Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
21 февраля 2012 15:03

Для Казахстана - пойдет!

ПОДЕЛИТЬСЯ

Именно так многие оценивают продукцию казахстанской киноиндустрии. Не мне судить, насколько она объективна. С одной стороны, такая оценка лишний раз подтверждает очевидный факт - наше кино до западного еще не доросло. С другой - она исключает вероятность того, что отечественная кинопромышленность не имеет потенциала.

Потенциал есть, пусть и не такой явный, чтобы в него начало верить абсолютное зрительское большинство. Наш кинематограф еще молод, по человеческим меркам он, наверное, подросток. С присущим ему максимализмом. Он способен формировать свежие и смелые идеи, но не знает, как воплотить их в жизнь. Он не боится строить дом, имея в активе два гвоздя, три доски и несколько мешков энтузиазма. Подросток этот иногда хулиганит и курит за гаражами, но в школе он учится неплохо. Пять по музыке, четверки по актерскому мастерству и операторской работе, а вот по планированию бюджета - тройка.

У него хорошие учителя - такие как Шакен Айманов и Абдулла Карсакбаев. Как и все дети, наш мальчуган хочет побыстрее стать взрослым. Ему есть куда стремиться, кому подражать, например - Голливуду, который может позволить себе выкинуть двести миллионов долларов на один проект. Наш же подросток - выходец из небогатой семьи, его родители были честными тружениками и пробиваться в этой жизни ему придется самому.

Но для достижения своих амбициозных целей ему нужно, чтобы в него хоть кто-то верил…

Успехи у современного казахстанского кинематографа периодически случаются. Из современных кинодеятелей особо хочу выделить Акана Сатаева, Фархата Шарипова и Рустема Абдрашева. Все три режиссера довольно молоды и, надо думать, полностью себя еще не раскрыли. И все они способны вывести наше кино на мировой уровень.

Проведем параллель с Западом, где за последние десять лет сформировался костяк молодых режиссеров, способных дать фору заслуженным "старичкам". Это Кристофер Нолан, делающий кино безукоризненного качества, Зак Снайдер, гений стиля и зрелищности и Гай Ричи, разноплановый режиссер с оригинальным подходом.

Вернемся к теме потенциала казахстанского кино. Начнем с Акана Сатаева.
Он совершенно справедливо ассоциируется у публики с добротными и интересными фильмами. Его первая картина "Рэкетир" в свое время вызвала массу критики, мол, "никакого смысла, опять бандиты, снова начали мусолить тему "братков" на "мерседесах". Кино действительно местами аляповатое, а актеры кое-где откровенно "лажают". Тем не менее, сюжет интересен, фильм смотрится легко, да и мораль в нем имеется.

Все сомнения в профессионализме Сатаева пропадают после просмотра "Заблудившегося". Это один из тех случаев, когда приглашение на главную роль зарубежного актера (в данном случае Мерзликина) полностью оправдалось. Говорят, Андрей сам просил режиссера снять дополнительные дубли, даже в сценах, где актеру приходилось мокнуть под дождем, сидя в грязной луже. В "Заблудившемся", как и во всех фильмах Сатаева, есть некий духовный посыл, настолько верный и справедливый, что с ним согласятся даже заядлые атеисты.

Что касается Фархата Шарипова, то здесь все намного проще. Именно эта простота в его "Розовом зайце" мне и понравилась. Фильм абсолютно не напрягает зрителя, не заставляет самостоятельно додумывать некоторые детали сюжета. Многие говорят, что кино, которое создатели полностью разжевали перед подачей, означает неуважение к зрителю. Но я считаю, что фильмы, смысл которых даже после многодневного размышления остается непонятным - еще большее неуважение. Отмечу сразу, что я не беру в оборот авторское кино. Несмотря на то, что и в этом жанре есть множество хороших фильмов, отечественный кинематограф ему не поднять - масштаб не тот.

Кстати, как-то смотрел интервью с Шариповым, в котором он рассказал, что во время обучения в "Жургеновке" его и еще нескольких студентов отправили на стажировку в Голливуд. Мне почему-то сразу вспомнились слова одного старшего товарища: "Обязательно съезди в США или Европу. Не для того, чтобы чему-то научиться. Посмотри, какое ТАМ у людей отношение к жизни, и привези оттуда СТИМУЛ".

Господин Шарипов, а вы привезли из Голливуда СТИМУЛ?

