Что и как писать, чтобы вас взяли на работу. Резюме для Золушки

31 октября 2018, 10:07
0

Что является залогом хорошего резюме? Подробно написать о том, где вы работали? Сделать акцент где, чему и сколько раз учились? Или указать, что знаете английский, водите машину, а в свободное время участвуете в марафонах? По словам опытных HR-специалистов, есть только одно правило, которое нужно выполнить. Вы должны показать работодателю, что лучше всех других соискателей соответствуете вакансии, то есть наилучшим образом в кратчайший срок сможете эффективно выполнять поставленные перед вами задачи.

Tengrinews.kz продолжает серию материалов о карьерном консультировании. Наш эксперт, профессионал в области HR Людмила Лукина на примере создания резюме для сказочной героини Золушки показывает, что, в какой последовательности и почему надо написать. Каким могло бы быть резюме Золушки, мы наглядно показали в конце материала, сделав для нее резюме по дизайн-шаблону из Интернета.

 

Перспективы Золушки

- Людмила, давайте попробуем составить резюме на примере Золушки. Она хочет стать принцессой.

- Принцесса - это не работа. Для замужества есть сайты знакомств. С сайтами вакансий у них есть общие черты, но все же это разные вещи. Надо оценить объективно, кем могла бы работать Золушка, если бы встречи с принцем не произошло, а с существующим положением дел она бы больше не захотела мириться.

Сейчас Золушка у себя дома чистит, моет, убирает, гладит, консультирует, завивает локоны. Я полагаю, что у нее есть мотивация сменить работу. Во-первых, она не получает должной оценки своей работы - ее труд не ценится. Во-вторых, у нее нет достойной оплаты труда - иначе ей было бы, на что купить платье на бал. В-третьих, ее не устраивает ее окружение - эти люди в принципе неуважительные. В-четвертых, каждый человек хочет развиваться. Очевидно, что здесь развития не будет.

- Кем может трудоустроиться Золушка?

- Теоретически у Золушки есть несколько линий карьерного роста: швея - модистка, кухарка - шеф-повар, горничная - экономка. Она - трудолюбивая, поэтому, думаю, ей бы все удалось. Но давайте рассмотрим, если бы она решила пойти на повышение и стать экономкой. Первым делом Золушке нужно понять и сформулировать, в чем будет ее роль: она перестанет быть только исполнителем, а станет распорядителем, который оптимизирует и налаживает процессы.

Что делает экономка? Составляет и защищает бюджет. Проверяет качество продукции и предоставляемых услуг: контроль закупок и качества услуг, оказываемых теми же самыми Золушками, которые уже под ее руководством. Планирует в широком смысле: через год сделать ремонт, через два - разбить японский сад камней, то есть думает, как реализовать удобные и милые сердцу хозяев новшества. Получились три основные задачи. С этого начинает складываться портрет работодателя: это тот, кто имеет потребность в этих трех вещах.

- Она будет работать не в этом доме?

- Скорее всего, нет. Золушка, конечно, может подойти к Мачехе и сказать: "Я готова отвечать за такие вещи, я хочу такое-то вознаграждение". Мы говорили об этой стратегии, обсуждая тему повышения зарплаты. Но, думаю, что с заведенными в этом доме порядками такое не получится. Начинается поиск вне.

- А имеет ли право со своим опытом работы Золушка претендовать на должность экономки?

- В каком-то доме - да, в каком-то - нет. То есть если она понимает, что ее навыков для большого дома пока недостаточно, она может начать с дома меньшей площади, где будет меньше обязанностей и меньший объем работы.

Дом работодателя для Золушки должен быть достаточно большой - 300-500 квадратных метров, а его хозяева - рачительными людьми: они живут в достаточном комфорте, но при этом не разбрасываются деньгами, ценя уместный расход средств. Что касается площади, то после своих 150-200 квадратов (по описанию в сказке ее дом не был очень большим) сразу с замком площадью 5 000-10 000 квадратов она не справится. Это сужает круг поисков.

