В Министерстве юстиции Казахстана назвали минусы сервиса онлайн-петиций, передает корреспондент Tengrinews.kz. Напомним, в России решили запустить сервис онлайн-петиций, сначала общественная инициатива или предложение должны пройти систему фильтров на предмет соблюдения требований законодательства, потом ее публикуют на сайте петиций. Если за год она собирает 100 тысяч лайков, зарегистрированных по паспортным данным в Интернете граждан, ее рассматривает экспертная группа, которая может принять решение о разработке нормативного акта или других средств для реализации инициативы. В Минюсте пессимистично относятся к сервису онлайн-петиций, отмечая, что накрутить эти лайки довольно легко. По словам директора департамента законодательства Министерства юстиции Казахстана Аслана Тукеева, на сайте ведомства любой нормативный акт выкладывается и каждый гражданин может оставить свой комментарий. "Разработчики отслеживают эти комментарии, если в них есть стоящие, требующие рассмотрения идеи, они так или иначе рассматриваются. Мы считаем это правильным. Необходимость 100 тысяч лайков, долгосрочные идеи, у нас бывают срочные законопроекты, когда физически не сможешь ждать 100 тысяч подписей", - говорит Тукеев. О накручивании лайков сообщил и политолог Серик Ильясов. "Есть смысл, если будет какой-то сервис при e.gov.kz и люди будут подписываться ЭЦП (электронная цифровая подпись), а потом Министерство юстиции Казахстана будет проводить проверку и передавать петиции для рассмотрения. Вопрос только в том - куда передавать и чем эта петиция будет отличаться от любого письменного обращения физического или юридического лица", - говорит Ильясов. С россиянами в этом вопросе согласен казахстанский политолог Айдос Сарым. По его словам, в Казахстане уже предлагалось ввести примерно такой же институт. "То есть мы предлагали использовать ресурс Электронного правительства с тем, чтобы граждане могли непосредственно сами формировать свою повестку дня и направлять их в правительство, акиматы. Например, мы считаем, что если на уровне района какая-то инициатива набирает 500 подписей, то районный акимат должен собраться и рассмотреть ее", - сообщил Сарым. Он отметил, что если предложение неприемлемо, то необходимо дать обоснованный ответ с тем, чтобы граждане уже по нему могли обратиться в суды или вышестоящие организации. На уровне области он предлагает взять за основу 5 тысяч подписей граждан, а на уровне республики - 50 тысяч. "Это нормальный цивилизованный инструмент обратной связи, который внедряется во всем мире. Аутентичность и релевантность подписей можно проверить через электронную цифровую подпись. Если такие механизмы будут внедряться в Казахстане, будут работать механизмы прямой демократии, уверен, социальных конфликтов и недовольства населения будет меньше", - сказал Сарым. Подобного мнения придерживается и блогер-общественник Александр Данилов. Он сам несколько раз составлял онлайн-петиции в Казахстане, но лишь после одной из них было положительное решение. Одним из составителей открытого письма министру образования и науки Казахстана Бакытжану Жумагулову со сбором подписей в поддержку отчисленных из-за Harlem Shake карагандинских студентов был Александр Данилов. "Такая инициатива - путь к прямой демократии, прямое общение, такой фидбэк, который позволяет на местах ощущать, у кого какие проблемы. В отличие от России у нас населения намного меньше, поэтому количество лайков можно сократить до десяти тысяч. И если петиция набирает десять тысяч подписей, то ее можно считать актуальной проблемой для казахстанцев", - говорит Данилов. По мнению Данилова, петиция - эффективный инструмент решения проблем не стратегического плана. "В петиции стратегии не распишешь, больших документов не примешь, но можно воздействовать на те или иные решения, которые либо приняты, либо будет приниматься. Ну, как в случае с карагандинскими студентами или за сокращение декретных", - говорит общественник. Он отмечает, что в Казахстане чиновники осознали эффективность Интернета в работе с населением и используют его. К примеру, на сайте акимата Астаны есть интерактивный сервис "Народный контроль", где жители отмечают мусорки на карте, фотографируют проблемные места, и власти реагируют. "Конечно, сервис нужно доработать, потому что лайки можно накручивать, тем не менее сервис необходим", - сказал Данилов.
