Секреты современной келин. Как успеть в семье и на работе?

20 ноября, 10:57
2
Фото Турара Казангапова
Фото Турара Казангапова

При обсуждении темы о выборе работодателя наш эксперт Людмила Лукина упомянула, что для работающей женщины дети всегда будут приоритетом. Tengrinews.kz решил развить эту тему: мы расспросили карьерного консультанта, как в реалиях Казахстана женщина может успевать работать, при этом оставаясь хорошей женой и мамой.

- Людмила, как женщине совмещать работу и семью?

- Женщины бывают разные. Поэтому и способы разные.

Для некоторых представительниц прекрасного пола сама по себе работа может быть не важна. Они ходят на работу, чтобы чем-то себя занять, не сидеть дома, чтобы шел трудовой стаж или даже выгуливать наряды. Как правило, эту семью обеспечивает муж, если жена не будет работать - с голоду не умрут. Для работодателя такой сотрудник тоже может быть выгоден: стабильно работает, дела выполняются, в человека не надо вкладывать.

С другой стороны это и минус: сотрудница работает с 09.00 до 18.00, делает ровно то, что прописано в должностной инструкции. Если от нее потребуется что-то дополнительно, то, скорее всего, она скажет: "Знаете, это не для меня. Я пойду". То есть за работу они сильно не держатся. С точки зрения управления персоналом - это риск, но работодатель чаще всего готов на такой компромисс.


фото: pixabay.com

- А если женщина имеет амбиции?

- Если женщина настроена на карьеру, хочет не просто зарабатывать деньги, но и реализовать себя в каком-то деле, где она профессионал или хочет им стать, то здесь нужно включать рациональный подход.

Нужно посчитать: сколько времени она должна провести дома, чтобы сделать уборку, помыть посуду, приготовить еду. И сопоставить с тем, сколько денег она заработает за это время. Если эта сумма значительно больше той, которую за эту работу возьмет помощница, то надо платить помощнице.

Чтобы не было конфликта с семьей, созывается семейный совет. Вместе с мужем и детьми выделяются те вещи, которые для них критично важно, чтобы делала сама женщина. Скорее всего, им не важно, кто моет посуду и полы. Им важно, чтобы посуда была чистая, а на полу не валялся мусор.

- Но при этом важно, чтобы мама готовила еду?

- Да. Женщина понимает, что ей надо готовить самой, ходить в кино с детьми, укладывать их и так далее. Совместно составляется список. Все, для чего от женщины не требуется как от личности, можно отдавать помощникам. Если действительно есть планы построить карьеру, то нужно научиться выбирать и делегировать.

- Многие семьи в нашей стране живут в арендном жилье и каждый свободный тенге откладывают на свою квартиру. Домработница кажется роскошью. Как быть?

- От этого ничего не меняется. Наоборот - если есть цель в виде своего жилья, то мотивации для работы будет больше. Чтобы работа была эффективной, были время и силы на нее, шел карьерный рост, то рационально нанять помощницу. Если время женщины фактически стоит дороже времени помощницы, то эти деньги окупятся сразу. По мере карьерного роста выгода от такого решения будет очевиднее.

- Многие казахстанские семьи живут с родителями мужа. Келин надо все успевать и карьеру бросать она не хочет. Как быть в этом случае?

- Расставлять приоритеты. И все их расставляют так или иначе. Даже ничего не меняя в своей жизни, женщина выбирает… ничего не менять. Женщина должна понимать, что у нее есть выбор: быть "лучшей келинкой" или развивать карьеру. Успевать все и везде самостоятельно могут единицы с хорошим здоровьем и крепкой нервной системой.

Если женщина выбирает быть лучшей снохой, заботиться о муже, детях, свекрах, братьях и сестрах супруга, то она сама делает этот выбор. Важно не перекладывать ответственность на кого-то или что-то: "Им всем нужно мое внимание, я ничего не могу с этим сделать". А можно взять ответственность за свой выбор на себя: "Я выбираю уделять внимание всем своим любимым родственникам, а не своей карьере". Чтобы сделать это, нужна смелость. Главное, чтобы выбор был осознанным и добровольным.

Можно и хозяйство вести "на полную ставку", и работать также. Но выдающейся карьеры или супердоходов, скорее всего, не будет. Потому что возможности ограничены как минимум временем. А ведь карьера предполагает, что женщина должна получать новые знания, самосовершенствоваться. Если учиться вместо сна и и отдыха, то можно подорвать здоровье.

