На прошлой неделе в Казнете начал набирать популярность ролик, в котором юноша размазывает торт по лицу взрослой женщины, предположительно его мамы. В соцсетях обсуждают и осуждают поведение этого парня: мол, на что молодежь только не пойдет ради просмотров в TikTok, даже над матерью издеваться на камеру готовы. Еще сильнее волна негодования была в начале декабря 2020 года, после публикации новости "Блогер вел стрим с мертвой беременной подругой в Москве". Блогер периодически на камеру издевался над девушкой и оскорблял ее, а в ту ночь выставил на балкон почти голой. "Это дно", - один из самых мягких комментариев на нашем сайте под этой публикацией.
На прошлой неделе в Казнете начал набирать популярность ролик, в котором юноша размазывает торт по лицу взрослой женщины, предположительно его мамы. В соцсетях обсуждают и осуждают поведение этого парня: мол, на что молодежь только не пойдет ради просмотров в TikTok, даже над матерью издеваться на камеру готовы. Еще сильнее волна негодования была в начале декабря 2020 года, после публикации новости "Блогер вел стрим с мертвой беременной подругой в Москве". Блогер периодически на камеру издевался над девушкой и оскорблял ее, а в ту ночь выставил на балкон почти голой. "Это дно", - один из самых мягких комментариев на нашем сайте под этой публикацией.
Почему люди хайпуют ради соцсетей? Почему вторая сторона позволяет издеваться над собой, не пресекая неподобающее отношение к себе? Почему обычные казахстанцы уделяют время и внимание этим роликам? На эти вопросы ответила психолог-аналитик Ольга Солоненко.
- Ольга, давайте разберем ролик с тортом. Как вы думаете, почему себя так ведет этот юноша?
- Дело в низком интеллектуальном уровне молодого поколения. Самоуважение, уважение других людей, чувство собственного достоинства. Большинство из них незнакомы с этими понятиями. Интеллект дает обработку информации, возможность остановить самого себя в достижении быстрых целей, чтобы достичь действительно стоящего результата длительным трудом. В норме интеллект проявляется на благо своей семьи, на благо общества. Зарабатывая деньги интеллектуальным трудом, мы ежедневно занимаемся монотонным трудом ради долгосрочного проекта. Этот процесс требует выработки терпения, концентрации, самодисциплины.
Сегодня процветает культура легкого заработка, насилия, хайпа. Видно, что современной молодежи зачастую не хватает образования и широкого мировоззрения, чтобы понимать, где она может применить свои таланты. Это культура потребления, где интеллект не нужен, где все нацелено на эмоциональное удовлетворение. Блоги и тик-токи не требуют труда, упорства. Чушь снял, на этот бред кто-то реагирует.
Этот процесс проявлен не только в соцсетях, но и во многих сферах жизни – от журналистики до воспитания детей. Детей родили – как хотят, пусть так и растут. А о том, что это длительный проект, ребенка нужно сохранять, развивать, мало кто думает.
С другой стороны, нам есть за что сказать спасибо автору этого ролика. Он подсветил нам, обществу, проблемы в воспитании детей, что мы делаем не так. Он показал, что если что-то не изменить, то будущее будет вот таким. Страшно становится.
Иллюстрация:elements.envato.com
- По моим ощущениям, шутки с едой вообще неприемлемы у нас…
- Действительно, использование еды не по назначению несвойственно для культуры Казахстана. Это прямое слизывание американского представления о юморе. Там никогда не было страшного голода, как у нас, там господствует культура потребления. Поэтому такие шутки допустимы.
Казахстанцы пережили голод в 1930-1940-е годы. Для человека нашей ментальности неуважительное отношение к еде нетипично. Для нас это кощунство, издевательство. Поведение "героя" говорит, что либо он не знает о событиях тех лет, либо у него нет внутренней точки зрения на это. Для казахстанцев любого возраста свойственно уважительно относиться к столу, продукты не выкидывать, все перерабатывать. Опыт голода дал уважительное отношение к питанию, можно сказать, что это уважительное отношение к самой жизни. Мы были на грани вымирания от голода, у нас есть понятие ценности жизни. У нас нет понятия, что такое ценность отношений, но с ценностью жизни все в порядке.
- А почему люди бурно реагируют на это? Почему не пролистывают такие ролики, такие новости, пишут комментарии?
- Очень многие люди сегодня не связаны со своими негативными эмоциями – агрессией, пренебрежением, желанием нарушить табу или правила, которые приняты в социуме. И они проживают эту агрессию через хайповые видео, подобные тем, которые мы обсуждаем. Это значит, что наше отношение к социуму точно такое же, как демонстрирует тот, кто хайпует. И нам приносит удовлетворение, что мы через другого, безопасно для себя, проживаем то, что нам хотелось бы сделать. В момент просмотра таких роликов – когда сын по лицу матери размазывает торт – появляется возможность прожить эти эмоции. Наверняка многие хотели бы сделать то же самое по отношению к своим апашкам, многие хотели бы выразить агрессию по отношению к старшему поколению. Но в жизни они этого не могут. Поэтому присоединяются эмоционально, проживают те же самые эмоции, что и хайпер, во время просмотра ролика.