А вот Рустему Абдрашеву, наверное, поездка в Голливуд не нужна. Зачем мастеру опыт зарубежных стран, когда его кино построено на классических казахских образах? Его последние две картины - "Небо моего детства" и "Подарок Сталину" - во многом схожи. В них показаны послевоенные годы, когда жители степи становились свидетелями научно-технического прогресса. Вот только в "Небе…" этот прогресс сыграл лишь вспомогательную роль, а в "Подарке" он стал символом всеобщего разрушения, ведь и в финале картины, и без того довольно пессимистичном, Абдрашев показал нам не что иное, как взрыв советской атомной бомбы.

У Абдрашева правдивое, ничем не завуалированное кино, показывающее сущность людей со всех сторон, даже самых неприятных. Для меня этот режиссер ценен именно своей кинематографической честностью.

Кстати, недавно режиссер и сценарист Тимур Касымжанов (один из авторов "СуперБахи") заявил, что у казахстанского кино нет национальной стилистики. Это и понятно, например, французское и немецкое кино узнается по первым кадрам. А вот казахстанские картины в этом плане "безликие", потому что многие наши кинодеятели не просто перенимают опыт у Запада, но и пытаются ему подражать. И именно поэтому растущему казахстанскому кинематографу нужны такие самобытные авторы, как Рустем Абдрашев.

И последнее. Перейдем от режиссеров к зрителям, которые высказывают свое мнение в последней инстанции.  Зритель наш становится все более искушенным, это факт. Заметьте, что в последнее время стало модным иметь хороший вкус - в кино, музыке, литературе. Споры о кино на интернет-форумах практически не замолкают. И это хорошо, правда, до тех пор, пока новоявленные критики не нарушают границ между обоснованным мнением и пустым разглагольствованием. Под прицел кинолюбителей казахстанские фильмы попадают все чаще, и это тоже позитивный момент, значит, интерес к отечественным картинам все еще растет. Главное, чтобы этот интерес не был снисходительным.

Помните про подростка? Думаю, он уже вырос достаточно, чтобы не сломаться под шквалом голословной критики и прислушаться к конструктивным мнениям. Не думаете же вы, что он глупее или слабее своих сверстников?


Именно так многие оценивают продукцию казахстанской киноиндустрии. Не мне судить, насколько она объективна. С одной стороны, такая оценка лишний раз подтверждает очевидный факт - наше кино до западного еще не доросло. С другой - она исключает вероятность того, что отечественная кинопромышленность не имеет потенциала.

Потенциал есть, пусть и не такой явный, чтобы в него начало верить абсолютное зрительское большинство. Наш кинематограф еще молод, по человеческим меркам он, наверное, подросток. С присущим ему максимализмом. Он способен формировать свежие и смелые идеи, но не знает, как воплотить их в жизнь. Он не боится строить дом, имея в активе два гвоздя, три доски и несколько мешков энтузиазма. Подросток этот иногда хулиганит и курит за гаражами, но в школе он учится неплохо. Пять по музыке, четверки по актерскому мастерству и операторской работе, а вот по планированию бюджета - тройка.

У него хорошие учителя - такие как Шакен Айманов и Абдулла Карсакбаев. Как и все дети, наш мальчуган хочет побыстрее стать взрослым. Ему есть куда стремиться, кому подражать, например - Голливуду, который может позволить себе выкинуть двести миллионов долларов на один проект. Наш же подросток - выходец из небогатой семьи, его родители были честными тружениками и пробиваться в этой жизни ему придется самому.

Но для достижения своих амбициозных целей ему нужно, чтобы в него хоть кто-то верил…

Успехи у современного казахстанского кинематографа периодически случаются. Из современных кинодеятелей особо хочу выделить Акана Сатаева, Фархата Шарипова и Рустема Абдрашева. Все три режиссера довольно молоды и, надо думать, полностью себя еще не раскрыли. И все они способны вывести наше кино на мировой уровень.

Проведем параллель с Западом, где за последние десять лет сформировался костяк молодых режиссеров, способных дать фору заслуженным "старичкам". Это Кристофер Нолан, делающий кино безукоризненного качества, Зак Снайдер, гений стиля и зрелищности и Гай Ричи, разноплановый режиссер с оригинальным подходом.

Вернемся к теме потенциала казахстанского кино. Начнем с Акана Сатаева.
Он совершенно справедливо ассоциируется у публики с добротными и интересными фильмами. Его первая картина "Рэкетир" в свое время вызвала массу критики, мол, "никакого смысла, опять бандиты, снова начали мусолить тему "братков" на "мерседесах". Кино действительно местами аляповатое, а актеры кое-где откровенно "лажают". Тем не менее, сюжет интересен, фильм смотрится легко, да и мораль в нем имеется.

Все сомнения в профессионализме Сатаева пропадают после просмотра "Заблудившегося". Это один из тех случаев, когда приглашение на главную роль зарубежного актера (в данном случае Мерзликина) полностью оправдалось. Говорят, Андрей сам просил режиссера снять дополнительные дубли, даже в сценах, где актеру приходилось мокнуть под дождем, сидя в грязной луже. В "Заблудившемся", как и во всех фильмах Сатаева, есть некий духовный посыл, настолько верный и справедливый, что с ним согласятся даже заядлые атеисты.

Что касается Фархата Шарипова, то здесь все намного проще. Именно эта простота в его "Розовом зайце" мне и понравилась. Фильм абсолютно не напрягает зрителя, не заставляет самостоятельно додумывать некоторые детали сюжета. Многие говорят, что кино, которое создатели полностью разжевали перед подачей, означает неуважение к зрителю. Но я считаю, что фильмы, смысл которых даже после многодневного размышления остается непонятным - еще большее неуважение. Отмечу сразу, что я не беру в оборот авторское кино. Несмотря на то, что и в этом жанре есть множество хороших фильмов, отечественный кинематограф ему не поднять - масштаб не тот.

Кстати, как-то смотрел интервью с Шариповым, в котором он рассказал, что во время обучения в "Жургеновке" его и еще нескольких студентов отправили на стажировку в Голливуд. Мне почему-то сразу вспомнились слова одного старшего товарища: "Обязательно съезди в США или Европу. Не для того, чтобы чему-то научиться. Посмотри, какое ТАМ у людей отношение к жизни, и привези оттуда СТИМУЛ".

Господин Шарипов, а вы привезли из Голливуда СТИМУЛ?

А вот Рустему Абдрашеву, наверное, поездка в Голливуд не нужна. Зачем мастеру опыт зарубежных стран, когда его кино построено на классических казахских образах? Его последние две картины - "Небо моего детства" и "Подарок Сталину" - во многом схожи. В них показаны послевоенные годы, когда жители степи становились свидетелями научно-технического прогресса. Вот только в "Небе…" этот прогресс сыграл лишь вспомогательную роль, а в "Подарке" он стал символом всеобщего разрушения, ведь и в финале картины, и без того довольно пессимистичном, Абдрашев показал нам не что иное, как взрыв советской атомной бомбы.

У Абдрашева правдивое, ничем не завуалированное кино, показывающее сущность людей со всех сторон, даже самых неприятных. Для меня этот режиссер ценен именно своей кинематографической честностью.

Кстати, недавно режиссер и сценарист Тимур Касымжанов (один из авторов "СуперБахи") заявил, что у казахстанского кино нет национальной стилистики. Это и понятно, например, французское и немецкое кино узнается по первым кадрам. А вот казахстанские картины в этом плане "безликие", потому что многие наши кинодеятели не просто перенимают опыт у Запада, но и пытаются ему подражать. И именно поэтому растущему казахстанскому кинематографу нужны такие самобытные авторы, как Рустем Абдрашев.

И последнее. Перейдем от режиссеров к зрителям, которые высказывают свое мнение в последней инстанции.  Зритель наш становится все более искушенным, это факт. Заметьте, что в последнее время стало модным иметь хороший вкус - в кино, музыке, литературе. Споры о кино на интернет-форумах практически не замолкают. И это хорошо, правда, до тех пор, пока новоявленные критики не нарушают границ между обоснованным мнением и пустым разглагольствованием. Под прицел кинолюбителей казахстанские фильмы попадают все чаще, и это тоже позитивный момент, значит, интерес к отечественным картинам все еще растет. Главное, чтобы этот интерес не был снисходительным.

Помните про подростка? Думаю, он уже вырос достаточно, чтобы не сломаться под шквалом голословной критики и прислушаться к конструктивным мнениям. Не думаете же вы, что он глупее или слабее своих сверстников?

Дмитрий Хегай

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 448.12   483   4.85 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети