В Казахстане сложился стереотипный образ современного алматинца. Это парень с беспроводными наушниками и рюкзаком на спине, любящий на самокате ездить в кофейню. Ярослав Андриянов - коренной алматинец и пьет пуэр. Обладателем новенького электросамоката он стал в июле. Но парень "сломал систему" - отказался от него через несколько месяцев. Почему - рассказал корреспонденту Tengrinews.kz.
В Казахстане сложился стереотипный образ современного алматинца. Это парень с беспроводными наушниками и рюкзаком на спине, любящий на самокате ездить в кофейню. Ярослав Андриянов - коренной алматинец и пьет пуэр. Обладателем новенького электросамоката он стал в июле. Но парень "сломал систему" - отказался от него через несколько месяцев. Почему - рассказал корреспонденту Tengrinews.kz.
Ярослав - опытный водитель: он управлял автомобилями и мотоциклами, затем пересел на велосипед. Летом 2019 года решил испытать электросамокат. Живет мужчина в районе ледового дворца "Алматы Арена", и поэтому такое решение вначале показалось удачным.
"Это не очень удобный район в плане месторасположения: все находится далеко, автобусы часто переполнены, ехать нужно с пересадками. Самокат меня буквально спасал: едешь с ветерком вместо того, чтобы толкаться в душном автобусе, добираешься часто быстрее, чем на машине. А в здании - неважно, кафе это или банк - просто складываешь его и спокойно входишь внутрь. Еще один большой плюс - не нужно по вечерам искать во дворе место для парковки.
Иллюстративное фото Usolie.info
Я старался не ездить по оживленным дорогам, а выбирал внутренние проезды через дворы. Здесь ты не становишься помехой для пешеходов, потому что вроде как тоже едешь по проезжей части, но она более спокойная. Мне проще было намотать один-два лишних километра, чем катиться в потоке машин и автобусов. Еще со времен велосипеда я помнил, как это бывает опасно: водители, к примеру, не всегда смотрят в зеркало заднего вида. Однажды я въехал в дверь авто, когда ее открыли прямо передо мной. А в другой раз автобус остановился недалеко от остановки на перекрестке, и из открытой двери люди начали вываливаться прямо на меня. При этом я, конечно, не отрицаю, что "цари дороги" есть и среди самокатчиков, и среди велосипедистов - идеально никогда ничего не складывается.
Иллюстративное фото ©Турар Казангапов
Но стремление ездить по дворам меня не спасло от травмы. Чуть больше недели назад я налетел на "лежачего полицейского". Я и раньше обращал внимание на то, что большинство из них не размечены и сильно сливаются с дорогой. Это при этом, что у меня очень хорошее зрение, и я всегда внимательно слежу за дорогой. Я полетел кубарем, сгруппировался, но ударился рукой. По ее неестественному положению и моментальной опухоли сразу понял, что это перелом. В травмпункте эту догадку подтвердили.
Электросамокатчики Алматы в 10 раз чаще стали попадать в ДТП
Сейчас я на больничном и продаю самокат. Я по-прежнему считаю, что это - прекрасная альтернатива машинам, которые заполонили весь город. Но Алматы пока не готов к переменам. Вот мои выводы.
Во-первых, самокат не очень устойчив, так как у него маленькие колесики. Когда едешь стоя, тело балансирует, это не очень удобно. Мотоцикл тоже двухколесный транспорт, но на нем можно легко проскочить кочку, яму, проехать по пересеченной местности. А самокат создан только для идеально ровного асфальта без неожиданных ямок, кочек и рытвин. То есть не для наших дорог.
Иллюстративное фото ©Турар Казангапов
Во-вторых, в городе практически нет инфраструктуры для альтернативных видов транспорта. Велосипедистов и самокатчиков ругают и водители, и пешеходы. Но ведь не наша вина, что приходится ездить по узким обочинам или тротуарам. Радует, конечно, что постепенно появляются велодорожки, которые действительно похожи на дорожки, а не просто на граффити на асфальте. Но их мало. В Алатауском районе, например, дорожка выглядит странно: полтора метра в ширину, наполовину закрашена странно. Эту разметку никто не соблюдает.
В-третьих, к переменам не готовы сами люди. Несомненный плюс электросамоката заключается в том, что его легко освоить. И это выливается в большую проблему: на нем гоняют и взрослые, и дети. Сам я всегда ездил аккуратно, сильно не разгонялся. Но у детей еще не сформировалось чувство ответственности. Я вешу, предположим, 75-80 килограммов, ребенок - 45-50. Но с точки зрения физики мы представляем одинаковую опасность для окружающих и для себя. Тем более, что самокат разгоняется до большой скорости за считанные секунды.
Иллюстративное фото Pixabay.com
Ну и, конечно, ошибочно думать, что самокат - это возможность сэкономить. Скорее, это способ передвигаться в свое удовольствие, так как стоит эта вещица недешево. Не знаю, насколько она долговечна, но как технарь могу сказать, что аккумулятор скоро придется менять - это тоже большие расходы.
Что нельзя делать казахстанцам на гироскутерах и электросамокатах
Я возвращаюсь к велосипеду. Не знаю, возможно, вернусь однажды и к самокату, просто после перелома я психологически не готов к этому. Но скажу одно: сам тренд, несмотря на нюансы, мне нравится. Надеюсь, что однажды Алматы будет готов обеспечить безопасное движение для всех его участников".