat Ballila
- От ГАЗ-51 до ЗИЛ-164: почему восстановление ретротехники - это важно
- Как двум алматинцам почти даром достался лимузин посла США