- Кем будет новый работодатель Золушки? Кто-то из придворных?

- Навряд ли. Придворные деньги не экономят, живут на попечении короля, и поэтому экономия к их ценностям не относится. В дефинициях сказки это могли бы быть адвокаты, врачи, купцы. Те люди, для которых важно, чтобы их деньги не тратились направо и налево. Чтобы поиск был успешен, Золушка может распечатать и повесить  портрет работодателя.

Цель Золушки, исходя из портрета работодателя, могла бы звучать: "Быть рачительной хозяйкой дома, который претендует на звание лучшего в Королевстве. Стать незаменимой помощницей для семьи, где ценят уют, комфорт, рациональность".

Коротко и по делу

- Переходим непосредственно к составлению резюме. Начинаем писать с "шапки"? Личная информация и контакты?

- Отмечу, что резюме должно быть кратким. Это обусловлено и особенностями восприятия информации, и ограниченностью времени рекрутера. Если информации много - фильтруйте. У Золушки было всего одно место работы, не очень много обязанностей, поэтому ее резюме будет на одну страничку.

Первым делом указываем город, в котором вы хотите работать. Даже если сейчас вы живете в одном городе, а работу ищете в другом, то писать надо тот город, в котором вы хотите работать и при необходимости быстро переедете. В условиях Алматы район пока указывать необязательно. В условиях Москвы - важно, там выбирают друг друга по территориальному признаку. Однако если для вас важна удаленность от работы, то можете указать, где вы проживаете. Таким образом, вы еще до собеседования отсеете те вакансии, которые находятся далеко от вас.

Далее - имя и фамилия. Отчество нужно, если соискатель претендует на работу в госорганах, сфере медицины и образования. В большинстве частных компаний обращаются друг к другу просто по имени, только к более старшим сотрудникам и начальникам - по отчеству. Возраст или дату рождения указывать - это на усмотрение. Адрес и другие подробности - это лишнее. Обязательно: номер телефона, по которому лично вы ответите на звонок, также можно указать почту.

Таким образом, у Золушки получилось бы примерно так: Сказочное Королевство, Золушка, 18 лет, +7 (...) ... .. .., ekonomka@royalpochta.com. К резюме можно прикрепить фотографию. 

- Что идет следующим пунктом?

- Я рекомендую такой порядок изложения информации в резюме: опыт работы, навыки, достижения, знания, образование. Это в том случае, если ваше преимущество - именно опыт работы. Если же образование, то делайте акцент на нем.

- Что писать в знания?

- За каждой строчкой в резюме должны стоять некий опыт и некое подтверждение, что это действительно у вас есть. То есть если раньше не планировала бюджет, не прописывала, сколько и чего нужно купить, в каком объеме, то этого навыка у нее нет. Но это могло не называться так, а просто звучало: "Скажи, сколько денег надо?". Это тоже навык бюджетирования.

Золушка должна понять, какими знаниями она обладает, чтобы получить работу. Ее знаниями для должности экономки могут быть: знание рынка продуктов питания, бытовой химии и домашних аксессуаров. Excel. Навык бюджетирования.

- Опыт работы?

- Нужно перечислить места работы с описанием функционала. Я предпочитаю навыки писать под опытом работы. Потому что, по сути, обязанности - это и есть навыки человека. Если навыки ставить выше опыта работы, то может быть, что человек 10 лет этим уже не занимался, но до сих пор относит это к числу своих сильных сторон. Но я не категорична в этом вопросе: есть навыки, которые приобретаются раз и навсегда.

У Золушки бы получилось: Место работы - дом №18 по улице Луговой, семья таких-то, должность - горничная Золушка. Получается, что у нее будет одна строчка в резюме.

 

Достижения есть всегда

- А куда писать достижения?

- Их тоже лучше указывать на каждом конкретном месте работы. Часто мне говорят: "У меня нет достижений ". Это неправда, достижения есть всегда. Достижения должны быть очень конкретные - чтобы их можно было проверить, доказать и рассказать как вы это сделали. Кроме того, если это делали не совсем вы, а вы просто были рядом и ручку подавали в нужный момент, то это не ваше достижение. Формулировку "участвовал в ..." я вообще не рекомендую писать в резюме. Непонятно, какая именно ваша роль.