Кто-то может возразить: у нас нет агрессии к старшим, к родителям. Неправда. Мы можем испытывать к родителям разный спектр чувств – от позитивных до негативных.
Негативные эмоции становятся запретными вследствие того, что родитель пресекает любой протест или любое возражение ребенка. Хотя оно может быть абсолютно справедливым. Нередки случаи, когда родители нарушают границы ребенка, пренебрегают личным пространством ребенка. Такой ребенок не может выразить агрессию по отношению к родителям, либо потому что запуган, либо существует страх перед наказанием. И тогда он выливает эту агрессию на общество, это называется "эффект смещения". Он вымещает агрессию на обществе, хотя должен был бы проговорить родителю.
А любое, что меня зацепило, неважно, осуждаю я это или поддерживаю, – оно все мое. Человек, у которого реально нет агрессии, пройдет мимо, пролистнет, закроет, через секунду забудет, а не будет тратить свое время на внимательное изучение и подробное обсуждение таких видео. Это тоже говорит об инфантилизации общества: мы не можем распознать, прожить и справиться со своими эмоциями. Поэтому общество и порождает такие видео. Можно сказать спасибо, что подсветили наши проблемы.
- А что насчет случая с блогером, который из-за стрима фактически убил беременную от него девушку?
- Я думаю, что в этом случае речь идет о серьезной недоразвитости. Этот парень не смог оценить ситуацию и последствия. Мне часто блогерство напоминает игровую зависимость, когда человек не связан с реальностью. Когда есть навязчивая идея, которую он настойчиво пытается превратить в жизнь и якобы получить таким образом удовлетворение. А когда его идея вмиг не становится реальностью, человек идет на абсурд, извращения для достижения своей цели.
Кадр из видео
На самом деле мы получаем фундаментальное удовлетворение только от связи с реальностью. Когда мы потрудились, преодолели препятствие, выдержали что-то, у нас появляется самоуважение, опора внутри самого себя, что я могу справиться с этим. А тут видно отсутствие связи с реальностью.
- В обоих роликах есть два человека: не только тот, кто проявляет агрессию, но и вторая сторона. Почему вторая сторона – мама и девушка – не пресекает происходящее?
- Я могу предположить, что это люди со слабым эго, со слабым Я. Они не справляются с тестированием реальности – не могут рассчитать последствия того или иного действия. А это тоже признак низкого интеллектуального уровня. По сути, любая неопределенность – это опасность. Эта женщина могла задохнуться тортом, у нее мог произойти разрыв сердца. Худшие последствия на примере покойной беременной девушки мы и так видим. Я могу предположить, что и в том, и в другом случае вторая сторона верила, что действия агрессора принесут ему наживу, а им - одобрение с его стороны.
Иллюстрация:elements.envato.com
- О какой наживе речь? Многие соцсети в Казахстане не монетизируются…
- Нажива в виде популярности, хоть и сомнительной: обо мне пишут, обо мне говорят, я на что-то способен, я признан обществом. Чтобы реально быть признанным в обществе – за этим стоят труд и интеллект. Сейчас для признания в обществе никто не хочет всего этого длительного процесса. Напоминает истории про маньяков, убийц, которые делают это, чтобы про них говорили. Это агрессия, направленная на общество.
У каждого человека есть потребности в обществе, адаптации в нем, признании от него. А когда в силу умственных ограничений человек по-другому адаптироваться на может, то он таким образом начинает получать признание и ценность в обществе. Потребность в социализации очень важна для любого человека. Это не желание "хочу – социализируюсь, не хочу – не социализируюсь", а именно потребность, которая будет удовлетворяться в любом случае. В норме она реализуется, когда человек что-то полезное привносит в общество, создает какой-то продукт. Здесь нет никакого продукта, только утилизация эмоций.
- Что делать родителю, если он увидел, что его ребенок смотрит, пересылает такие ролики или даже сам снимает?
- Заниматься воспитанием ребенка, говорить с ним о ценностях здоровья, жизни, труда. Объяснять, что за деньгами и признанием всегда стоит труд. Объяснять бесперспективность таких видео – да, стоит. Если бестолковые с точки зрения родителя занятия, развлечения составляют не более 30 процентов времени ребенка, то пусть занимается. А вот когда они становятся образом жизни, он пренебрегает учебой, обязательствами по дому, то это повод для серьезного разговора и, возможно, обращения к психологу, если самим не получается справиться. Дети часто увлекаются чем-то. Но их остальная жизнь должна подразумевать старание, труд, концентрацию, дисциплину, спорт. Именно они дают возможность получить признание через свой интеллект.
Запрещать, думаю, тупиковый путь: все запретное еще более интересно. Орать на ребенка "ты опять в играх/соцсетях, почему не сидишь за уроками" тоже неполезно.
Если ребенок не делает что-то, что считает важным родитель, то родителю стоит обратить внимание на себя: а делаю ли это я сам? А читаю ли я сам, а интересуюсь ли наукой я сам, а занимаюсь ли спортом я сам? Именно родители своим примером создают атмосферу для развития ребенка. Именно они объясняют ребенку перед школой в 7 лет, а не по ее окончании, зачем ему учиться.
Записала Ольга Пастухова