В Министерстве юстиции Казахстана назвали минусы сервиса онлайн-петиций, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Напомним, в России решили запустить сервис онлайн-петиций, сначала общественная инициатива или предложение должны пройти систему фильтров на предмет соблюдения требований законодательства, потом ее публикуют на сайте петиций. Если за год она собирает 100 тысяч лайков, зарегистрированных по паспортным данным в Интернете граждан, ее рассматривает экспертная группа, которая может принять решение о разработке нормативного акта или других средств для реализации инициативы.
В Минюсте пессимистично относятся к сервису онлайн-петиций, отмечая, что накрутить эти лайки довольно легко. По словам директора департамента законодательства Министерства юстиции Казахстана Аслана Тукеева, на сайте ведомства любой нормативный акт выкладывается и каждый гражданин может оставить свой комментарий.
"Разработчики отслеживают эти комментарии, если в них есть стоящие, требующие рассмотрения идеи, они так или иначе рассматриваются. Мы считаем это правильным. Необходимость 100 тысяч лайков, долгосрочные идеи, у нас бывают срочные законопроекты, когда физически не сможешь ждать 100 тысяч подписей", - говорит Тукеев.
О накручивании лайков сообщил и политолог Серик Ильясов. "Есть смысл, если будет какой-то сервис при e.gov.kz и люди будут подписываться ЭЦП (электронная цифровая подпись), а потом Министерство юстиции Казахстана будет проводить проверку и передавать петиции для рассмотрения. Вопрос только в том - куда передавать и чем эта петиция будет отличаться от любого письменного обращения физического или юридического лица", - говорит Ильясов.
С россиянами в этом вопросе согласен казахстанский политолог Айдос Сарым. По его словам, в Казахстане уже предлагалось ввести примерно такой же институт. "То есть мы предлагали использовать ресурс Электронного правительства с тем, чтобы граждане могли непосредственно сами формировать свою повестку дня и направлять их в правительство, акиматы. Например, мы считаем, что если на уровне района какая-то инициатива набирает 500 подписей, то районный акимат должен собраться и рассмотреть ее", - сообщил Сарым.
Он отметил, что если предложение неприемлемо, то необходимо дать обоснованный ответ с тем, чтобы граждане уже по нему могли обратиться в суды или вышестоящие организации. На уровне области он предлагает взять за основу 5 тысяч подписей граждан, а на уровне республики - 50 тысяч.
"Это нормальный цивилизованный инструмент обратной связи, который внедряется во всем мире. Аутентичность и релевантность подписей можно проверить через электронную цифровую подпись. Если такие механизмы будут внедряться в Казахстане, будут работать механизмы прямой демократии, уверен, социальных конфликтов и недовольства населения будет меньше", - сказал Сарым.
Подобного мнения придерживается и блогер-общественник Александр Данилов. Он сам несколько раз составлял онлайн-петиции в Казахстане, но лишь после одной из них было положительное решение. Одним из составителей открытого письма министру образования и науки Казахстана Бакытжану Жумагулову со сбором подписей в поддержку отчисленных из-за Harlem Shake карагандинских студентов был Александр Данилов.
"Такая инициатива - путь к прямой демократии, прямое общение, такой фидбэк, который позволяет на местах ощущать, у кого какие проблемы. В отличие от России у нас населения намного меньше, поэтому количество лайков можно сократить до десяти тысяч. И если петиция набирает десять тысяч подписей, то ее можно считать актуальной проблемой для казахстанцев", - говорит Данилов.
По мнению Данилова, петиция - эффективный инструмент решения проблем не стратегического плана. "В петиции стратегии не распишешь, больших документов не примешь, но можно воздействовать на те или иные решения, которые либо приняты, либо будет приниматься. Ну, как в случае с карагандинскими студентами или за сокращение декретных", - говорит общественник.
Он отмечает, что в Казахстане чиновники осознали эффективность Интернета в работе с населением и используют его. К примеру, на сайте акимата Астаны есть интерактивный сервис "Народный контроль", где жители отмечают мусорки на карте, фотографируют проблемные места, и власти реагируют. "Конечно, сервис нужно доработать, потому что лайки можно накручивать, тем не менее сервис необходим", - сказал Данилов.