Я могу предположить, что достижениями Золушки был розовый сад и поиск лучших тканей для платьев сестер. Тогда получатся достижения: "Основные результаты: лучший на улице розовый сад, сокращение бюджета на закупку тканей на 33 процента по сравнению с предыдущим годом". А если розовый сад посадила не Золушка, а она за ним только ухаживала и поливала, то тогда правильно будет написать: "Построение системы ирригации для полива роз". Системы не было, а она ее создала. И это никакая не мелочь.

- А почему образование идет последним блоком?

- Если вы окончили Гарвард или Йель, то есть если ваш вуз - это ваше преимущество, то указать стоит. Но в наших условиях такое бывает редко. Чаще всего вашими конкурентными преимуществами является что-то из вашего опыта, что вы делаете хорошо. Поэтому именно такой порядок: знания, опыт работы, навыки, достижения, образование.

У Золушки, я так подозреваю, не было никакого образования.

- Если образования нет, то стоит ли это писать?

- Можно не писать про образование, это не критично. Но работодатель видя, что не указано образование, подозревает, что его нет. Поэтому рекомендую подойти к этому творчески: "Самостоятельное обучение в области…" Во-первых, это скажет, что вы - человек обучаемый. Во-вторых, вы умеете самостоятельно учиться, вам не надо пять раз что-либо объяснять, сами поймете проблему и найдете, как ее решить.

У Золушки это, скорее всего, было бы "Самостоятельное обучение в области домоводства".

 

Креативный подход

- Писать ли про личные качества?

- Писать. Но "ответственность, исполнительность, пунктуальность" уже тоже набили оскомину рекрутерам по всему миру. Вы можете написать о том, что характеризует лично вас. Участвуете в марафонах? Работодателю это скажет, что вы выносливы и не пасуете перед трудностями.

Для Золушки я бы переформулировала ее цели в качества. То есть получилось бы: "Экономичность", "Креативный подход к решению задач".

- Это нормально, что резюме получается написанным таким канцелярским языком? Мне кажется, что многие люди не могут "полив" переформулировать в "организацию системы ирригации".

- Это абсолютно нормальный язык общения для резюме, деловой. Более того, такой язык ожидаем, потому что резюме - это деловой документ.

Согласна, что у многих людей проблема с этим. Здесь может помочь карьерный консультант или просто другой человек со свежим взглядом. Можно обратиться к другу, коллеге, уважаемому вами человеку, чтобы он помог взглянуть на ваш функционал и опыт работы по-новому, понять, в чем вы действительно профессиональны и как лучше все сформулировать.

- Зачем нужно сопроводительное письмо? Стоит ли его писать?

- Рекрутер в крупной компании одновременно ведет до 20 вакансий, скорость просмотра резюме составляет приблизительно пять штук в минуту. Сопроводительное письмо поможет вам выделиться на общем фоне, вас запомнят. Вы можете написать, почему вы хотите работать именно в этой компании, почему вы откликаетесь именно на эту вакансию. Лучше не писать длинно, два-три предложения достаточно.

У Золушки это могло бы быть так: "Я увидела, что вы цените уют, комфорт, рациональность вложений - я разделяю ваши ценности. Это мои ключевые компетенции. Я хочу и могу на своем новом месте работы сделать ..."

- Указывать ли желаемый уровень заработной платы?

- Очень индивидуально. Если вы, составив портрет работодателя, решили, что не рассматриваете зарплату меньше определенной суммы, то да - указывать. Но таким образом вы можете отсечь тех, кто платит немного меньше, но при этом ближе находится к вашему дому или предложит вам очень интересный функционал.

Предположим, Золушка раньше не получала ничего или получала 100 монет. Сейчас она хочет получать 300 монет. Если она укажет, то ей будут звонить те, кто готов платить не менее 250-275 монет.

- Это хорошо или плохо?

- Это не хорошо и не плохо. Это либо соответствует вашей цели, либо не соответствует. Если ваша цель - рассмотреть разные предложения и посмотреть вообще, что происходит на рынке труда, то лучше не указывать. Так вы ограничите себя.

С другой стороны, всегда можно продешевить. Во-первых, эта работа может стоить дороже. Во-вторых, слишком низкая зарплата для отличного специалиста - это подозрительно. Например, я рассматривала резюме коммерческого директора с внушительными знаниями, навыками, достижениями, а зарплата стояла 250 тысяч тенге. Было две мысли. Либо он себя не ценит - такое бывает, когда человек уже долгое время ищет работу. Либо что-то странное. Один из основных навыков коммерческого директора - анализ рынка. Почему он разместил резюме без анализа рынка, где зарплата стартует от 400 тысяч тенге? Не вызвало бы подозрений если бы он попросил немного больше рынка. То есть у человека есть амбиции, он готов оправдать эти деньги. Проведя небольшое расследование, я выяснила, что этот человек - аферист. 

А что если?

- Бывает, что у людей большой перерыв в работе. Предположим, что Золушка бы два-три года не работала, родила ребенка, например.

- Не стоит воспринимать перерыв в карьере как трагедию, ничего страшного в этом нет. Это не тот минус, который перечеркнет все ваши достижения и навыки. Важно, чтобы вы не растеряли их за несколько лет.

Например, для бухгалтера такой перерыв мог бы быть критичным - в этой сфере очень быстро обновляются законодательство и программное обеспечение. Если вы работаете в такой сфере, то лучше на аутсорсе как фрилансер выполнять небольшой объем работы, чтобы не растерять навыки. Если же не получилось, то после перерыва можно пойти на курсы повышения квалификации. Однако есть навыки, которые не теряются.

- А если предположить, что Золушка уже сменила несколько мест работы? Как отразить это в резюме и как отнесется работодатель?

- Это вопрос карьерного плана. Если у Золушки есть карьерный план, то она не будет так часто менять работодателей. Частая смена работы действительно может отпугнуть тех работодателей, кто настроен на долгосрочность и стабильность. А таковых - большинство, потому что большая текучка - это повышенные затраты на обучение и адаптацию. Но это не означает, что если вы пришли на новое место работы и к вам там неуважительно относятся, деньги не платят и прочее, то вы должны оставаться там.

Именно поэтому составление резюме стоит начинать с портрета работодателя. Вы же тоже заинтересованы в стабильности. "Звоночки" нужно ловить еще на собеседовании. Всегда бывает полезным прийти на собеседование чуть раньше и посмотреть, что происходит в компании в обычном режиме. Матерятся? Кричат? Вовремя не начинают встречу с вами? Случайности не случайны.

- От вас ранее звучала рекомендация: на каждую вакансию - свое резюме.

- Совершенно верно. Если бы Золушка претендовала на должность не экономки, а горничной или модистки, то это было бы абсолютно другое резюме.

  Ольга Пастухова

Иллюстрации с сайта unsplash.com

Уволиться, чтобы найти "работу мечты". Секреты карьерного консультанта

"Хочу зарабатывать миллион в месяц". Секреты карьерного консультанта

"Берут на работу только по знакомству? Ищите знакомства". Секреты карьерного консультанта

"Зачем строителю личный бренд?" Секреты карьерного консультанта

Взять и сменить профессию. 4 способа найти дело по душе

Без "Уволюсь!" и поиска новой работы. Проверенный способ поднять себе зарплату

Не используйте superstar2000 и krasotka007. Позвольте своему резюме вас "продать"

Следите за нашими публикациями! В продолжении рубрики "Секреты карьерного консультанта" речь пойдет о том, как пройти собеседование.

Получить короткую ссылку




  • Подписаться на канал новостей TengriNews:

  • Google News
  • Yandex News
  • Yandex Zen

Нравится Поделиться
Хотите больше статей? Смотреть все
Добавить комментарий
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц