Tengri FM Жұлдыз FM МИКС Победители Законы Казахстана UIB & Tengri Open Экономика сабақтары
KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 310.70
EUR / KZT - 348.20
CNY / KZT - 45.10
RUB / KZT - 5.49

Астрономы объяснили "полосатость" Юпитера

11 мая 2010, 18:34
Иллюстрация с сайта system.solaire.free.fr
Немецкие физики объяснили образование полос на Юпитере гравитационным притяжением его более 60 спутников, сообщает портал ScienceNOW.

Широкие полосы, расположенные вдоль экватора Юпитера, образуются благодаря облакам, которые передвигаются ветрами с разной скоростью. Десятки лет ученые не могли понять, что влияет на процесс образования этих ветров и как именно они формирует узор на поверхности планеты. Исследователи полагали, что так называемые зональные ветра образуются из-за явления конвекции - подъема более нагретых газов и опускания более холодных. Однако авторы новой работы представили иной механизм образования поясов.

Геофизик из университета Геттингенского университета в Германии Андреас Тилгнер (Andreas Tilgner) считает, что к образованию полос на планете причастны ее спутники. Луны Юпитера формируют определенным образом движение жидкой материи (ближе к центру планеты из-за огромного давления составляющие ее газы становятся жидкими). Гравитация лун формирует "столбы", вытягивая на себя жидкий материал. Там. где цилиндрические зоны достигают поверхности планеты, и формируются те самые пояса.

Исследователи смоделировали Юпитер в лабораторных условиях. Ученые налили воду в сферическую полость, выдолбленную в цилиндре из силикона. В воду они добавили пластиковые стружки для того, чтобы наблюдать за изменениями. Затем Тилгнер со своими коллегами начали вращать цилиндр и немного сжали его для имитации приливного воздействия спутников. Вскоре ученые заметили четкие цилиндрические столбы.

Юпитер является самой большой планетой в Солнечной системе. Она состоит в основном из водорода и гелия. По данным на 2005 года у Юпитера 63 спутника, самыми крупными из которых являются Ио, Европа, Ганимед и Каллисто, открытые в 1610 году итальянским физиком Галилео Галилеем.