11 мая 2010 18:34

Астрономы объяснили "полосатость" Юпитера

Немецкие физики объяснили образование полос на Юпитере гравитационным притяжением его более 60 спутников, сообщает портал ScienceNOW. Широкие полосы, расположенные вдоль экватора Юпитера, образуются благодаря облакам, которые передвигаются ветрами с разной скоростью. Десятки лет ученые не могли понять, что влияет на процесс образования этих ветров и как именно они формирует узор на поверхности планеты. Исследователи полагали, что так называемые зональные ветра образуются из-за явления конвекции - подъема более нагретых газов и опускания более холодных. Однако авторы новой работы представили иной механизм образования поясов. Геофизик из университета Геттингенского университета в Германии Андреас Тилгнер (Andreas Tilgner) считает, что к образованию полос на планете причастны ее спутники. Луны Юпитера формируют определенным образом движение жидкой материи (ближе к центру планеты из-за огромного давления составляющие ее газы становятся жидкими). Гравитация лун формирует "столбы", вытягивая на себя жидкий материал. Там. где цилиндрические зоны достигают поверхности планеты, и формируются те самые пояса. Исследователи смоделировали Юпитер в лабораторных условиях. Ученые налили воду в сферическую полость, выдолбленную в цилиндре из силикона. В воду они добавили пластиковые стружки для того, чтобы наблюдать за изменениями. Затем Тилгнер со своими коллегами начали вращать цилиндр и немного сжали его для имитации приливного воздействия спутников. Вскоре ученые заметили четкие цилиндрические столбы. Юпитер является самой большой планетой в Солнечной системе. Она состоит в основном из водорода и гелия. По данным на 2005 года у Юпитера 63 спутника, самыми крупными из которых являются Ио, Европа, Ганимед и Каллисто, открытые в 1610 году итальянским физиком Галилео Галилеем.