Фото: pixabay.com

- Как жизнь в режиме Золушки отражается на работе и семье?

- Конечно. На всем отражается. Когда человек все время уставший, то может наступить эмоциональное выгорание, срывы дедлайнов на работе.

Руководители не всегда сразу видят такие моменты. Они смотрят на эффективность процесса. У них есть возможность отследить нехватку сил и энергии, если только процесс стал неэффективным: сотрудница начала опаздывать с проектами, срывать дедлайны, часто болеть. Если раньше справлялась, а сейчас нет, то руководитель увидит. Есть варианты что делать: дать отгул, предложить сходить в отпуск, сделать предупреждение. Если количество нареканий к вашей работе увеличилось, то это повод задуматься: "Правильно ли организована моя жизнь вне работы? Не беру ли я на себя больше, чем могу?"

Точно так же можно отследить претензии со стороны семьи. Претензии друг к другу у родных есть всегда. Но либо они раз в полгода: "Мама, когда ты испечешь баурсаки?". Либо каждый день: "Где лежит то? А почему нет этого? Когда мы вместе пойдем туда?"

- Что делать, если количество претензий с обеих сторон увеличилось?

- Надо понимать, что самой всего не сделаешь. По сути, современная женщина должна стать грамотным организатором процесса. Как у руководителя есть подчиненные, которым делегируют часть полномочий, так и у жены и мамы должны быть такие помощники. Руководитель не отвечает за процесс, он отвечает за результат. Если руководитель недоволен результатом, то он меняет одного из исполнителей на более эффективного.

Женщина должна научиться делегировать функции мужу, детям, помощнице по дому, няне и так далее. Причем делегировать нужно правильно, соблюдая все законы и правила. Поэтому я рекомендую женщинам развивать управленческие способности. Тогда и на семью, и на карьеру хватит времени и сил.

Мужья и дети от такого подхода только в выигрыше будут. Востребованная счастливая работающая женщина лучше злой и уставшей от дня сурка домохозяйки.


Фото: pixabay.com

- Государственные детсады у нас работают с 08.00 до 17.00. А женщине, чтобы успеть на работу, надо выходить в 07.30, а домой в спальный район или пригород по пробкам она вернется  в 20.00. Что делать?

- Есть два варианта.

Первый: искать помощника, который может отводить/забирать ребенка из садика. И это не всегда стоит денег. Можно попробовать поискать среди родственников или соседей, которые водят детей туда же. А еще можно установить дежурства с мамами детей из вашего садика. И забирать детей по очереди.

Второй: выбирать удаленную работу или работу со свободным графиком. Дизайнер, SMM-менеджер, переводчик, рекрутер - вариантов масса. Главное - выбирать, учитывая цель, то есть постоянно добирать те навыки, которых вам не хватает для заветной должности. Таким образом, находясь в декрете, вы продолжаете идти к своей цели. Да, возможно, медленнее, хотя и это не факт. Но это гораздо лучше, чем сказать себе: "У меня дети, карьера не для меня".

- Многие мужья, да и сами женщины против делегирования. Популярна фраза: "А вот наши мамы..."

- Отлично, что успевали, спасибо им. Тогда были другие условия жизни и труда. Почему нам сейчас нужно ориентироваться на то, что было 30-40 лет назад? Тогда все было совершенно иначе, те же дети требовали гораздо меньшего количества времени. Вспомните, дети с пяти-шести лет гуляли по три-четыре часа в день самостоятельно, без мам. Сейчас мамы сопровождают детей на прогулках до 11-12 лет, одних не выпускают. Получается, что раньше мамы это время они посвящали чему-то другому, а сейчас должны только детям. Мир изменился.

- А как быть с тревожностью? Многие мамы считают, что никто, кроме них, с этим, а еще с этим не справится...

- Точно такая же тревожность есть у каждого начальника. Почему многие руководители долго не могут найти себе подчиненных? Потому что они в каждом видят только недостатки, считая, что сами сделают лучше. Но всего самому сделать нельзя. Это рано или поздно понимает любой руководитель. И это рано или поздно поймет любая женщина.

Ольга Пастухова

В предыдущем материале рубрики "Секреты карьерного консультанта" речь шла о том, как выбрать работодателя. Следующий будет посвящен теме успешного прохождения испытательного срока.

Получить короткую ссылку


Нравится Поделиться
Показать комментарии (2)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц