ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
23 октября 2019 | 14:05

Что хранили в своих делах казахстанские милиционеры 100 лет назад

Ренат Ташкинбаев Журналист

ПОДЕЛИТЬСЯ

Tengrinews.kz совместно с городским архивом Нур-Султана продолжает рассказывать о том, как работала милиция в Казахстане в 20-х годах прошлого века. На этот раз мы поделимся с нашими читателями историями о том, как акмолинский милиционер остался без одежды, а также о ценной бумаге, которая позволяла ее владельцу почувствовать себя очень значительной фигурой.


Иконка комментария блок соц сети

Tengrinews.kz совместно с городским архивом Нур-Султана продолжает рассказывать о том, как работала милиция в Казахстане в 20-х годах прошлого века. На этот раз мы поделимся с нашими читателями историями о том, как акмолинский милиционер остался без одежды, а также о ценной бумаге, которая позволяла ее владельцу почувствовать себя очень значительной фигурой.

"Прошу вашего ходатайства перед начальником городского уезда о выдаче мне обмундирования, так как у меня совершенно его нет", - пишет в своем заявлении младший милиционер К. начальнику милиции района Акмолинского уезда.

"Вся, как то верхняя, так и нижняя (одежда) с меня была снята приспешниками Колчака, а я сим был признан большевиком, приверженником советской власти и посажен в тюрьму Омска, сидел 10 месяцев", - рассказывает в своем обращении акмолинский милиционер в 1921 году.

Среди дел Акмолинской уездной рабоче-крестьянской милиции при уездном исполнительном комитете Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов есть много любопытных документов, по которым можно представить, как была устроена жизнь в те времена.

Например, открытое предписание от 1 января 1921 года свидетельствует о том, что 100 лет назад обладатель такой бумаги мог почувствовать себя весьма значительным человеком.

"Дано сие из Акмолинской городской уездной милиции на право взимания обывательных лошадей для разъездов по делам службы по Акмолинскому уезду в период от ниже писанного числа до 31 декабря 1921 года", - говорится в письме.

"Все советские ямщики по предъявлении настоящего в о.п. (возможно, имеется в виду "в обязательном порядке") обязаны подавать указанному лицу по одной лошади. Без платежа прогонов. А должностные лица: волостной, сельской и аульной администрации, а также милиция обязаны оказывать ему содействие", - отмечается в открытом предписании.

В 20 годах прошлого века, как мы уже рассказывали в предыдущих публикациях, в качестве бумаги использовалось все, что подходило для этих целей.

Всевозможные рапорты нередко написаны на обрывках уже исписанных бумаг, а иногда в дело шли и обертки от конфет.

Вот, например, такой фантик можно найти в деле акмолинского милиционера. Это обертка от карамели "Мимоза".

Среди архивных документов представляют интерес дела, касающиеся беспризорников Акмолинска.

Так, в материалах милиции 1923 года есть приказ из Москвы, чтобы всех несовершеннолетних беспризорников, не достигших 18 лет, и несовершеннолетних правонарушителей, не достигших 16 лет, по задержании немедленно передавать детской социальной инспекции, а если таковой нет, то в ближайший детский приемный пункт, а если и его нет, то в местный отдел народного образования.

В случае же отказа отдела образования, говорится в приказе, несовершеннолетние могут быть лишь на самый короткий срок помещены в домах при милиции, но отдельно от взрослых.

"Во всех случаях обращаться с несовершеннолетними мягко, проявляя к ним самое внимательное и бережное отношение", - отмечается в приказе.

Неизвестно, как исполнялись такие поручения на местах, но, судя по этому документу, и 100 лет назад власти понимали, что беспризорники и малолетние преступники все же отличаются от взрослых людей и относиться к ним надо иначе.

Также в архиве можно найти личные дела по конфискации имущества у местных баев.

Некоторые из дел написаны на арабском языке, а в некоторых встречается казахская латиница.

Судя по всему, это документация о работе партии.

Учитывая то, что новый латинский алфавит казахского языка еще в работе, возможно, многим будет любопытно посмотреть документы, написанные на казахской латинице почти 100 лет назад.

Материал подготовлен при поддержке городского архива города Нур-Султана.

Ренат Ташкинбаев

Фото: Турар Казангапов

Читайте также:

"За белых нам ничего не будет". Какие преступления совершали в Казахстане 100 лет назад

Марафоны в столице бегали и раньше. Архив Нур-Султана показал снимки старого города

Любопытная переписка акмолинских полицейских 100-летней давности

Рассекреченные материалы. Как министерство правды следило за Казахстаном

Построишь дом - выйду за тебя замуж. В Казахстане есть два особняка с красивой историей любви

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети